Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру
материал (старшая группа) на тему

Исрафилова Светлана Владимировна

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка

Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

       Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

       Умственное и психическое развитие ребёнка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

       Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка, формирует интеллектуальные и личностные качества, закладывает основы нравственности. Воображение, знание об окружающем мире расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

       Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Именно игровой характер обучения, позволяет целенаправленно формировать познавательные процессы в интересной и доступной форме.

       Проанализировав результаты диагностики, и наблюдая за детьми, поставила перед собой цель: формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует активизации познавательного интереса детей.
  • Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Развивать наблюдательность умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе игры, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
  • Формировать связную речь
  • Воспитывать волевые качества личности ребёнка: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

       Над темой работаю 2 год. Работу начала с организации развивающей предметно  - пространственной среды, которая строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

       В группе создан уголок: «Математическая игротека» где собраны различные дидактические, авторские игры, такие как: «Геометрическая мозаика», «Умные числа», «Цвет, форма, размер», «Логические таблицы», «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки Кюизенера» и др. Оформлен центр речевого творчества, предоставляющий детям действовать индивидуально. Здесь накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, игры для развития мелкой моторики рук. Разнообразные дидактические и настольно-печатные игры такие как: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Маленькие слова», «Закончи предложение», «Загадочный круг». По звуковой культуре речи: «Составь букет», «Кто в домике живёт», «Поезд», «Загадки-отгадки».

Музыкальное и театрализованное  развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать. Для этого в группе созданы театрализованный и музыкальный уголки, которые помогают детям быть уверенными в себе, активными, инициативными.

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в группе оборудован уголок природы и экологии. Здесь предоставлены дидактические игры по темам: климат («Времена года», «Отгадай-ка», и др.), растительный мир («Собери цветы», «В саду, на поле, в огороде»,  и др.), животный мир («Земля и её жители», «Ребятам о зверятах», «Зоолото» и др.) и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.

Также большой популярностью пользуются такие уголки как книжный, спортивный, уголок «Безопасности», «Хочу всё знать»и другие которые способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

       Создала картотеку  дидактических игр по темам: Предметное окружение, природное окружение, явления общественной жизни, мелкой моторики рук, на социально-эмоциональное развитие детей. Оформила новые дидактические игры: «В русской избе», «Предметы и контуры», «Зоопарк настроений», «Основы безопасности», «Найди похожую фигуру», «Противоположности»,

Игры с использованием медиапрезентаций: «Отгадай-ка», «Что растёт на грядке и в саду», «Четвёртый лишний», «Подбери фрукт или овощ к соответствующей фигуре», «Подбери по цвету, «Что растёт на дереве», «Что растёт на грядке», «Назови ласково», «Один много».

Разработала перспективный план по данной теме, который включает 4 направления.

  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с социумом;
  • Взаимосвязь с педагогами.

Работа с детьми.

Обучение детей строится на основе программы Т.Н.Дороновой «Радуга». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

  1. Интеллектуальное развитие;
  2. Развитие внимания;
  3. Развитие восприятия и памяти;
  4. Развитие речи;
  5. Развитие элементарных математических представлений.

Для решения этих задач организую соответствующие дидактические игры:

       В интеллектуальном развитии использую такие игры: «Четвёртый лишний», «Отгадай-ка», «Найди в рисунке отличия», «Найди фигуру», «Найди такую же фигуру», «Что перепутал художник», «Помоги зайчику дойти до дому»

Эти игры систематизируют знания, развивают мыслительные процессы, сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

       На развитие внимания применяю игры: «Кто и что перепутал», «И я», «Летает не летает», «Тут что-то не так», «Повторяй за мой». Они развивают усидчивость, концентрируют внимание.

       Игры «Дорисуй», «Отгадай», «Узнай предмет», «Придумай сам», «Запомни», «Что было на картине», «Корзинка», «Опиши по памяти» эти игры способствуют  развитию памяти,  восприятия, логическому мышлению сосредоточенности.

       По развитию речи: «Речевая тропинка», «По аналогии», «Рифмочки не рифмушки», «Дополни предложение», «Придумай небылицу». В этих играх дети самостоятельно  решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, сами придумывают рассказы с включением небылиц.

По математике подбираю игры, требующие умственного напряжения:

  • Игры головоломки;
  • Игры шутки;

Эти игры развивают внимание, образную и смысловую память, математические способности, мелкую моторику рук, закладывают основы логического мышления.

Организуя игры, использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступаю в качестве прямого участника игры и незаметно для детей направляю игру, поддерживаю их инициативу или не включаюсь в игру, а со стороны слежу за развитием игровых действий, выполнением правил. Для создания соответствующего игрового настроения рассказываю о каком-либо событии, использую различные сюрпризные моменты, элементы соревнования, загадки, путешествие в сказку и многое другое.  Игры провожу в групповой комнате, в зале, на участке и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления.

       Применяю в работе с детьми различные дидактические игры: игры-путешествия, презентации, электронные. Подача информации, на экране или мониторе компьютера, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  • Работа с родителями:

Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей. Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей о дидактической игре.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

       Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 41% родителей не часто играют с детьми не смотря на то, что дети любят играть со взрослыми. Играют родители с детьми в основном на компьютере, а после игры не разбирают допущенные детьми ошибки. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением дидактической игры в жизни ребёнка.
  • Научить, родителей подбирать игры, учитывая возраст детей.
  • Порекомендовать, как играть в дидактическую игру с детьми.

Подготовила и провела консультации:

  1. Играйте вместе с детьми.
  2. Дидактическая игра в жизни ребёнка.
  3. Поговорим о компьютерных играх.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей использую:

папки передвижки:

  1. Родителям о детских играх и игрушках.
  2. Домашняя игротека: « игры для детей и их родителей».
  3. Домашняя игротека: «Игры на кухне».

Памятки для родителей:

  1. Игра научит нас;
  2. Играя, мы можем научить детей;
  3. Какие игрушки нужны детям;
  4. Виды игрушек;

В которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры в которые можно поиграть, советы, задания.

На родительском собрании проведённом вместе с детьми познакомила родителей с новыми дидактическими играми и пособиями. На собрании родители вместе со своими детьми играли, а затем обсуждали проведённые игры.

В результате проделанной работы родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.

  • Работа с социумом.

       Цель моей работы в данном направлении использовать возможности взаимодействия с социумом  для развития познавательной активности детей.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • Знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями.
  • Воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры.
  • Формировать у детей правила поведения, умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми, сверстниками.

       Для создания у ребёнка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личной культуры установлены тесные связи с областным художественным музеем, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Живая радуга».

       В2013-2014 году в детском саду заключён договор о совместной работе детского сада с домом-музеем Декабристов, составлен совместный план работы, где по месяцам расписаны темы для познавательного развития детей. Например: «Профессии 19 века».Детей познакомили с забытыми профессиями, их социальном значении, почему они не востребованы в современном мире. На этой встрече с дошкольниками провели дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Кому что нужно».

       Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре. Кукольный театр и музыкальная школа приобщают детей к большому искусству. Учащиеся школы искусств №3 провели концерт для наших маленьких зрителей, рассказали о народных инструментах и показали, как на них играть.

       Дети нашей группы постоянно участвуют  в фестивалях «Дельфийские игры», участвуют в конкурсе чтецов на базе КЦ и Д «Спутник».

  • Взаимосвязь с педагогами.

  При совместной деятельности с другими педагогами решаю следующие задачи:

  • Улучшение качества образовательной работы.
  • Повышение уровня самообразования своего и педагогов.
  • Многообразить формы работы.

       Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Поделилась опытом работы  по теме: «Игровая деятельность», в рамках проекта: «Здоровье ребёнка в наших руках» провела презентацию материала по ЗОЖ дорожки здоровья, развлечение: «День Матери» цель: Обогатить знания детей о лесе и лекарственных растениях родного края. Организовала и провела экологическую акцию: «Животные лесов Зауралья: с использованием дидактических игр. Приняла участие в зоочном педчтении по К.Д.Ушинскому по теме: «Игровая деятельность» из опыта работы.

       Также мною были разработаны проекты по познавательному развитию, в которые вошли дидактические игры на разные темы:

  • «Животные наших лесов»

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

  • « Птицы»

Цель: Расширять представление детей о птицах.

  • « Сюжетно-ролевая игра: «Школа»

Цель: Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представлений о жизни школы.

  • « День Победы»

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.

  • « Транспорт»

Цель: Уточнение и закрепление у детей представлений о транспорте.

В своей работе использовала опыт работы Харченко Натальи Васильевны «Экологическое воспитание дошкольников через дидактическую игру», и воспитателя Хлыновой Светланы Юрьевны «Познавательное развитие детей через художественную литературу»

       В результате проведённой мною работы дети  научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при  достижении поставленной цели.

Список литературы

Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.

Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.

Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», М., Просвещение, 1982.

Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.

Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.

Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.

 Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, С.Г.Якобсон «Программа воспитания, образования и развития детей от2 до 7 лет в условиях детского сада» «Радуга», Москва «Просвещение» 2010

 «История педагогики» под руководством Шабаевой М.Ф., М., Просвещение, 1981.

Максаков А.И., Туманова Т.А. «Учите играя», М.. Просвещение, 1983.

Ерофеев Т.И. «Занимательная математика».

Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.

Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Просвещение, 1985.

Мухина В.С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.

Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы из сайта maaam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Презентация: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры

ull;Познакомить педагогов с дидактическими играми, изготовленными своими руками, которые направлены на сенсомоторно-математическое и сенсомоторно-речевое развитие детей дошкольного возраста....

"Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Методическая разработка "«Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»"...

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»      Выступление на методическом объединении...

Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...