КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект  индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_222.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент. Цель: организовать начало занятия, психологический положительный настрой  и подготовка обучающегося к  работе.

Логопед использует словесный и наглядный методы .

Тренировать обучающихся узнавать слово по описанию. Развивать слухоречевую память.

Логопед приглашает  ребенка в логопедический кабинет, где создает психологически положительный настрой для дальнейшей работы.                                                                                 Логопед: Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас необычная встреча – путешествие. А ты любишь путешествовать?                                                                             Ребенок: Да!                                                                                          Логопед: Я планировала сегодня  отправиться в путешествие и если у тебя есть желание, то можешь присоединиться ко мне.  А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку:                                                                                           Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит..

Ребенок: Ракета.

    Демонстрируется слайд с изображением ракеты. Вместе с ребенком рассматривают ракету…

Логопед: Какой первый звук в слове ракета?

Ребенок: Первый звук в слове ракета – звук «р».

Логопед: Ракета  волшебная и она взлетит в том случае, если  мы с тобой будем  правильно произносить этот звук. 

2

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.

Подготовка к основному этапу. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Цель:подготовить артикуляционный аппарат обучающихся, мотивация к чёткому произношению звуков с опорой на слуховые ощущения и тактильные ощущения.Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику и упражнения для развития речевого дыхания.

Логопед: Подготовку к полету начнем с артикуляционной гимнастики.

-«Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

-«Грибок». Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.

-«Гармошка».Рот приоткрыть, язык присосать  к небу.  Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы растянуты в улыбку.

-«Качели». Открыть рот, как при произнесении звука «а». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.                                                       Каждое упражнение выполняется по три- пять раз. После каждого выполнения логопед предлагает ребенку отдохнуть, проглотить слюну.

Логопед: Для того, чтобы верно и четко говорить  во время путешествия, нужно сделать дыхательную гимнастику для язычка:                                                                            А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать, 
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)

3

Основная часть.                                         Цель: определение темы и целей занятия, мотивация познавательной деятельности воспитанников.

 Развивать слухоречевую память, интонационную выразительность речи. Логопед предлагает изолированное произнесение звука «р» с разной интонацией.

Придумывание слов с заданным звуком в словах.

Подбор признаков к названию предметов.

Автоматизация звука в словах.                

Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.

Динамическая пауза.

Цель: снять мышечное напряжение и усталость.

Гимнастика для глаз.                                      

Изолированное произнесение звука «р».                              

Логопед: Ваня, изобрази работу мотора ракеты.

Ребенок: « Р-р-р»

Логопед: Теперь  изобразите, как он работает: тихо, громко, очень громко, громко, тихо.

Автоматизация звука в слогах.

Логопед: А для того, чтобы ракета взлетела, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слоги: ра-ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра.

Ребенок: « Ра- ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра».

Логопед: А теперь – взлетаем!

Ракета на слайде «взлетает», слышно, как работают двигатели.                          Автоматизация звука в словах.

Логопед: Ракета взлетает, давай посмотрим в иллюминатор! Логопед показывает на мониторе картинки  с изображением дороги, парка, озера, острова.

Логопед: Что ты видишь в иллюминаторе?

Ребенок:Озеро, остров, парк, дорога.

Логопед: Взлетаем еще выше, посмотри, как далеко осталась наша планета Земля.                Логопед показывает слайды с изображением  Луны.               Логопед:Мы прилетели на Луну!

Логопед: Ваня, тебе нравится здесь?

Ребенок: Да!

Раздается стук . Логопед демонстрирует игрушку инопланетянина.

Логопед: Посмотри,  вот хозяин планеты - инопланетянин, здравствуйте.

Ребенок: Здравствуйте, инопланетянин!

Логопед говорит за инопланетянина.                                       Инопланетянин: Здавствуйте, дети! Ад вас видеть!

Злой волшебник укал у меня звук.

Логопед: Трудно понять, что он хотел сказать? Что это за слово такое «ад»? Никак не пойму! Как ты думаешь, что сказал инопланетянин, какой звук украл злой волшебник?

Ребенок:Он пропустил в словах звук [р]. Надо сказать: вместо «ад» — рад, вместо «здав-ствуйте» — здравствуйте.                Логопед: Как ты думаешь, как можно помочь?

 

Ребенок предлагает свои варианты возвращения звука «р» и в ходе беседы логопед подводит ребенка к тому, что нужно похвалить злого волшебника.                Логопед:Может быть,  нужно похвалить волшебника, назвать его добрыми, хорошими словами со звуком [р].

Ребенок:Добрый, красивый,радостный, разумный, очаровательный.

Инопланетянин:Уррра!Я могу пррроизносить слова со звуком «р»! Хорошо, благодарю вас!!!              Логопед: Молодец! Ты так порадовал волшебника, что он вернул инопланетянину звук «р».

Инопланетянин: Сегодня на Луне проходит выставка знаменитого художника. Посмотри на картины, которые он нарисовал.

Логопед: Тебе нравятся картины?                                 Ребенок рассматривает картины, а логопед делает акцент на отсутствие деталей в картинах.                Логопед:Какие детали он забыл нарисовать у этих предметов?                                                                             Ребенок: Дед Мороз без бороды, корова без рогов, самовар без крана, Буратино без рта, занавеска без гардины, куртка без рукава.                                            Логопед: Давай поможем художнику и приклеим недостающие детали картины.                                             Ребенок приклеивает недостающие детали к картинам.  

Логопед: Чем можно нарисовать картину? Ребенок: Красками, гуашью, карандашами…

Логопед: Я знаю не совсем обычный способ создания картин – глазами. Могу показать, присоединяйся! Для этого нужно подойти к окну  и посмотрим вдаль. Представь, что мы художники и рисуем картину, но не кисточками и красками, а глазами.

Нарисуйте радугу.

Нарисуйте лодку.

Нарисуйте солнышко.

Плотно закрой глаза, досчитай до шести и широко открой глаза.                                                                  Логопед: Молодец!

 

4

Закрепление учебного материала.                                       Цель: Закрепить  и углубить знания ребенка, полученных на основном этапе. Учить давать определение, аргументировать свой ответ. Закреплять навык автоматизации звука «р» в словах.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Ребенок закрепляет умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.

Дидактическая игра «Поймай звук».

Развитие фонематических представлений, внимания.

.

На столе лежит лист формата А4 с заданиями.                                                                Логопед: А у нас на столе лежит письмо от  жителей планеты Луна. Они приготовили нам задание- группы слов, но  в каждой группе есть лишнее слово, зачеркни  его и объясните, почему оно лишнее.

Диван, кровать, кресло, арбуз.

Троллейбус, автобус, морковь, вертолет.

Робот, синица, воробей, ворона.

Ручка, карандаш, телевизор, фломастер.

Ребенок: Арбуз, потому что это  ягода, а все остальное мебель.

Ребенок: Морковь- овощ, троллейбус, автобус,  вертолет – транспорт.

Ребенок: Робот- игрушка, синица, воробей, ворона – птицы.

Ребенок: Телевизор – бытовая электротехника,а ручка, карандаш,  фломастер -  письменные принадлежности.

Логопед: Молодец! Ты справился с заданием. Давай попрощаемся с инопланетянином, ему уже пора домой. И попросим его передать  письмо  жителям планеты Луна.                                                       Ребенок:  До свидания, инопланетянин.

Логопед:  В нашей звездной галактике есть еще много планет. Пока мы летели  на Луну мы пролетели несколько планет. Я  буду называть планеты, а ты внимательно слушай. Если  в названии планеты есть звук «р», хлопай в ладоши, если нет – топай:   Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон,  Земля.

Логопед: Молодец!                                                         Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. Закрой глаза, посчитай до трех.                                                           Ребенок: Один, два, три.                                               Логопед: Мы оказались на Земле.

На экране появляется слайд с изображением планеты Земля.

5

Рефлексия.

Поддерживающая оценка работы  ребенка на занятии.

Логопед: Где мы сегодня побывали, чем занимались?

Ребенок: Мы путешествовали, побывали на Луне. Рисовали глазами  картины, называли слова со звуком «р».

Логопед: Что тебе больше всего понравилось?                                                          Ответы ребенка.

Логопед: Ты молодец, я горжусь тобой!


        

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ                                                                « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р»                                 В СЛОГАХ, СЛОВАХ».

        Подготовила и провела

        Учитель-логопед

        Кочелаева Е. А.

Пенза 2013


Количество детей :1                                                                                                                Речевой статус:  ребенок с ОНР                                                                                         В основу взята программа : Т.Б. Филичева, Г.В  Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста"                                                                                                                                 Форма работы: Индивидуальная                                                                             Продолжительность занятия:  15 минут                                                                          

Цель: Упражнять в изолированном и правильном произнесении звука «р» в слогах, словах.                                                                                                                   Задачи:                                                                                                             Коррекционно-образовательные:                                                                                                                                                  

- закреплять умение определять наличие звука «р» в слогах, словах;                  -упражнять в подбирание слова на заданный звук;                                                                      -продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.

 Коррекционно-развивающие:                                                                                       -развивать фонематический слух и восприятие;                                                              - развивать зрительное восприятие;                                                                                                                        -развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;                                                    -развивать умение точно выражать свою мысль;                                                            - закреплять умение ориентироваться в пространстве;                                                                                                              -активизировать словарный запас ребенка по теме.                                                                                          

Коррекционно - воспитательные:                                                                                               - воспитывать доброту и умение сопереживать персонажам                                                                                                 

- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии;                              -формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:                                                                                                            

 Ноутбук, предметные картинки (презентация-ракета, дорога,парк, горы, озеро, пруд, остров; предметные картинки с пропущенными деталями); фотографии планет Солнечной системы.

Предварительная работа: « постановка» звука «р»,  беседа о космосе, выполнение артикуляционной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях»

Тема:Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях. Знакомство с Рэксом. Цели: 1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах, словосочетаниях.2. Развивать навык...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»

О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....

Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах....


 

Комментарии

Занятие очень интересно для детей