Конспект индивидуального занятия по теме: "Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях у детей подготовительной группы с ФФНР. Путешествие в песочную страну."
план-конспект занятия (подготовительная группа)
План-конспект индивидуального логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_kopiya.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект индивидуального логопедического занятия
с элементами песочной терапии.
Тема: "Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях у детей подготовительной группы с ФФНР.
Путешествие в песочную страну."
Автор: Костенко Т.С.
учитель-логопед МДОУ д/ с №14
2017
Тема: автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.
Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях.
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
• закреплять навыки правильного произношения звука [Ш] изолированно, в словах, предложениях ;
• уточнить правильную артикуляцию звука [Ш];
• формировать навыки распознавания места звука Ш в слове;
• закреплять зрительный образ буквы [Ш].
• совершенствовать навык пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.
2) Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематический слух;
• развивать артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
• тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
• обогащать, уточнять, активизировать словарь;
• развивать высшие психические процессы: зрительное восприятие, слуховое внимание, словесно-логическое мышление;
• развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику.
3) Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, активность в течение всего занятия;
• Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
• Вырабатывать умение обдумывать свои действия;
• Формировать мотивацию к познавательной деятельности.
4. Здоровьесберегающие:
• Соблюдать правильную посадку ребенка;
• Соблюдать режим охраны зрения;
• Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Ресурсы:
• картинки Нюши и Бараша;
• карточки с изображением смешариков (для артикуляционной гимнастики);
• картинка Остров сокровищ;
• фигурки с животными;
• кисточка;
• трубочка;
• камушки;
• фигурка песочная фея;
• приз для ребенка (раскраска).
Использование специального оборудования: световой планшет;
Возрастная группа: ребенок 6 лет с ФФНР.
Этапы занятия.
1. Организационный этап. Введение в тему занятия.
Ритуал входа (песочная фея).
Дидактическая задача: Обеспечение рабочей обстановки. Определить, «узаконить» правила поведения в песочнице.
Содержание: Знакомство с гостями. Дыхательное упражнение «Подуй в трубочку».
- Полина, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.
-Посмотри, нас кто-то встречает.
(на световом планшете стоит песочная фея).
-Ты узнала, кто это? (это песочная фея)
-Полина, здравствуй! Я приглашаю тебя в свою песочную страну. В моей стране существуют правила, давай вспомним их.
-Песок не есть
-Нельзя кидаться песком
-Не высыпать песок из песочницы
-Нельзя вытирать руки об одежду, а нужно руки отряхивать над песочницей.
-Не забывать мыть руки.
-В моей волшебной, песочной стране происходят разные чудеса, а вот что сегодня произойдёт, с каким героем ты встретишься, ты узнаешь прямо сейчас.
-Возьми трубочку и подуй в неё на песок в центр планшета. (фея уходит)
-А ты знаешь, кто это? (Бараш)
-Из какого мультфильма этот герой? (Смешарики).
-Бараш пришел к нам в гости послушать, как ты научилась правильно произносить звук Ш и поиграть с тобой в разные игры. Он предлагает тебе вместе с ним отправиться в гости к Нюше, в путешествие по песочной стране.
2. Актуализация знаний. Закрепление умений и навыков.
Дидактическая задача: Организовать и направить деятельность обучающихся. Обеспечить постепенный логический переход к введению новой информации.
Артикуляционная гимнастика
Дидактическая задача: развивать артикуляционную моторику.
-Бараш пока к нам шел в гости, потерял картинки своих друзей в песке. Давай найдём их.
-Давай присядем на стульчики, и положим ладошки на песок, поздороваемся с ним.
-Найди картинку в верхнем правом углу, возьми кисточку и расчисти песок.
-Посмотри, кто это? - Как зовут этого героя? Что он делает?
-Догадайся, какое упражнение мы будем выполнять? Как оно называется?
Выполняем упражнения:
«Лопаточка»
широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, а ладонь руки положить на песок.
«Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает».
Язык широкий,гладкий
Получается –лопатка.
«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
«Тик- так, тик- так
Ходят часики вот так»
Влево - тик
Вправо - так
Ходят часики - вот так!
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
«На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз».
«Чашечка»
выполняем языком «чашечку», набрав в руку песок.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Маляр».
Языком ритмично двигать вперед - назад, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку.
Язычок наш – кисточка,
нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
«Барабан»
Стучать язычком по небу, одновременно пальцами ритмично, в такт «стучать по песку».
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
1) Изолированное произнесение звука Ш. Закрепление произношения звука Ш.
Дидактическая задача: закрепить правильную артикуляцию
- Давайте покажем Барашу, как ты уже научились произносить звук «Ш».
-Возьми песок в ладошку.
-Ветерок подул и закружил песочек ш-ш-ш-ш-ш. Сыпем песок ш-ш-ш-ш-ш
-Произнеси звук [ш] и расскажи, что делают губки и язычок.
(Ответ ребёнка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.)
-Какой это звук согласный или гласный? (согласный, глухой, твёрдый). Молодец.
2) Соотнесение звука с буквой.
Дидактическая задача: закрепить зрительный образ буквы Ш.
-А на письме звук Ш обозначается буквой Ша.
- Давай напишем эту букву на песке пальчиком.
3) Развитие фонематического слуха.
Игра «Дорожка»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику.
-Барашу очень понравилось, как ты выполняла все упражнения и он предлагает поиграть с ним.
-Он очень любит гулять. Давай выложим дорожку, чтобы побыстрее добраться до Нюши. – Возьми камушки и выложи дорожку.
-Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш ] (Ребенок на каждое слово со звуком [ш] шагает по песку пальцами).
Наша Нюша мышку Машу
Пригласила кушать кашу
Мышка Маша нашей Нюше
Принесла кусочек груши.
4) Закрепление звука Ш в словах.
а) Игра «Найди игрушки», « Собери игрушки в коробку»
Дидактическая задача:
- развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.
-закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах
-Куда же привела нас дорожка? Мы попали на поляну сокровищ, где Бараш что-то спрятал.
-Давай встанем и посмотрим.
-Давай найдём, что он там спрятал. Опускай руки в песок и доставай что там.
-Кто это? (кошка, лошадка, лягушка, мышь, шимпанзе)
-А как назвать эти предметы одним словом. Кто это? (животные)
5) Закрепление звука ш в предложениях.
Игра «Загадки»
Дидактическая задача: закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в предложениях
-А теперь давай нарисуем 3 домика и расселим животных. (садись на стульчик).
- В 1-ый домик мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в начале слова, во 2-ой домик- мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в середине слова, а в 3-ий домик мы поселим животных, в названии которых звук Ш стоит в конце слова.
-Давай расселим. –В слове кошка есть звук Ш? Где он находится? Выдели голосом звук Ш. Кошку мы поселим в какой домик?
-Лягушка живет между кем? (Лягушка живет между шимпанзе и мышью)
-Справа от лягушки кто живёт? А слева от лягушки кто живёт?
-Ты молодец! Барашу очень понравилось как вы выполнили задание.
6) Пальчиковая гимнастика «Смешарики»
Дидактическая задача: снять усталость и напряжение, развивать мелкую моторику рук. Выполняем стоя.
-Давай немножко отдохнём, встанем и вспомним какие герои есть в мультфильме «Смешарики».
Смешарики, смешарики, похожи вы на шарики!
А может быть на мячики!
Всё прыгаете, скачете!
Давай изобразим наших героев!
1. Крош (два пальца – ушки).
2.Кар-Карыч (пальцы – крылья).
3.Бараш (кулачок поворачивается – бодается).
4.Совунья (сомкнуть пальцы в кольца – глаза).
5. Ежик свернулся и развернулся (сжать пальцы в кулак, затем растопырить их – колючки).
7) Закрепление звука Ш в скороговорках.
Игра « Нюшины наряды», «Интересная история»
Дидактическая задача:
- закреплять правильное произношение звука [Ш] в словах, в скороговорках.
-Развитие связной речи, мелкой моторики, кинетической чувствительности, учить ориентироваться на плоскости.
-А к чьему домику мы пришли? (это же Нюша).
Вот мы и пришли в гости к Нюше. Она очень рада нас видеть.
-Давай нарисуем Нюшу.
Нюша такая модница, любит наряжаться и вот что у нее получилось.
-Повторяй за мной и наряжай Нюша.
Хороша швея Нюша.
Шила шубку - сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
(Рисуем на песке и проговариваем скороговорку).
-А теперь давай покажем ее комнату, где она живет.
-Нарисуй в центре планшета стол, за столом сидит Нюша. На столе стоит чашка. Справа от стола стоит большой шкаф, на шкафу лежит шляпа, а в шкафу лежат штаны. В верхнем левом углу планшета нарисуй окошко, а рядом с окошком кошку.
-Кого еще можно нарисовать?(Бараша).А чем Нюша угощает Бараша?(придумайте угощение со звуком Ш).шоколад, сушки, плюшки.
-С чем пьёт чай Нюша? Что стоит на столе? Чашка.
-Где стоит стол? Кто сидит за столом?
Что стоит справа от стола? Что лежит на шкафу? В шкафу?
-А теперь нам пора возвращаться. До свидания Нюша! До свидания Бараш!
3 этап. Подведение итогов. Ритуал выхода.
(Выставляется фигурка феи).
-Полина вот и подошло к концу путешествие по песочной стране.
-Я благодарю тебя за бережное отношение к моей стране.
-А тебе понравилось путешествовать по песочной стране? Какое задание вам понравилось больше всего? А какое не понравилось?
-Какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
-На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить тебе раскраску с героями. Давай попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Прогнозируемые результаты:
Изучив данную тему, дети могут:
Закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях, скороговорках.
Знать: правильную артикуляцию звука ш; его акустическую характеристику ; зрительный образ буквы Ш.
Уметь: выделять звук Ш на слух; составлять рассказ по нарисованной картинке.
Владеть: навыками звукового анализа и синтеза, пространственной ориентировки, употребления предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.
Предшествующая работа
- Подготовительные упражнения для развития артикуляционной моторики ( упр. «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Маляр», «Качели», «Чашечка», «Барабан»)
- Дыхательная гимнастика (упр. « Загони мяч в ворота», «Фокус», «Подуй в трубочку»)
- Игры, направленные на развитие фонематического слуха (упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш», слог, слово со звуком Ш,
«Громко-тихо» Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.
С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:
-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
-определение их уровня и характера;
-устранение несложных нарушений речи;
-направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК;
-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;
-консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей (законных представителей).
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:
-организационная;
-диагностическая;
-коррекционная;
-профилактическая;
-научно-методическая;
-взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.
В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году. Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах. В начале года составляется циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.
Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту и составляет индивидуальный план коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.
В ДОУ имеется кабинет, для проведения индивидуальных занятий с детьми и консультирования для родителей.
Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные особенности детей.
В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.
Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.
В течение года проводится научно-методическая работа: посещение семинаров и методических объединений
Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны. Благодаря тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
Конспект индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах"....
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»
О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....
Индивидуальное занятие по теме "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"
Конспект индивидуального занятия по теме "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях", звуковые дорожки и рисунки к конспекту...
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы
Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...