Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
методическая разработка на тему
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» .
Старый педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Установление контактов с родителями воспитанников – начало всех начал для педагога детского сада.
.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с законом "Об образовании - Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:
– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях, поможет увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для педагога.
Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы педагога с родителями:
Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
- Выработка единства требований семьи и детского сада к воспитанию личности ребёнка.
- Привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работы.
- Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
- Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи- которые вы можете увидеть на слайдах это:
- Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.
- Познавательные формы: дискуссии, круглый стол, семейная гостиная ,дни добрых дел, дни открытых дверей, , деловые игры.
- Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей.
- Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.
При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня. А одной из ведущих функций учреждений образования является социальное портнерство между семьей и детским садом .
Таким образом, говоря о проблеме развития инициативы и творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Большое значение для развития инициативы и творческих способностей детей имеет семья.
С помощью родителей мы приобщали детей к прекрасному, развивали у них художественный и эстетический вкус. Проводили мастер-классы, открытые занятия. Благодаря активному сотрудничеству с родителями дети создавали своими руками пусть небольшие, но поистине художественные шедевры: «Портрет мамы», «Зимний сад», «Забавные животные» и др.
Согласованная организованность в работе детского сада и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей в нашем детском саду.
Для совместного творчества детей и родителей проводились такие мероприятия как:
1. Выставка совместного творчества детей с родителями «Кинофестиваль»
2. Конкурс – дефиле «Одежда из подручного материала»
3. Выставка новогодних поделок «Елочка - красавица»
5. Творческий конкурс «Валенки»
6. Конкурс семейных рисунков на тему: «Зимние виды спорта» и др.
В нашем дошкольном учреждении широко распространён такой опыт работы с родителями, как проектная деятельность. Совсем недавно стартовал в нашем детском саду долгосрочный проект «Мы - с семьей, она - со мной, вместе мы - с детским садом!»
В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Проекты проводили исследовательские, творческие.
У нас родители вместе с детьми работали над краткосрочными проектами: «Навстречу зимним Олимпийским играм», «Здоровое питание – здоровые дети» и др.
Мы выделяем основные цели реализации семейного проекта:
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Развитие инициативы и творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Проектная деятельность направлена на познавательное развитие детей, речевое развитие и на развитие продуктивной деятельности.
В результате сотрудничества ДОУ и семьи, мы создали атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений с родителями, и детьми; благоприятную эмоциональную атмосферу для формирования единого образовательного пространства, что способствовало обеспечению совместного успеха в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных групповых и общесадовых мероприятиях. Надеемся, что наши выпускники будут легко адаптироваться в новых социальных условиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА
Модель внедрения ФГОС ДО в работу ДОУЦель: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного ст...
консультация для родителей "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?"
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования...
Презентация для родителей "Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в жизни вашего ребенка?"
В презентации "Что такое ФГОС ДО в жизни вашего ребенка?" раскрываются ценности дошкольного образования. Презентация будет полезна воспитателям детских садов для ознакомления родителей с ФГОС ДО....
Памятка для родителей по теме «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования»
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закон...
Консультация для родителей Что такое «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО)?
Материал для родителей. Консультация для родителей с целью ознакомления с положениями ФГОС ДО: Основные причины введения ФГОС ДО; Цель написания ФГОС ДО; Какие задачи дошкольного образован...
Консультация для родителей Что такое «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО)?
Материал для родителей. Консультация для родителей с целью ознакомления с положениями ФГОС ДО: Основные причины введения ФГОС ДО; Цель написания ФГОС ДО; Какие задачи дошкольного образован...