ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ДЕТСТВО"
консультация
Консультации для воспитателей | Социально коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие | Проектная деятельность |
Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой.
Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_1.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования «Детство» создана коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 1990г. под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой В основе программы «Детство» — теоретические идеи Петербургской (Ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования
Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.
Программа ориентирована на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей , широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру. ( В. И. Логинова ) В чем особенности содержания программы Детство?
Девиз программы «чувствовать –познавать - творить »
Каким принципам соответствует программа «Детство »? Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития . Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Принцип сотрудничества с семьей. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Каковы научные основы и базовые идеи программы «Детство»? Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Базовые идеи программы: Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. Идея о феноменологии современного дошкольного детства. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного , интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив , творчества, интересов, самостоятельной деятельности.
Какова новая структура программы «Детство»? Выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный ; Представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста ( раннее детство ) и в дошкольных группах ( дошкольное детство ); Дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; Раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; Описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга ; Определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»;
Какова новая структура программы «Детство»? Охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; О пределено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; В приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Из чего будет состоять методический шлейф программы ? За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий , представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий: — программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет; — методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье; — методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство». — мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
Почему программу «Детство» можно назвать комплексной? Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.
Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»? При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка ...»
Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию программы «Детство »? Ближайшие планы авторов программы — разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям. Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе „ Детство», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.
В содержательном разделе представлено содержание и особенности организации образовательного процесса характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в 5 образовательных областях вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; Образовательная деятельность по коррекции нарушений в развитии детей
В организационном разделе определено материально техническое обеспечение режим дня особенности традиционных событий, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
В ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» ВЫДЕЛЕНО ДВЕ ЧАСТИ — ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ. Основная часть «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Художественное творчество» «Музыка» Дополнительная часть ( региональный компонент) Знакомство с малой Родиной – родным городом Знакомство с родной страной и миром Этнокультурное образование и воспитание ребёнка Изучение иностранного языка
Достоинства и недостатки программы Программа «Детство» — одна из новых комплексных программ, предложенных министерством образования для работы в детских учреждениях образования. По сведениям Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год), данная программа занимает второе место в нашей стране по популярности . Педагоги, работающие по этой программе, не называют выявленных недостатков. Как результат, отмечается повышение положительного отношения родителей к дошкольному образованию.
Проблемы могут возникнуть при реализации программы. Дошкольное учреждение, решившее перейти на данную программу, должно провести большую работу: подготовить педагогический коллектив к работе по новой программе, изучить её особенности и требования; согласовать с родителями воспитанников изменение образовательной программы ДОУ; разработать собственную программу ДОУ, основываясь на программе «Детство» и учитывая особенности своего образовательного учреждения; подготовить соответствующую материально-техническую базу.
Библиотека программы « Детство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".
Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...
Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...
Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"
Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....
Методическая разработка: Технология реализации проекта "На арене цирка"
Красочный путеводитель с необходимыми атрибутами для подробного знакомства детей с цирком....
методическая разработка по реализация системно-деятельностного подхода
Краткострочный проект реализация системно-деятельностного подхода с детьми в 1мл.группе тема "Матрёшка"Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-Матрёшкой....
Методическая разработка по реализации проекта«Экологическая тропинка»
«Основная идея устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. ...
Методическая разработка по реализации проекта по ПДД в детском саду.
Ежедневно в дорожно – транспортных происшествиях на дорогах страны, в том числе и нашей области, получают травмы и гибнут не только взрослые, но и дети, и поэтому в настоящее время знание правил дорож...