КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект индивидуального занятия по теме "Автоматизация звука "Р" в слогах, словах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_222.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент. Цель: организовать начало занятия, психологический положительный настрой и подготовка обучающегося к работе. Логопед использует словесный и наглядный методы . Тренировать обучающихся узнавать слово по описанию. Развивать слухоречевую память. | Логопед приглашает ребенка в логопедический кабинет, где создает психологически положительный настрой для дальнейшей работы. Логопед: Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас необычная встреча – путешествие. А ты любишь путешествовать? Ребенок: Да! Логопед: Я планировала сегодня отправиться в путешествие и если у тебя есть желание, то можешь присоединиться ко мне. А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: Стремительно мчится Ребенок: Ракета. Демонстрируется слайд с изображением ракеты. Вместе с ребенком рассматривают ракету… Логопед: Какой первый звук в слове ракета? Ребенок: Первый звук в слове ракета – звук «р». Логопед: Ракета волшебная и она взлетит в том случае, если мы с тобой будем правильно произносить этот звук. |
2 | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала. Подготовка к основному этапу. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Цель:подготовить артикуляционный аппарат обучающихся, мотивация к чёткому произношению звуков с опорой на слуховые ощущения и тактильные ощущения.Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику и упражнения для развития речевого дыхания. | Логопед: Подготовку к полету начнем с артикуляционной гимнастики. -«Чашечка». Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. -«Грибок». Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу. -«Гармошка».Рот приоткрыть, язык присосать к небу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы растянуты в улыбку. -«Качели». Открыть рот, как при произнесении звука «а». Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Каждое упражнение выполняется по три- пять раз. После каждого выполнения логопед предлагает ребенку отдохнуть, проглотить слюну. Логопед: Для того, чтобы верно и четко говорить во время путешествия, нужно сделать дыхательную гимнастику для язычка: А теперь мы не спеша (Вдох через нос, долгий выдох через рот.) |
3 | Основная часть. Цель: определение темы и целей занятия, мотивация познавательной деятельности воспитанников. Развивать слухоречевую память, интонационную выразительность речи. Логопед предлагает изолированное произнесение звука «р» с разной интонацией. Придумывание слов с заданным звуком в словах. Подбор признаков к названию предметов. Автоматизация звука в словах. Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе. Динамическая пауза. Цель: снять мышечное напряжение и усталость. Гимнастика для глаз. | Изолированное произнесение звука «р». Логопед: Ваня, изобрази работу мотора ракеты. Ребенок: « Р-р-р» Логопед: Теперь изобразите, как он работает: тихо, громко, очень громко, громко, тихо. Автоматизация звука в слогах. Логопед: А для того, чтобы ракета взлетела, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слоги: ра-ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра. Ребенок: « Ра- ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра». Логопед: А теперь – взлетаем! Ракета на слайде «взлетает», слышно, как работают двигатели. Автоматизация звука в словах. Логопед: Ракета взлетает, давай посмотрим в иллюминатор! Логопед показывает на мониторе картинки с изображением дороги, парка, озера, острова. Логопед: Что ты видишь в иллюминаторе? Ребенок:Озеро, остров, парк, дорога. Логопед: Взлетаем еще выше, посмотри, как далеко осталась наша планета Земля. Логопед показывает слайды с изображением Луны. Логопед:Мы прилетели на Луну! Логопед: Ваня, тебе нравится здесь? Ребенок: Да! Раздается стук . Логопед демонстрирует игрушку инопланетянина. Логопед: Посмотри, вот хозяин планеты - инопланетянин, здравствуйте. Ребенок: Здравствуйте, инопланетянин! Логопед говорит за инопланетянина. Инопланетянин: Здавствуйте, дети! Ад вас видеть! Злой волшебник укал у меня звук. Логопед: Трудно понять, что он хотел сказать? Что это за слово такое «ад»? Никак не пойму! Как ты думаешь, что сказал инопланетянин, какой звук украл злой волшебник? Ребенок:Он пропустил в словах звук [р]. Надо сказать: вместо «ад» — рад, вместо «здав-ствуйте» — здравствуйте. Логопед: Как ты думаешь, как можно помочь?
Ребенок предлагает свои варианты возвращения звука «р» и в ходе беседы логопед подводит ребенка к тому, что нужно похвалить злого волшебника. Логопед:Может быть, нужно похвалить волшебника, назвать его добрыми, хорошими словами со звуком [р]. Ребенок:Добрый, красивый,радостный, разумный, очаровательный. Инопланетянин:Уррра!Я могу пррроизносить слова со звуком «р»! Хорошо, благодарю вас!!! Логопед: Молодец! Ты так порадовал волшебника, что он вернул инопланетянину звук «р». Инопланетянин: Сегодня на Луне проходит выставка знаменитого художника. Посмотри на картины, которые он нарисовал. Логопед: Тебе нравятся картины? Ребенок рассматривает картины, а логопед делает акцент на отсутствие деталей в картинах. Логопед:Какие детали он забыл нарисовать у этих предметов? Ребенок: Дед Мороз без бороды, корова без рогов, самовар без крана, Буратино без рта, занавеска без гардины, куртка без рукава. Логопед: Давай поможем художнику и приклеим недостающие детали картины. Ребенок приклеивает недостающие детали к картинам. Логопед: Чем можно нарисовать картину? Ребенок: Красками, гуашью, карандашами… Логопед: Я знаю не совсем обычный способ создания картин – глазами. Могу показать, присоединяйся! Для этого нужно подойти к окну и посмотрим вдаль. Представь, что мы художники и рисуем картину, но не кисточками и красками, а глазами. Нарисуйте радугу. Нарисуйте лодку. Нарисуйте солнышко. Плотно закрой глаза, досчитай до шести и широко открой глаза. Логопед: Молодец!
|
4 | Закрепление учебного материала. Цель: Закрепить и углубить знания ребенка, полученных на основном этапе. Учить давать определение, аргументировать свой ответ. Закреплять навык автоматизации звука «р» в словах. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Ребенок закрепляет умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения. Дидактическая игра «Поймай звук». Развитие фонематических представлений, внимания. . | На столе лежит лист формата А4 с заданиями. Логопед: А у нас на столе лежит письмо от жителей планеты Луна. Они приготовили нам задание- группы слов, но в каждой группе есть лишнее слово, зачеркни его и объясните, почему оно лишнее. Диван, кровать, кресло, арбуз. Троллейбус, автобус, морковь, вертолет. Робот, синица, воробей, ворона. Ручка, карандаш, телевизор, фломастер. Ребенок: Арбуз, потому что это ягода, а все остальное мебель. Ребенок: Морковь- овощ, троллейбус, автобус, вертолет – транспорт. Ребенок: Робот- игрушка, синица, воробей, ворона – птицы. Ребенок: Телевизор – бытовая электротехника,а ручка, карандаш, фломастер - письменные принадлежности. Логопед: Молодец! Ты справился с заданием. Давай попрощаемся с инопланетянином, ему уже пора домой. И попросим его передать письмо жителям планеты Луна. Ребенок: До свидания, инопланетянин. Логопед: В нашей звездной галактике есть еще много планет. Пока мы летели на Луну мы пролетели несколько планет. Я буду называть планеты, а ты внимательно слушай. Если в названии планеты есть звук «р», хлопай в ладоши, если нет – топай: Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Земля. Логопед: Молодец! Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад. Закрой глаза, посчитай до трех. Ребенок: Один, два, три. Логопед: Мы оказались на Земле. На экране появляется слайд с изображением планеты Земля. |
5 | Рефлексия. Поддерживающая оценка работы ребенка на занятии. | Логопед: Где мы сегодня побывали, чем занимались? Ребенок: Мы путешествовали, побывали на Луне. Рисовали глазами картины, называли слова со звуком «р». Логопед: Что тебе больше всего понравилось? Ответы ребенка. Логопед: Ты молодец, я горжусь тобой! |
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ « АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Р» В СЛОГАХ, СЛОВАХ».
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Кочелаева Е. А.
Пенза 2013
Количество детей :1 Речевой статус: ребенок с ОНР В основу взята программа : Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста" Форма работы: Индивидуальная Продолжительность занятия: 15 минут
Цель: Упражнять в изолированном и правильном произнесении звука «р» в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение определять наличие звука «р» в слогах, словах; -упражнять в подбирание слова на заданный звук; -продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Коррекционно-развивающие: -развивать фонематический слух и восприятие; - развивать зрительное восприятие; -развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -развивать умение точно выражать свою мысль; - закреплять умение ориентироваться в пространстве; -активизировать словарный запас ребенка по теме.
Коррекционно - воспитательные: - воспитывать доброту и умение сопереживать персонажам
- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии; -формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Ноутбук, предметные картинки (презентация-ракета, дорога,парк, горы, озеро, пруд, остров; предметные картинки с пропущенными деталями); фотографии планет Солнечной системы.
Предварительная работа: « постановка» звука «р», беседа о космосе, выполнение артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Индивидуальное занятие на тему: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях»
Тема:Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях. Знакомство с Рэксом. Цели: 1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах, словосочетаниях.2. Развивать навык...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление».
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и предложениях. Закрепление»....
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука «С» в слогах и словах»
О закреплении правильного произношения звука «С» в слогах, словах....
Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах....
Конспект индивидуального занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах....
Комментарии
Занятие очень интересно для
Занятие очень интересно для детей