Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Цели:
- Коррекционные
- Отработка произношения одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных.
- Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.
2. Образовательные
- Активизация словаря.
-Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным на уровне словосочетания.
-Закреплять умение составлять и распространять предложение.
-Закреплять умение образовывать родственные слова.
3. Психолого-педагогические
-Развитие слухового внимания.
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие общей моторики и координации движений
-Развитие пространственной ориентации.
Оборудование: «Карта» с обозначениями заданий, мяч, плоские изображения девочки и мальчика, картинки с изображением белки в дупле, волка, пособие «Родственные слова», заготовки со схемами предложений, сундучок, макет дерева.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт- Петербург
Цели:
- Коррекционные
- Отработка произношения одно-,двух-, трехсложных слов со стечением согласных.
- Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.
2. Образовательные
- Активизация словаря.
-Закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным на уровне словосочетания.
-Закреплять умение составлять и распространять предложение.
-Закреплять умение образовывать родственные слова.
3. Психолого-педагогические
-Развитие слухового внимания.
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие общей моторики и координации движений
-Развитие пространственной ориентации.
Оборудование: «Карта» с обозначениями заданий, мяч, плоские изображения девочки и мальчика, картинки с изображением белки в дупле, волка, пособие «Родственные слова», заготовки со схемами предложений, сундучок, макет дерева.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед приветствует детей.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришли дети - мальчик и девочка. Чтобы узнать, как их зовут я назову слоги, а вы поменяете их местами и составите имена.
Логопед: Девочку зовут ТА-СВЕ. Поменяй местами слоги и скажи имя.
1-ый ребенок: Света.
Логопед: Мальчика зовут ША-ГРИ. Поменяй слоги местами и скажи имя.
2-ой ребенок: Гриша.
Логопед: Молодцы, правильно, детей зовут Света и Гриша.
- Сообщение темы.
Логопед: Ребята, Света и Гриша не просто так пришли к нам в гости, вчера они встретили доброго волшебника, который открыл им одну тайну. Он рассказал им, что в волшебном лесу заоыт клад. Отыскать клад непросто-нужно выполнить задания! Чтобы ребята не заблудились в необычном лесу, волшебник вручил им карту с заданиями и волшебный клубок. Но есть одно важное условие: какие бы слова не встречались на пути у ребят, они должны правильно произносить их. Давайте вместе со Светой и Гришей отправимся в лес слов и поможем им выполнить задание и найти клад!
- Основная часть
Игра «Трудный слог»
Логопед раскладывает на столе карту с заданиями.
Логопед: Ребята, первое задание звучит так:
Вот волшебный вам клубок,
Размотайте трудный слог.
Назовите звуки в слоге.
Пройдете дальше по дороге.
Логопед бросает мяч и называет слоги со стечением согласных. Дети отстукивают все звуки в трудном слоге.
Логопед: ПЛА
Ребенок: П… Л… А
Игра «Пальчки здороваются»
Логопед: Молодцы! Вы легко справились с первым заданием, но вот второе:
Чтобы обойти все кочки,
Скажете слогов цепочки.
Слоги сложные я дам,
Пальчики помогут вам.
Логопед: Я произнесу цепочку слогов, а ты повторишь ее. На каждый слог пальчики руки здороваются с большим пальцем.
ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ
1-ый ребенок: ПЛА-ПЛЫ-ПЛО-ПЛУ
2-ой ребенок:ПЛУ-ПЛА-ПЛЫ-ПЛО
Логопед: Замечательно справились. Вот и третье задание:
За слогом слог,за слогом слог
Выйдете к колодцу слов.
Будете слова ловить и на части их делить.
Игра «Колодец слов»
Логопед: Ребята, возьмите удочки. Ловите слова и делите их на части.
1-ый ребенок: ФЛА-ЖОК, в этом слове две части.
Логопед: Назови певуючасть
Ребенок : ФЛА
Логопед: Назови вторую часть.
Ребенок: ЖОК
Логопед: Правильно! А почему в этом слове два слога?
Ребенок: В этом слове 2 гласных звука А и О
2-ой ребенок :БУ-ТЫЛ-КА. В этом слове три части.
Логопед: Назови первую, вторую, третью части. Почему в этом слове три части?
Далее дети делят на слоги следующие слова: клавиша, вилка, балкон, булка, и т.п.
Логопед: И с этим заданием вы справились. Но что же дальше? Читаю следующее задание волшебника ЗвукЛа.
Игра «Озеро слов»
Логопед:
За словцом словцо-
Выйдете на озерцо.
Что же делать?
Как вам быть?
Нужно воду пере…
Дети: Плыть!
Чтоб продолжить свой поход, вам понадобиться …?
Дети: Плот!
Ребята, плот лежит в правом нижнем кармашке у Клоуна. Дети находят правый нижний кармашек и достают картинку с изображением плота.
Логопед: Молодцы, ребята! Сразу нашли нужный кармашек! А чем же мы будем грести? Волшебник простит договорить чистоговорки, и тогда мы узнаем, какие еще предметы нам понадобятся, чтобы переплыть озеро слов.
Логопед: Алка-алка вам нужна …?
Дети: Палка!
Логопед: Сло-сло из палки сделаем … ?
Дети: Весло!
Логопед: Мы нашли прекрасный плот и смастерили весло. Мы можем снова продолжить путь. Но давайте сверимся с картой заданий. Но нет… . Волшебник пишет так:
Чтобы было продолженье
Повторите речь с движеньем.
- Динамическая пауза
Упражнение на координацию речи с движением.
Чтоб отправится в поход , (шаги на месте)
Нужен плот, плот, плот . ( Руки в стороны, прыжок, присели)
Озерцо переплывет ( прыжки вперед-назад)
Этот плот, плот, плот . ( Руки вверх, на плечи, на пояс)
Кто построил плот, друзья? (Имитация гребли)
Это я, я, я ( Прыжок, хлопок, руки скрестить на груди).
Отлично, а теперь садимся на плот и на плоту мы впятером озеро пере…?
Дети: плывем.
Далее дети переставляя фишки на картинках произносят слова разной слоговой структуры со звуком Л и стечением согласных.
Упражнение «Придумывание чистоговорки»
Логопед: Вот мы и переплыли озеро слов. Но что же дальше? Посмотрите, чьи это домики встретились нам на пути?
Дети: Это домики белки и волка.
Логопед: Правильно! А задание звучит так:
Вот домик белки и домик волка.
Сочините про них чистоговорки.
Логопед: Ребята, я помогу вам придумать чистоговорки. Мы будем их сочинять также, как делали это на занятии. Я буду задавать вам вопросы. Как назвыается этот домик?
Дети: Дупло!
Логопед: Какой последний слог в слове ДУПЛО?
Дети: ПЛО
Логопед: А сколько слогов в этом слове?
Дети: Два слога.
Логопед: Значит сначала повторим слог ПЛО 2 раза: ПЛО-ПЛО. А как белке в дупле? Ведь она там прячется от холодов, значит ей там … ?
Дети: Тепло.
Логопед : Пло-пло Какое дупло?
Дети: Пло-пло теплое дупло.
Логопед: Пло-пло у кого теплое дупло?
Дети: Пло-пло у белки теплое дупло!
Игра « Дерево родственных слов»
Логопед: Но как же волк? Посмотире, какой он грустный. Обычно волки какие?
Дети: Волки злые.
Логопед: Что делает волк?
Дети: Волк плачет.
Логпед: Спросите у волка, почему он плачет?
Дети: Олк-олк почему ты плачешь, волк?
Логопед: Он говорит, что потерял своих родственников. Давайте поможем и подберем к слову ВОЛК родственные слова. А поможет нам в этом чудо-дерево родственных слов.
Дети подбирают слова с помощью пособия «Дерево родственных слов». Затем определяют самое длинное и самое короткое слово.
Логопед: Ребята, мы преодолели трудный путь.
Путь подходит к завершенью.
Приближаясь к кладу,
Лишь составить предложения
Вам, ребята, надо!
Именно так звучит последнее самое сложное задание волшебника Звук Ла
Задание «Составь предложение по схеме».
Логопед предлагает детям заранее заготовленные схемы предложений.
1-ый ребенок: Клава гладит платье.
Логопед: Замечательно! Сколько слов в твоем предложении?
1-ой ребенок: Три.
Логопед: Давай сделаем предложение длинным, добавив в него новые слова.
Кто такая Клава?
Дети: Девочка.
Логопед: Добавьте слово ДЕВОЧКА в предложение.
Дети: Девочка Клава гладит платье.
Логопед: Девочка Клава гладит КАКОЕ платье?
1-ый ребенок : Девочка Клава гладит ЖЕЛТОЕ платье.
2-ой ребенок составляет предложение «Владик плывет на плоту» и распространяет его словом СМЕЛЫЙ.
Логопед: Вот мы и помогли с вами Свете и Грише выполнить задания. Но где же клад? Давайте посмотрим в карту. ( На карте под рисунком бугорка наклеен свиток бумаги, на свитке нарисована новогодняя елочка, под ней сундучок с кладом).
Логопед: Под пригорком чудо-сверток, в нем написано, ребята, что клад лежит…
Дети: Под елкой!!!
Логопед: давайте откроем сундучок, и посмотрим, что за сокровище внутри.
Дети открывают сундучок, в нем написано слово СЛОГ. Дети читают слово.
- Итог занятия.
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему СЛОГ-это клад?
Дети: Слог-это клад, потому что из слогов состоят слова, из слов предложения, а из предложений состоит наша речь.
Логопед: Вы потрудились на славу! Я вас благодарю за старание. И вас прошу поблагодарить гостей за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Под п...
Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Учебно-методические материалы...
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Причины нарушений слоговой структуры слова.Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприя...
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...
Эффективные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Всё чаще логопедам приходится работать с детьми, речевые нарушения которых имеют системный характер, когда перед специалистом встаёт необходимость коррекции всех компонентов речи. Слоговая...