Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Шунина Наталья Михайловна
Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста на учебный год 2020 – 2021 Автор: Наталья Михайловна Шунина Этапы работы над темой I. Подготовительный этап (сентябрь): 1. Изучение методической литературы по теме. 2. Определение перспективности и практической значимости для повышения воспитательно - образовательного процесса. II. Прогностический этап (сентябрь). 1. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса: - календарно – тематическое планирование; - конспекты занятий; - план работы с родителями. III. Практический этап (октябрь – май): 1. Работа с детьми по плану. 2. Работа с родителями по плану. IV. Обобщающий этап (май). 1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. 2. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. 3. Отчёт по проделанной работе по плану с сентября по май, V. Внедренческий этап (май). 1. Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия для всех возрастов». Арт - терапия - это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО! Арт-терапия воспитанников - это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере. Виды арт-терапии: • Изотерапия • Цветотерапия • Песочная терапия • Фототерапия • Игротерапия • Музыкотерапия • Вокалотерапия • Сказкотерапия • Танцевально-двигательная терапия Цель: использование инновационных методов «Арт –терапии» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии. • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения. • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию. • Стимулировать креативность, оригинальность мышления. • Развивать уверенность в себе. • Гармонизировать эмоциональное состояние. • Способствовать развитию детского коллектива. Использование инновационной технологии «Арт-терапия» в речевом развитии детей дошкольного возраста Календарно – тематическое планирование с детьми на 2020 -2021 ученый год. 1. Сентябрь, октябрь, ноябрь Название темы и краткое описание направлений «Я и мой мир» Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Темы занятий 1.«Встреча со звездочетом» 2. Тест: «Раскрась картинку». 3. Игра "Взгляд в будущее" 4. Игра – занятие с сухим песком 5.«Путешествие в мир сказки» 6. Цветотерапия «Страна Цвета» 7.«Лесная школа» 8. Игра – занятие с сухим песком 9.«Неведомый рай» 10. Цветотерапия «Красный цвет» 11. Игра – занятие с сухим песком Цель Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников. Задачи Развивать воображение, изобразительные навыки, активизировать мышление и речь. Развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать вариативность и оригинальность мышления. Развивать коммуникативные навыки. Развивать умения направлять свой потенциал в сферу творчества. Работа с родителями Консультация «Чудеса арт - терапии». Рекомендации для родителей «Изо-терапия с детьми». 2. Декабрь, январь, февраль Название темы и краткое описание направлений «Эмоция и чувства» Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональ-ный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания. Темы занятий 1.«Огонь и солнце» 2. Игра "Придумай инопланетянина" 3. Игра – занятие с сухим песком 4.«Сказка о каменном короле» 5. Цветотерапия «Желтый цвет» 6.«Легенда о камне» 7. Психокоррекционные сказки 8.«Разговор деревьев» 9. Игра – занятие с сухим песком 10. Игра – занятие с сухим песком Цель Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки. Задачи Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать. Развивать воображение. Развивать творческое воображение и фантазию. Развивать сенсорную память. Активизировать мыслительные процессы. Развивать эмоциональную сферу. Гармонизация эмоционального состояния. Активизировать словарный запас. Активизация мыслительных процессов. Работа с родителями Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения». Консультация для родителей «Что рисуют дети». Памятка для родителей: «Все, что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям. 3. Март, апрель, май Название темы и краткое описание направлений «Социальные навыки» Темы настоящего раздела предполагают обучение детей ана-лизу причин межличностных конфликтов и умению самостоя-тельно их регулировать, предотвращать ссору. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Темы занятий 1.«Четыре желания» 2. Игра – занятие с сухим песком 3. Цветотерапия «Коричневый цвет» 4.«Чего на свете не бывает?» 5.«Музыкальная шкатулка» 6. Игра – занятие с сухим песком 7.«В гостях у Вини-Пуха» 8. Игра – занятие с сухим песком 9. Цветотерапия «Зеленый цвет» 10. Игра "Двое с одним мелком" 11. Игра "Неожиданные картинки" Цель Формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений Задачи Развивать диалогическую речь. Активизировать словарный запас. Развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать умения ориентироваться в пространстве. Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. Воспитывать умение сопереживать. Формировать коммуникативные навыки. Развивать воображение. Развивать творческое воображение и фантазию. Работа с родителями Буклет «Любимый цвет вашего ребенка» Выступление на итоговом родительском собрании «Изо-терапия в детском саду и дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovats_v_rechi_art-terapiya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Использование инновационной технологии «Арт-терапии»,

 в речевом развитии детей дошкольного возраста,

в старшей  группе комбинированной направленности «Солнечные лучики»

на учебный год 2020 – 2021

для детей 5-6 лет

Воспитатель:
Шунина Н.М.

Гатчинский район

д.Лампово


Этапы работы над темой

I. Подготовительный этап (сентябрь):

1. Изучение методической литературы по теме.
2.
Определение перспективности и практической значимости для повышения воспитательно - образовательного процесса.

II. Прогностический этап (сентябрь).

1. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса:
- календарно – тематическое планирование;
- конспекты занятий;
- план работы с родителями.

III. Практический этап (октябрь – май):

1. Работа с детьми по плану.

2. Работа с родителями по плану.

IV. Обобщающий этап (май).

1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме.

2. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

3. Отчёт по проделанной работе по плану с сентября по май,

V. Внедренческий этап (май).
1. Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия для всех возрастов».

Арт - терапия - это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО!

Арт-терапия воспитанников - это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Виды арт-терапии:

  • Изотерапия
  • Цветотерапия
  • Песочная терапия
  • Фототерапия
  • Игротерапия
  • Музыкотерапия
  • Вокалотерапия
  • Сказкотерапия
  • Танцевально-двигательная терапия

Цель: использование инновационных методов «Арт –терапии» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.
  • Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.
  • Способствовать развитию детского коллектива.

Календарно – тематическое планирование с детьми

на 2020 -2021 ученый год.

Инновационные технологии «Арт-терапии» в развитии речи

Месяц

Название темы и краткое описание направлений

Темы занятий

Цель

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

«Я и мой мир»

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.

1.«Встреча со звездочетом»

2.Тест: «Раскрась картинку».

3. Игра "Взгляд в будущее"

4.Игра – занятие  с сухим песком

5.«Путешествие  в мир сказки»

6.Цветотерапия «Страна Цвета»

7.«Лесная школа»

8.Игра – занятие  с сухим песком

9.«Неведомый рай» 10.Цветотерапия «Красный цвет»

11.Игра – занятие  с сухим песком

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников.

Развивать воображение, изобразительные навыки, активизировать мышление и речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать вариативность и оригинальность мышления.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать умения направлять свой потенциал в сферу творчества.

Консультация «Чудеса арт - терапии».

Рекомендации для родителей «Изо-терапия с детьми».

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

«Эмоция и чувства»

Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания.

1.«Огонь и солнце»

2.Игра "Придумай инопланетянина"

3.Игра – занятие  с сухим песком

4.«Сказка о каменном короле»

5.Цветотерапия «Желтый цвет»

6.«Легенда о камне»

7.Психокоррекционные сказки

8.«Разговор деревьев»

9.Игра – занятие  с сухим песком

10.Игра – занятие  с сухим песком

Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать.
Развивать воображение.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Развивать сенсорную память.

Активизировать мыслительные процессы.

Развивать эмоциональную сферу.

Гармонизация эмоционального состояния.

Активизировать словарный запас.

Активизация мыслительных процессов.

Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения».

Консультация для родителей «Что рисуют дети».

Памятка для родителей: «Все , что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям .

Январь

Февраль

Март

«Социальные навыки»

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками.

1.«Четыре желания»

2.Игра – занятие  с сухим песком

3.Цветотерапия «Коричневый цвет»

4.«Чего на свете не бывает?»

5.«Музыкальная шкатулка»

6.Игра – занятие  с сухим песком

7.«В гостях у Вини-Пуха»

8.Игра – занятие  с сухим песком

9.Цветотерапия «Зеленый цвет»

10.Игра "Двое с одним мелком"

11.Игра "Неожиданные картинки"  

Формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Развивать диалогическую речь.

Активизировать словарный запас.

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Развивать умения ориентироваться в пространстве.

Активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.
Воспитывать умение сопереживать.
Формировать коммуникативные навыки.

Развивать воображение.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Буклет «Любимый цвет вашего ребенка»

Выступление на итоговом родительском собрании « Изо-терапия в детском саду и дома».

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.Актуальнос...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом....

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...