ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ДЕТСТВО"
консультация

Оксана Александровна Кленцова
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ДЕТСТВО"

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой.

Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_1.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСТВО ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Автор: Кленцова О.А .

Слайд 2

Федеральная образовательная программа дошкольного образования «Детство» создана коллективом авторов – преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 1990г. под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой В основе программы «Детство» — теоретические идеи Петербургской (Ленинградской) научной школы дошкольной педагогики. Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования

Слайд 3

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

Слайд 4

Программа ориентирована на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Слайд 5

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей , широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Слайд 6

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру. ( В. И. Логинова ) В чем особенности содержания программы Детство?

Слайд 7

Девиз программы «чувствовать –познавать - творить »

Слайд 8

Каким принципам соответствует программа «Детство »? Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития . Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Принцип сотрудничества с семьей. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 9

Каковы научные основы и базовые идеи программы «Детство»? Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Базовые идеи программы: Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. Идея о феноменологии современного дошкольного детства. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного , интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив , творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Слайд 10

Какова новая структура программы «Детство»? Выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный ; Представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста ( раннее детство ) и в дошкольных группах ( дошкольное детство ); Дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; Раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; Описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга ; Определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

Слайд 11

Какова новая структура программы «Детство»? Охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; О пределено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; В приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Слайд 12

Из чего будет состоять методический шлейф программы ? За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий , представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий: — программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет; — методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье; — методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство». — мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Слайд 13

Почему программу «Детство» можно назвать комплексной? Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно - образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.

Слайд 14

Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»? При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка ...»

Слайд 15

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию программы «Детство »? Ближайшие планы авторов программы — разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям. Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе „ Детство», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.

Слайд 16

В содержательном разделе представлено содержание и особенности организации образовательного процесса характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в 5 образовательных областях вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; Образовательная деятельность по коррекции нарушений в развитии детей

Слайд 17

В организационном разделе определено материально техническое обеспечение режим дня особенности традиционных событий, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

Слайд 18

В ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» ВЫДЕЛЕНО ДВЕ ЧАСТИ — ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ. Основная часть «Физическая культура» «Здоровье» «Безопасность» «Социализация» «Труд» «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Художественное творчество» «Музыка» Дополнительная часть ( региональный компонент) Знакомство с малой Родиной – родным городом Знакомство с родной страной и миром Этнокультурное образование и воспитание ребёнка Изучение иностранного языка

Слайд 19

Достоинства и недостатки программы Программа «Детство» — одна из новых комплексных программ, предложенных министерством образования для работы в детских учреждениях образования. По сведениям Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год), данная программа занимает второе место в нашей стране по популярности . Педагоги, работающие по этой программе, не называют выявленных недостатков. Как результат, отмечается повышение положительного отношения родителей к дошкольному образованию.

Слайд 20

Проблемы могут возникнуть при реализации программы. Дошкольное учреждение, решившее перейти на данную программу, должно провести большую работу: подготовить педагогический коллектив к работе по новой программе, изучить её особенности и требования; согласовать с родителями воспитанников изменение образовательной программы ДОУ; разработать собственную программу ДОУ, основываясь на программе «Детство» и учитывая особенности своего образовательного учреждения; подготовить соответствующую материально-техническую базу.

Слайд 21

Библиотека программы « Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"

Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....

Методическая разработка: Технология реализации проекта "На арене цирка"

Красочный путеводитель с необходимыми атрибутами для  подробного знакомства детей с цирком....

методическая разработка по реализация системно-деятельностного подхода

Краткострочный проект реализация системно-деятельностного подхода с детьми в 1мл.группе тема "Матрёшка"Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-Матрёшкой....

Методическая разработка по реализации проекта«Экологическая тропинка»

«Основная идея устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. ...

Методическая разработка по реализации проекта по ПДД в детском саду.

Ежедневно в дорожно – транспортных происшествиях на дорогах страны, в том числе и нашей области, получают травмы и гибнут не только взрослые, но и дети, и поэтому в настоящее время знание правил дорож...