Конспект индивидуального занятия по теме: "Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях у детей подготовительной группы с ФФНР. Путешествие в песочную страну."
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Костенко Татьяна Сергеевна

План-конспект индивидуального логопедического занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_kopiya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Конспект индивидуального логопедического занятия

с элементами песочной терапии.

Тема: "Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях у детей подготовительной группы с ФФНР.

Путешествие в песочную страну."

Автор: Костенко Т.С.

учитель-логопед МДОУ д/ с №14

2017

Тема: автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.

Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях.

Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
• закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] изолированно, в словах, предложениях ; 
• уточнить правильную артикуляцию звука [Ш]; 
формировать навыки распознавания места звука Ш в слове
• закреплять зрительный образ буквы [Ш].

• совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ. 
2) Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух;

• развивать артикуляционную моторику,  координацию речи с движением.

• тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную  струю.

 обогащать, уточнять, активизировать словарь;

 развивать высшие психические процессы: зрительное восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление;

•  развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

3) Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность в течение всего занятия;

• Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Вырабатывать умение  обдумывать свои действия;

Формировать мотивацию к познавательной деятельности.

4. Здоровьесберегающие:

•  Соблюдать правильную посадку ребенка;

  Соблюдать режим охраны зрения;

• Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Ресурсы: 
• картинки Нюши и Бараша;
• карточки с изображением смешариков (для артикуляционной гимнастики);

• картинка Остров сокровищ;
фигурки с животными;

кисточка;

трубочка;

камушки;

фигурка песочная фея;

приз для ребенка (раскраска).
Использование специального оборудования:  световой планшет;

Возрастная группа: ребенок 6 лет с ФФНР.

                                         Этапы занятия.
1. Организационный этап. Введение в тему занятия.

Ритуал входа (песочная фея).

Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Определить, «узаконить» правила поведения в песочнице.

Содержание: Знакомство с гостями. Дыхательное упражнение «Подуй в трубочку».

- Полина, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.

-Посмотри, нас кто-то встречает.

(на световом планшете стоит песочная фея).

-Ты узнала, кто это? (это песочная фея)

-Полина,  здравствуй! Я приглашаю тебя в свою песочную страну. В моей стране существуют правила, давай вспомним их.

-Песок не есть

-Нельзя кидаться песком

-Не высыпать песок из песочницы

-Нельзя вытирать руки об одежду, а нужно руки отряхивать над песочницей.

-Не забывать мыть руки.

-В моей волшебной, песочной стране происходят разные чудеса, а вот что сегодня произойдёт, с каким героем  ты встретишься, ты узнаешь прямо сейчас.

-Возьми трубочку и подуй в неё на песок в центр планшета. (фея уходит)

-А ты знаешь, кто это? (Бараш)

-Из какого мультфильма этот герой? (Смешарики).
-
Бараш пришел к нам в гости послушать, как ты научилась правильно произносить звук Ш и поиграть с тобой в разные игры. Он предлагает тебе вместе с ним отправиться в гости к Нюше, в путешествие по песочной стране.


2. Актуализация знаний. Закрепление умений и навыков.

Дидактическая задача: Организовать и направить деятельность обучающихся. Обеспечить постепенный логический переход к введению новой информации.

Артикуляционная гимнастика

Дидактическая задача: развивать артикуляционную моторику.

-Бараш пока к нам шел в гости, потерял картинки своих друзей в песке. Давай найдём их.

-Давай присядем на стульчики, и положим ладошки на песок,  поздороваемся с ним.

-Найди картинку в верхнем правом углу, возьми кисточку и расчисти песок.

-Посмотри, кто это? - Как зовут этого героя? Что он делает?

-Догадайся, какое упражнение мы будем выполнять? Как оно называется?

Выполняем упражнения: 
«Лопаточка» 

широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.

«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».

Язык широкий,гладкий

Получается –лопатка.
«Часики
»

 Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Тик- так, тик- так

Ходят часики вот так»

Влево - тик

Вправо - так

Ходят часики - вот так!
«Качели» 

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я  вниз».

«Чашечка»

выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Маляр».

Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку.

Язычок наш – кисточка,

нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Барабан»

 Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт «стучать по песку».

В руки барабан возьмем

И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли,

«Д-д-д-д» застучали.

1) Изолированное произнесение звука Ш. Закрепление произношения звука Ш.

Дидактическая задача: закрепить правильную артикуляцию

Давайте покажем Барашу, как ты уже научились произносить звук «Ш».

-Возьми песок в ладошку.
-
Ветерок подул и закружил песочек ш-ш-ш-ш-ш. Сыпем песок ш-ш-ш-ш-ш

-Произнеси звук [ш] и расскажи, что делают губки и язычок.

(Ответ ребёнка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.)

-Какой это звук согласный или гласный? (согласный, глухой, твёрдый). Молодец.

2) Соотнесение звука с буквой. 

 Дидактическая задача: закрепить зрительный образ буквы Ш.

 -А на письме звук Ш обозначается буквой Ша.

- Давай напишем эту букву на песке пальчиком. 
3) Развитие фонематического слуха.
Игра «Дорожка»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику.

-Барашу очень понравилось, как ты выполняла все упражнения и он предлагает поиграть с ним.
-
Он очень любит гулять. Давай  выложим  дорожку, чтобы побыстрее добраться до Нюши. – Возьми камушки и выложи дорожку.

-Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами).

Наша Нюша мышку Машу

Пригласила кушать кашу

Мышка Маша нашей Нюше

Принесла кусочек груши.
4) Закрепление звука Ш в словах. 
а)
 Игра «Найди игрушки», « Собери игрушки в коробку»

Дидактическая задача:

 - развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.

-закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах
-
Куда же привела нас дорожка? Мы попали на поляну сокровищ, где Бараш что-то спрятал.

-Давай встанем и посмотрим.

-Давай найдём, что он там спрятал. Опускай руки в песок и доставай что там.

-Кто это? (кошка, лошадка, лягушка, мышь, шимпанзе)

-А как назвать эти предметы одним словом. Кто это? (животные)

5) Закрепление звука ш в предложениях. 

Игра «Загадки»

Дидактическая задача: закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в предложениях

-А теперь давай нарисуем 3 домика и расселим животных. (садись на стульчик).

- В 1-ый домик мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в начале слова, во 2-ой домик- мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в середине слова, а в 3-ий домик мы поселим животных, в  названии которых звук Ш стоит в конце слова.

-Давай расселим. –В слове кошка есть звук Ш? Где он находится? Выдели голосом звук Ш. Кошку мы поселим в какой домик?

-Лягушка живет между кем? (Лягушка живет между шимпанзе и мышью)

-Справа от лягушки кто живёт? А слева от лягушки кто живёт?

-Ты молодец! Барашу очень понравилось как вы выполнили задание.

6) Пальчиковая гимнастика «Смешарики» 

Дидактическая задача: снять усталость и напряжение, развивать мелкую моторику рук. Выполняем стоя.

-Давай немножко отдохнём, встанем и вспомним какие герои есть в мультфильме «Смешарики».

Смешарики, смешарики, похожи вы на шарики!
А может быть на мячики!

Всё прыгаете, скачете!
Давай изобразим наших героев!
1. Крош (два пальца – ушки).

2.Кар-Карыч (пальцы – крылья).
3.Бараш (кулачок поворачивается – бодается).

4.Совунья (сомкнуть пальцы в кольца – глаза).

5. Ежик свернулся и развернулся (сжать пальцы в кулак, затем растопырить их – колючки).

7) Закрепление звука Ш в скороговорках. 

Игра « Нюшины наряды», «Интересная история»

Дидактическая задача:

- закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в скороговорках.

-Развитие связной речи, мелкой моторики, кинетической чувствительности, учить ориентироваться на плоскости.
-
А к чьему домику мы пришли? (это же Нюша).

Вот мы и пришли в гости к Нюше. Она очень рада нас видеть.

-Давай нарисуем Нюшу.

Нюша такая модница, любит наряжаться и вот что у нее получилось.

-Повторяй за мной и наряжай Нюша.
Хороша швея Нюша.
Шила шубку - сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
(
Рисуем на песке и проговариваем скороговорку).

-А теперь давай покажем ее комнату, где она живет.

-Нарисуй в центре планшета стол, за столом сидит Нюша. На столе стоит чашка. Справа от стола стоит большой шкаф, на шкафу лежит шляпа, а в шкафу лежат штаны.  В верхнем левом углу планшета нарисуй окошко, а рядом с окошком кошку.

-Кого еще можно нарисовать?(Бараша).А чем Нюша угощает Бараша?(придумайте угощение со звуком Ш).шоколад, сушки, плюшки.

-С чем пьёт чай Нюша? Что стоит на столе? Чашка.

-Где стоит стол? Кто сидит за столом?

Что стоит справа от стола? Что лежит на шкафу? В шкафу?

-А теперь нам пора возвращаться. До свидания Нюша! До свидания  Бараш!

3 этап. Подведение итогов. Ритуал выхода.
(Выставляется фигурка феи).

-Полина вот и подошло к концу путешествие по песочной стране.

-Я благодарю тебя за бережное отношение к моей стране.

-А тебе понравилось путешествовать по песочной стране? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое не понравилось?

-Какой звук сопровождал нас в этом путешествии? 
-На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить тебе раскраску с героями. Давай попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.

Прогнозируемые результаты:

Изучив данную тему, дети могут:

Закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях, скороговорках.

Знать: правильную артикуляцию звука ш; его акустическую характеристику ; зрительный образ буквы Ш.

Уметь:  выделять звук Ш на слух; составлять рассказ по нарисованной картинке.

Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ. 

Предшествующая работа

  • Подготовительные упражнения для развития артикуляционной моторики ( упр. «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Маляр», «Качели», «Чашечка», «Барабан»)
  • Дыхательная гимнастика (упр. « Загони мяч в ворота», «Фокус», «Подуй в трубочку»)
  • Игры, направленные на развитие фонематического слуха (упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш», слог, слово со звуком Ш,

 «Громко-тихо» Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

Игра «Три медведя»

 Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

 Игра «Шумящие мешочки».

Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Игра «Слушай и выбирай»

 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Основные         направления деятельности учителя-логопеда

      Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая  направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

       С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

       Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение несложных нарушений речи;

-направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;

-консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей (законных представителей).

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

-организационная;

-диагностическая;

-коррекционная;

-профилактическая;

-научно-методическая;

-взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах. В начале года составляется циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту и составляет индивидуальный  план  коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

В ДОУ имеется кабинет, для проведения индивидуальных занятий с детьми и консультирования  для родителей.

Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

В течение года проводится научно-методическая работа: посещение семинаров и методических объединений

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны. Благодаря тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».

Конспект  индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах"....

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»

О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....

Индивидуальное занятие по теме "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"

Конспект индивидуального занятия по теме  "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях", звуковые дорожки и рисунки к конспекту...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...