"Права ребенка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия для детей старшей группы: "Права ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pravam_rebenka.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия с детьми старшей группы

на тему: «Права ребенка»

Цель:

 закрепить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

Задачи:

-обучающие (образовательные): формировать интерес к познавательной теме, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

-развивающие: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитательные: воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: свидетельство о рождении ребенка, картинки членов семьи, макет дерева, разрезные картинки по сказкам, два телефона, мяч, картинки школьных принадлежностей, фото детей на отдыхе, интерактивная доска.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по теме: «Права ребенка», рассматривание иллюстраций из пособия «Права ребенка», разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Вызов врача», игры: «Я помогаю маме», «Назови имя», «Кому какой дом нужен».

Ход занятия:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги)

Право на жизнь

Упражнение «Птенец».

Воспитатель: – Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Право на имя.

Из сундучка достается свидетельство о рождении.

- Ребята, отгадайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека.

-Ребята, что это за документ? (ответы детей). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).

- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).

- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Ребята, давайте поиграем в игру «Назови свое имя».

          Мячик в руки я беру

Вверх его кидаю,

А кому его отдам

Мы сейчас узнаем.

Воспитатель:

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Право на семью.

- А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (воспитатель достает из сундучка фотографию семьи). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение. Что такое семья, нам расскажет Кира.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Очень трудно самому,

Жить на свете одному,

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде ребята.

-Как вы думаете, что обозначает слово - семья? Что же такое семья? (Это когда есть мама, папа и другие любящие люди)

-Семья – это самое главное, что есть на земле.

-Как вы думаете, зачем человеку семья?

-Семья нужна всем людям на земле. Но особенно, конечно, ребёнку. Потому, что новорожденный малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

-А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Назови родственников»

, я мама, а ты мне кто?

, я папа, а ты мне кто?

, я брат, а ты мне кто?

, я сестра, а ты мне кто?

, я бабушка, а ты мне кто?

, я дедушка, а ты мне кто?

, я внучка, а ты мне кто?

, я внук, а ты мне кто?

Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Дети:

Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

Я заправляю постель.

Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети обязаны слушаться своих родителей.

Право на жилье.

Воспитатель:- Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено? (дом)

 Дети: Каждый ребёнок имеет право на жильё.

 Воспитатель: Да, правильно, Право на жилье и не прикосновенность жилища. Как люди обязаны относиться к своему дому?

 Дети: Бережно.

 Воспитатель: Почему?

 Дети: (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.)

 Воспитатель: Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Замечательно! Давайте поиграем в игру, которая называется «Я живу на….». 

Проводится игра «Я живу на….» все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на …, ребёнок продолжает, называя свой домашний адрес и возвращает мяч воспитателю. Аналогично с каждым ребенком.

В: Замечательно! Вот мы с вами и вспомнили ваши домашние адреса и запомнили какое право ребенка?

Д: право на жилье!

        Физминутка

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1,2,3)

Дружно топаем ногами (1,2,3)

Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор

 Воспитатель: Посмотрите на  следующую картинку. О каком праве вы может рассказать, глядя на эту картинку?

 Дети: Право на отдых.

 Воспитатель:

 Дети, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

 Дети: Мы играем и дома и в детском саду, гулять на улице, смотреть мультфильмы, ездить в путешествия и т.д.

 Воспитатель: А нужна ли ребёнку игра? Зачем?

 Дети: В игре дети развиваются.

 Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем.

 Игра "Да или нет".

 Воспитатель: Если согласны с утверждением, то поднимаете руки вверх и говорите «ДА», если не согласны, то опускаете руки и говорите «НЕТ».

 Есть ли в поле светлячки?

 Есть ли в море рыбки?

 Есть ли крылья у телёнка?

 Есть ли клюв у поросёнка?

 Есть пещера у горы?

 Есть ли двери у норы?

 Есть ли хвост у петуха?

 Есть ли рифма у стиха?

Право на образование.

Воспитатель: - Ребята, что это за персонаж? (Незнайка) Почему его так назвали? Что надо делать, чтобы все знать? Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы) А в садике мы чему учимся? И это еще одно право  - право на образование. А сейчас, ребята . я предлагаю отгадать вам загадки про школьные принадлежности, которые пригодятся вам для учебы в школе.

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
          (Тетрадь)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
        (Портфель)

Кто альбом раскрасит ваш,

ну конечно …..

(карандаш)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
         (Пенал)
Пишем ею в тетрадку Буквы по порядку.

Очень нужная нам штучка,

А зовётся просто …

          (Ручка)

  Воспитатель: Вы скоро пойдёте в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Воспитатель: В чём заключается ваша обязанность?

 Дети: (стараться хорошо учиться)

Право на медицинскую помощь

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на следующую картинку. Кто на ней изображен?

В: А какое право может быть связано с доктором?

Д: Право на медицинскую помощь.

В: Конечно! Это право ребенка на медицинскую помощь или уход. Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Игра: «Разбери овощи и фрукты»

Воспитатель: -  Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите, мне пожалуйста, на какую тему было наше сегодняшнее занятие? Вам понравилось заниматься и играть?

Ева:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...