«Использование инновационной технологии «Скрайбинг» в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.»
материал (средняя группа)

Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skraybink_kasikina.docx97.57 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»

Города Сорочинска Оренбургской области

Мастер класс на тему «Использование инновационной технологии «Скрайбинг» в
духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.»

Подготовила воспитатель:

Касикина Олеся Алексеевна

г.Сорочинск,2024г

«Использование инновационной технологии «Скрайбинг» в
духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.»

 

Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших  образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.

И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Я представляю вашему вниманию инновационную технологию – скрайбинг.

Итак, скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги), которая была изобретена британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.  Сейчас скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада.

В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации  содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, ведению записей и дневников. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Разновидности скрайбинга

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

 

1.Скрайбинг рисованный.         Рука человека рисует  картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.

2.Скрайбинг - аппликация.       На лист бумаги или любой другой фон  выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Скрайбинг магнитный.         Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4.Скрайбинг компьютерный.   При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

 

 

Инструменты для скрайбинга

 

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

-  мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;

-  маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;

-  набор картинок-аппликаций;

-  набор готовых картинок, магниты;

 

Скрайбинг и дети

Представьте, вы учите с  ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н.Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Я вам показала пример компьютерного скрайбинга. А  вы попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст.

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Это как раз и есть рисованный скрайбинг.

Вот в презентации представлен скрайбинг рисованный этого же стихотворения Н.Нищевой «Елочка», а также скрайбинги сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Кроме сказок я делала рисунки и к рассказам, например, «Галка и кувшин» Л.Толстого, «Два козлика» К.Д.Ушинского.

Для детского сада можно использовать не только нарисованный скрайбинг, но и аппликационный  и магнитный. Полезным развивающим занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

 

Основные заблуждения

  1. «Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
  2. «Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
  3. «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
  4. «Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.

 

Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.

Выводы.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется  не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов  как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста на учебный год 2020 – 2021 Автор: Наталья Михайловна Шунина Этапы работы над темой I. П...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Использование инновационной технологии «Рефлексивный круг» как метод социализации детей дошкольного возраста.

Детствосбережение является ключевой идеей, проектируемой педагогической концепцией развития дошкольного образования, стратегическим вектором, определяющим новое качество образования в интересах детств...