Консультация для воспитателей "Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте"
консультация

Ахмедова Луиза Вахаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте Ахмедова Л.В.

Слайд 2

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Модель – упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.

Слайд 3

Дидактические задачи этапов развития навыков наглядного моделирования познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью; образно представить структуру слова; научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, определять место звука в слове (в начале, середине, конце); определять последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове; изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме; отработать навык слогового чтения.

Слайд 4

Средняя группа знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов); подготовка артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы; знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью; знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей; обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой; обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек

Слайд 5

Старшая группа продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков; продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте; обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков; обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты; обучение проведению звукового анализа и синтеза слогов и одно- двусложных слов, используя фишки; обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой; обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

Слайд 6

Подготовительная группа завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи; формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита; обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой); –обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме; –обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений; –закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

Слайд 7

символы гласных звуков символы твёрдости и мягкости согласных звуков символы согласных звуков

Слайд 8

«Домики», «Светофоры» «Гусеница» «Пуговица»

Слайд 9

«Подарки Змею Горынычу» лото «Гласные звуки» «Подарки Змею Горынычу»

Слайд 10

«Синички»

Слайд 11

«Собери бусы» «Подбери схему к слову»

Слайд 12

«Картинки в корзинки» «Старички-звуковички»

Слайд 13

« Кораблики » « Строители » « Букет »

Слайд 14

« За покупками »

Слайд 15

конструирование модели предложения

Слайд 16

«Кто какую пользу приносит?»

Слайд 17

« Живые слова »

Слайд 18

схематические изображения предлогов лото «Предлоги» Карточки для составления словосочетаний и предложений

Слайд 19

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М.Монтень, французский философ XVI века

Слайд 20

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Использование технологии  наглядного моделирования  в обучении грамоте»

(слайд 1) Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

 (слайд 2) Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование.
Модель –
упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста 

Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого

(слайд 3) При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования       позволит решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

 - отработать навык слогового чтения

(слайд 4) Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решаются следующие задачи:

Средний возраст

  • знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов);

–подготовка        артикуляционного        аппарата        к        постановке        искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы;

  • знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью;

–знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей;

  • обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой;
  • обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек.

(слайд 5) Старший возраст

  • продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков;
  • продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте;
  • обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков;
  • обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты;
  • обучение        проведению        звукового        анализа        и        синтеза        слогов        и        одно- двусложных слов, используя        фишки;
  • обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой;
  • обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

(слайд 6) Подготовительный возраст

  • завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;
  • формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита;

обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

–обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

–обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

–закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

(слайд 7 )В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.

     Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.

     Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные  картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения  в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.

(слайд 8 )Для определения позиции данного звука в слове по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру  можно дополнить  серией игр с аналогичным заданием.  Это позволит разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как:  «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т.п.),  «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы), «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна),  

(слайд 9) «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова), лото «Гласные звуки»,

(слайд 10) игра «Синички»  («носик» - начало слова, «туловище» - середина слова, «хвостик» - конец слова).

(слайд 11) Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие  пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики),«Подбери схему к слову»,

(слайд 12) «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».

(слайд 13) Для определения количества слогов в слове  применяется ряд игр: «Кораблики» (дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов), «Букет» (на вазах слоговая схема слова), «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).

(слайд 14) игра  «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей  - 3 слога)  и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т.е. в три). Насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов.

(слайд 15) Продуктивным  является использование наглядных моделей при формировании у детей конструирования  предложений различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения.   При этом , используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).

 (Слайд 16) Пособие «Кто какую пользу приносит»

  Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

(слайд 17 ) Игра « Живые слова»

Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.

Каждый ребёнок изображает слово. «медвежонок»;  «любит».  «Мёд» Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок)

Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.

(слайд 18) Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых  (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).

     На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности  применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.

     Для закрепления материала используются индивидуальные карточки по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой»), а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).

(слайд 19) Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи,  так и детей массовых групп дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.

Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....

использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников дифференциации звуков

Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи.Применение символической аналогии пр...

Использование наглядного моделирования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Основные задачи коррекционной работы с детьми с ОВЗ: научить детей  связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. ...

Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...