Коррекция слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа)

этапы коррекции слоговой структуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2024.docx17.37 КБ
Файл statya_2024.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Давыдова Марина Анатольевна

учитель-логопед

МБДОУ №32 г. Белово, Кемеровская область

Коррекция слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения.

Одним из наиболее непростых в коррекции и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова.

        Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребенок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.

В коррекционной работе принято выделять два этапа: подготовительный и коррекционный.

  1. Подготовительный этап

Работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель этапа: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений

  1. Коррекционный этап

Работа ведется на вербальном материале.

Цель этапа: коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов, предложения и текста.

На уровне гласных(произнеси звук столько раз, сколько точек на кубике, столько раз, сколько логопед хлопнул в ладоши и т.д.)

На уровне слогов. Работа проводится с разными типами слогов (с общим согласным, с общим гласным, обратные слоги)

- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

 - прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками (по твердости -мягкости, звонкости –глухости, слоги со стечением)

На уровне слов.

Работа над словами осуществляется последовательно - слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в отношении сложности слога

На уровне законченных предложений.

Список литературы

  1.  Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей/ З.Е. Агранович. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. – 42 с
  2.  Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. – М.: Парадигма, 2010. – 94 с.
  3.  Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общ. недоразвития речи у детей 5 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
  4. Четверушкина Н.С.Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Н.С. Четверушкина. – М.: Гном Пресс, 2006. – 183 с


Предварительный просмотр:

Коррекция слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения.

Одним из наиболее непростых в коррекции и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова.

        Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Ребенок в процессе взросления постепенно учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.

В коррекционной работе принято выделять два этапа: подготовительный и коррекционный.

  1. Подготовительный этап

Работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цель этапа: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений

  1. Коррекционный этап

Работа ведется на вербальном материале.

Цель этапа: коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов, предложения и текста.

На уровне гласных(произнеси звук столько раз, сколько точек на кубике, столько раз, сколько логопед хлопнул в ладоши и т.д.)

На уровне слогов. Работа проводится с разными типами слогов (с общим согласным, с общим гласным, обратные слоги)

- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

 - прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками (по твердости -мягкости, звонкости –глухости, слоги со стечением)

На уровне слов.

Работа над словами осуществляется последовательно - слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в отношении сложности слога

На уровне законченных предложений.

Список литературы

  1.  Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей/ З.Е. Агранович. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. – 42 с
  2.  Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. – М.: Парадигма, 2010. – 94 с.
  3.  Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общ. недоразвития речи у детей 5 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
  4. Четверушкина Н.С.Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Н.С. Четверушкина. – М.: Гном Пресс, 2006. – 183 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического  подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речиПодготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района...

Эффективные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Всё чаще логопедам приходится работать с детьми, речевые нарушения которых имеют системный характер, когда перед специалистом встаёт необходимость  коррекции  всех компонентов речи. Слоговая...