Конспект занятия
план-конспект занятия (старшая группа)

Руднева Ольга Владимировна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Народная тряпичная кукла»

Воспитатель: Руднева О.В.

Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи:

- научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Материал:

- Образец готовой тряпичной куклы;

- Компьютер.

- Видеопроектор.

- Подборка слайдов.

- Три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 25, 20 и 15см (круги заранее приготовлены),

- квадрат для лица 20х20см, ткань белого цвета (квадрат заранее приготовлен),

- немного ваты для головы,

- нитки для обвязок,

- треугольник для косынки из тонкой ткани.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей в русском народном костюме

Воспитатель:

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

Воспитатель: ребята, а сейчас я вам загадаю одну загадку, а вы внимательно слушайте.

Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я,
Подскажите-ка, друзья?

Дети: Кукла!

Воспитатель: Правильно ребята – это кукла .

В современном мире существует огромное множество кукол. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, резины, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а некоторые куклы могут даже разговаривать .

Ребята, куклы это что? (игрушки).

У вас дома есть куклы , расскажите какие они? (ответы детей)

Скажите если кукла сделана из дерева, какая она? (деревянная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из резины? (резиновая).

А из ткани? (тряпичная)

Воспитатель : Откуда у вас появились куклы ? (ответы)

Где их покупают? (ответы)

А как они попали в магазин? (ответы)

Где делают игрушки? (ответы)

Воспитатель : Правильно, игрушки делают на специальных фабриках игрушек. И ваши игрушки сделали на фабрике игрушек.

Воспитатель : Ребята, а вы, знаете, как раньше изготавливали куклы? (ответы детей).

Воспитатель :

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

Воспитатель: - Красивая кукла у нас? Вам она понравилась? А чем она вам понравилась? Тогда слушайте про неё рассказ….

Рассказ воспитателя : Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, их изготавливали в ручную . В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и взрослые и дети. Крутить кукол начинали с 4-5 лет.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза, и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол с которыми можно было играть.

В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры..

Когда дети подрастали, делали кукол сами.

Изготовлять кукол было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек и лоскутков ткани.

Воспитатель: Давайте пройдём к нашей выставке кукол. Посмотрите, какие куклы красивые и нарядные, и какие они все разные (слайды)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этих кукол, какая особенность их объединяет? Правильно! Они безликие. Как вы думаете, почему у кукол нет лица? ( ответы детей )

Воспитатель :

#1051;юди считали что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребёнку, то есть она оживёт и возможно приобретёт дурной характер.

2. Дети, играющие с тряпичной куклой, не имеющей лица, придумывали ей разное настроение (грусть, веселье, удивление).

Воспитатель : давайте посмотрим , какие куколки у нас здесь есть.

(слайды)

По своему назначению куклы делятся на три большие группы :

- обрядовые;

- куклы-обереги;

- игровые.

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Пеленашка - кукла оберег

Воспитатель: Кто знает, почему эта кукла получила такое название? (Это младенчик, запеленатый в пелёнку. Раньше новорождённых детей плотно пеленали в пелёнку.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.

Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть маленькие дети обязательно должна быть кукла- Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.

Кубышка - травница

Чтобы воздух в избе был чистый, делали полезную куколку - Кубышку-травницу. Ставили её в детской комнате, а в ней полезные и душистые травы. Ребёнок играл с куколкой и по дому разносился травяной дух, с такой куклой дети меньше болели. (Дети обследуют куклу.)

Кукла "Крупеничка"

Делали эту куклу после сбора урожая. Вот посмотрите, как на Руси собирали урожай. Внутри куклы зерно. Потрогайте куклу. (Дети обследуют куклу.)

Воспитатель: русские люди наполняли эту куклу самым лучшим зерном, для того, чтобы весной его посеять и получить новый урожай.

Кукла " Колокольчик"

Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Воспитатель :

Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.

Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы м небольшой кусочек синтепона.

За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик. это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы.

Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей., обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.

Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем.

Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!

Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Берите своих куколок и играйте с ними .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...