"Права ребенка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшей группы: "Права ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_pravam_rebenka.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ занятия с детьми старшей группы
на тему: «Права ребенка»
Цель:
закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Задачи:
-обучающие (образовательные): формировать интерес к познавательной теме, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
-развивающие: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
-воспитательные: воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: свидетельство о рождении ребенка, картинки членов семьи, макет дерева, разрезные картинки по сказкам, два телефона, мяч, картинки школьных принадлежностей, фото детей на отдыхе, интерактивная доска.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по теме: «Права ребенка», рассматривание иллюстраций из пособия «Права ребенка», разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Вызов врача», игры: «Я помогаю маме», «Назови имя», «Кому какой дом нужен».
Ход занятия:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги)
Право на жизнь
Упражнение «Птенец».
Воспитатель: – Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
Право на имя.
Из сундучка достается свидетельство о рождении.
- Ребята, отгадайте загадку:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека.
-Ребята, что это за документ? (ответы детей). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Ребята, давайте поиграем в игру «Назови свое имя».
Мячик в руки я беру
Вверх его кидаю,
А кому его отдам
Мы сейчас узнаем.
Воспитатель:
- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Право на семью.
- А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (воспитатель достает из сундучка фотографию семьи). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение. Что такое семья, нам расскажет Кира.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Очень трудно самому,
Жить на свете одному,
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде ребята.
-Как вы думаете, что обозначает слово - семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)
-Семья – это самое главное, что есть на земле.
-Как вы думаете, зачем человеку семья?
-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Назови родственников»
, я мама, а ты мне кто?
, я папа, а ты мне кто?
, я брат, а ты мне кто?
, я сестра, а ты мне кто?
, я бабушка, а ты мне кто?
, я дедушка, а ты мне кто?
, я внучка, а ты мне кто?
, я внук, а ты мне кто?
Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
Право на жилье.
Воспитатель:- Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено? (дом)
Дети: Каждый ребёнок имеет право на жильё.
Воспитатель: Да, правильно, Право на жилье и не прикосновенность жилища. Как люди обязаны относиться к своему дому?
Дети: Бережно.
Воспитатель: Почему?
Дети: (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.)
Воспитатель: Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Замечательно! Давайте поиграем в игру, которая называется «Я живу на….».
Проводится игра «Я живу на….» все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на …, ребёнок продолжает, называя свой домашний адрес и возвращает мяч воспитателю. Аналогично с каждым ребенком.
В: Замечательно! Вот мы с вами и вспомнили ваши домашние адреса и запомнили какое право ребенка?
Д: право на жилье!
Физминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками (1,2,3)
Дружно топаем ногами (1,2,3)
Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. О каком праве вы может рассказать, глядя на эту картинку?
Дети: Право на отдых.
Воспитатель:
Дети, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?
Дети: Мы играем и дома и в детском саду, гулять на улице, смотреть мультфильмы, ездить в путешествия и т.д.
Воспитатель: А нужна ли ребёнку игра? Зачем?
Дети: В игре дети развиваются.
Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем.
Игра "Да или нет".
Воспитатель: Если согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и говорите «ДА», если не согласны, то опускаете руки и говорите «НЕТ».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть пещера у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли рифма у стиха?
Право на образование.
Воспитатель: - Ребята, что это за персонаж? (Незнайка) Почему его так назвали? Что надо делать, чтобы все знать? Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы) А в садике мы чему учимся? И это еще одно право - право на образование. А сейчас, ребята . я предлагаю отгадать вам загадки про школьные принадлежности, которые пригодятся вам для учебы в школе.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
Кто альбом раскрасит ваш,
ну конечно …..
(карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
Пишем ею в тетрадку Буквы по порядку.
Очень нужная нам штучка,
А зовётся просто …
(Ручка)
Воспитатель: Вы скоро пойдёте в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.
Воспитатель: В чём заключается ваша обязанность?
Дети: (стараться хорошо учиться)
Право на медицинскую помощь
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на следующую картинку. Кто на ней изображен?
В: А какое право может быть связано с доктором?
Д: Право на медицинскую помощь.
В: Конечно! Это право ребенка на медицинскую помощь или уход. Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Игра: «Разбери овощи и фрукты»
Воспитатель: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите, мне пожалуйста, на какую тему было наше сегодняшнее занятие? Вам понравилось заниматься и играть?
Ева:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...