Специфика организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
статья
Специфика организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Бажанова Валентина Геннадьевна,
Воспитатель,
МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой, ЯНАО
Специфика организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Изменения в системе образования связаны с изменениями в мировом образовательном пространстве и требуют существенных преобразований как в педагогической теории, так и в практике работы дошкольных образовательных организаций (ДОО). На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, изменилась модель выпускника детского сада. Перед дошкольной организацией стоит задача формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции дошкольников в добывании знаний; развития исследовательских, рефлексивных навыков; формирования умений, непосредственно сопряженных с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.
Поэтому перед воспитателями остро стоит вопрос выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, использования интерактивных технологий, сущность которых заключается в том, что образовательный процесс происходит по условиям постоянного, активного взаимодействия всех участников.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является проектная деятельность – этому уделяет особое внимание федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Участие в проектной деятельности позволяет детям расширить свой кругозор, научиться ориентироваться в окружающем его мире, понять природу различных явлений и предметов. При проведении проектной деятельности, которая выступает в роли необходимого условия личностно-ориентированного взаимодействия, воспитанники изучают не только свойства и характеристики окружающих предметов и явлений, но и познают характер отношений между людьми, учатся взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участию в командной деятельности. Кроме того, организация проектной деятельности открывает большие возможности включения родителей в образовательный процесс. Все это обусловило работу над темой «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
Проектная деятельность с младшими дошкольниками организуется воспитателями довольно редко, и обосновывается это возрастными особенностями детей и несоответствием данного метода их возрасту. Но это совсем не значит, что нужно игнорировать этот метод на данном возрастном этапе. Есть некоторые условия, которые необходимо учитывать в организации проектной деятельности с младшими дошкольниками.
Первое условие – это этапы в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста. При планировании проекта с детьми педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у дошкольников: 1) подражательно-исполнительский (3,5-5 лет); 2) развивающий (5-6лет); 3) творческий (6-7лет).
Возрасту младших дошкольников подходит подражательно-исполнительский этап развития проектной деятельности, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Активная роль принадлежит взрослому.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).
Второе условие – недолгие по длительности и элементарные по итогам проективной деятельности тематические мини-проекты, осуществляемые, безусловно, при активном содействии родителей или вместе с ними.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Третье условие – поэтапное осуществление проектной деятельности.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группе. Развивающая среда является фоном к эвристической, поисковой деятельности, для развития у дошкольника любознательности. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта – целеполагание: в младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным этапом (IV-ым) работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является следующее:
- взрослым (воспитатель, родитель) необходимо «наводить» ребенка;
- взрослый помогает ребенку обнаруживать проблему;
- взрослый провоцирует возникновение проблемы;
- взрослый вызывает интерес к проблеме и «втягивает» детей в совместный проект;
- взрослому необходимо следить за степенью опеки и помощи ребенку.
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности воспитателя в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.
Список литературы
1.Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2008. - 123 c.
2.Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
3.Гулидова Т.: Проектная деятельность в детском саду / Т.В.Гулидова – М.: Учитель, 2020.
4.Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 128 c.
5.Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду / Н. В. Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 240 с.
6.Попова, Н. И. Метод проектов и школа жизни / Н.И. Попова. - М.: Новая Москва, 1926. – 54 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...
Опыт организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
На педагогическом совете МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка" был представлен опыт организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а именно в проектах «Моя Р...
Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Огород на окне. Лук репчатый"
Доказать, что растения питаются и растут. Формировать познавательный интерес к растениям в целом и выращиванию репчатого лука в комнатных условиях....
Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ФОП
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образо...
Специфика организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
В статье описываются педагогические условия, которые рекомендуется учитывать воспитателям при организации проектной деятельности с младшими дошкольниками....
Мастер-класс "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Материал для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает понятие проектной деятельности, структуру проекта, типы проекта и этапы внедрения проекта....