Родительское собрание "Формирование финансовой культуры дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Хроменкова Светлана Николаевна

Ведущим социальным институтом в решении задач экономического воспитания является семья. Но большинство родителей, не вникая в суть формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, считают экономическое воспитание меркантильным и бездуховным. Для решения этой проблемы нами разработаны материалы для родительской встречи, деловая игра, кейс-ситуации, открытые мероприятия с участием детей. Родительское собрание проводилось в рамках реализации проекта по экономическому воспитанию дошкольников «Потребности и желания».

Родительское собрание состоит на II частей.

В I части мы знакомим родителей:

с целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и необходимостью закладывания основ финансовой грамотности у дошкольников; с нравственно-этической стороной экономического воспитания дошкольников; с основными направлениями работы по повышению финансовой культуры дошкольников согласно образовательной программы, разработанной Банком России; с кейс-технологией.

II часть собрания – «Деловая игра» с родителями, где: предлагается выбрать одну из предложенных экономических структур и подобрать подходящие для неё профессии, экономические понятия; выбрать поговорки, подходящие данной структуре и объяснить их смысл; придумать кейс-ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Сроки реализации:

октябрь 2023 год

Авторы разработки:

        Ващилина А.В., воспитатель

Хроменкова С.Н., учитель-логопед

Аннотация

Ведущим социальным институтом в решении задач экономического воспитания является семья. Но большинство родителей, не вникая в суть формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, считают экономическое воспитание меркантильным и бездуховным. Для решения этой проблемы нами разработаны материалы для родительской встречи, деловая игра, кейс-ситуации, открытые мероприятия с участием детей. Родительское собрание проводилось в рамках реализации проекта по экономическому воспитанию дошкольников «Потребности и желания».

Содержание

     Именно экономическая жизнь общества содержит финансовые отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных материальных благ. В то же время экономическая жизнь - это базисная сфера жизни любого общества, связующее звено между нравственным, трудовым, правовым, политическим, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Поэтому уже с раннего возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества. Следовательно, очень важно с детства заложить основы индивидуально-психологических качеств, таких как: организованность, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, практичность, расчетливость, инициативность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять свои потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения собственных потребностей.

     Недостаточный уровень финансовой грамотности не позволяет родителям развивать у детей навыки правильного управления финансами, формировать систему установок, позволяющих в будущем принимать грамотные финансовые решения.

     Поэтому важной составляющей в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники педагогов в формировании у детей финансовой культуры.

Цель родительского собрания: повысить компетентность родителей по     вопросам воспитания финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

- выстраивание содружественно-конструктивной системы взаимодействия "педагог-родитель";

 - формирование знаний по основным направлениям работы с детьми по повышению финансовой культуры дошкольников;

 - обогащение и закрепление знаний о современных экономических структурах в игровой форме;

- практическое применение знаний в составлении и решении проблемных ситуаций.

Основная часть

     Родительское собрание состоит на II частей.

В I части мы знакомили родителей:

- с целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и необходимостью закладывания основ финансовой грамотности у дошкольников (слайд 2);

- с нравственно-этической стороной экономического воспитания дошкольников (слайд 3);

- с основными направлениями работы по повышению финансовой культуры дошкольников согласно образовательной программы, разработанной Банком России (слайды 4-10);

-  с интерактивной технологией обучения, направленной на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации – кейс-технологией (слайд 11-12).

II часть собрания – «Деловая игра» с родителями (слайд 13), где:

- предлагалось выбрать одну из предложенных экономических структур и подобрать подходящие для неё профессии, экономические понятия;

- выбрать поговорки, подходящие данной структуре и объяснить их смысл;

- придумать кейс-ситуацию.

Заключение

        Можно отметить определённые качественные изменения, которые произошли в результате реализации родительской встречи:

-возникло понимание важности финансовой грамотности у детей;

- родители получили знания о приемах и методах финрамотности для участия в реализации программы в семье;

- получили знания о необходимости давать детям начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, формирующие эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- получили и закрепили в игровой форме знания о современных экономических структурах;

- получили возможность практически применить свои знания в составлении и решении проблемных ситуаций.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

1.  Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36–39. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 26.12.2018).

2.  Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

3.  Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.

4.  Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020.

5.  Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. - М.: СФЕРА, 2002. - 80 с.

6. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. - 80 с.

7. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 4-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. - 32 с.

8.  Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 года N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы».

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013.

10. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ (дата обращения: 26.12.2018).

11.  Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности//Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет/ Банк России. – Москва, 2018. – 28с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Сценарий родительского собрания «Формирование финансовой культуры дошкольников»;

Приложение 2. Презентация для родительского собрания;

Приложение 3. Деловая игра (раздаточный материал);

        Приложение 4. Кейс-ситуации для родителей (творческие задания для родителей).



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители.

В этом году в рамках работы по дополнительному образованию мы (воспитатели вашей группы и учитель-логопед), решили внедрить занятия по повышению финансовой культуры ваших детей.

Слайд 2

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования главной целью и результатом образования является развитие личности ребенка. Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает элементы экономического мышления, развивает социально и личностно значимые качества. В дошкольном возрасте происходит закладывание не только основ финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию в течение всей жизни. Вот почему образовательная

деятельность по формированию финансовой грамотности актуальна не только для студентов и школьников, но и для дошкольников.

Приобщение детей дошкольного возраста к основам финансовой грамотности не предполагает углубленного ознакомления с работой финансовых институтов общества, а также освоения специфических термином: ценные бумаги, биржа, инфляция, аккредитивы и т.д., и решения сложных арифметических задач.

Но необходимость в повседневной жизни принятия тех или иных финансовых решений, а также трудности, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают значимость приобретения каждым достаточного уровня знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном случае понимается вся совокупность личных и семейных денежных средств, которыми человек распоряжается в течение своей жизни.

Часто родители жалуются, что дети не знают деньгам цену, не берегут и не ценят игрушки, вещи, требуют приобретения новых.

Безответственное, пассивное поведение в сфере личных и семейных финансов является главной причиной финансовых неудач и проблем человека во взрослой жизни. Грамотное отношение к деньгам закладывается в дошкольном возрасте. Человек с правильным отношением к финансам выбирает для себя такую стратегию финансового поведения, которая наиболее подходит финансовому устройству общества.

С точки зрения внедрения экономического образования в деятельность детей 5-7 лет речь не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является наиболее продуктивным в плане формирования таких психологических особенностей личности, как сила воли, ответственность, бережливость, которые в будущем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09. 2017 г. № 2039-р, дается определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Слайд 3

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре.

Именно экономическая жизнь общества содержит финансовые отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных материальных благ. В то же время экономическая жизнь - это базисная сфера жизни любого общества, связующее звено между нравственным, трудовым, правовым, политическим, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Поэтому уже с раннего возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества. Следовательно, очень важно с детства заложить основы индивидуально-психологических качеств, таких как: организованность, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, практичность, расчетливость, инициативность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять свои потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения собственных потребностей.

И мы бы хотели, чтобы и Вы – родители,  взрослые, которые являются ближним окружением детей, имели достаточный уровень финансовой грамотности, который позволяет развивать у детей навыки правильного управления финансами, формировать систему установок, позволяющих в будущем принимать грамотные финансовые решения. Поэтому предлагаем вам совместно с нами поработать над повышением финансовой грамотности детей.

Банк России предлагает образовательную программу по формированию предпосылок финансовой грамотности дошкольников. И сейчас хотим вас с ней познакомить:

Слайд 4

В программе выделяют несколько блоков.

Первый блок «Труд и продукт (товар)» тесно связан с профориентацией детей.

Каждый человек имеет профессию (врач, строитель, педагог, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент и др.) Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, которым следует дорожить.

Слайд 5

Предметом труда людей является продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижёт людей и т.д.) Продукты труда – это мир вещей, которые окружают нас. Вещи могут жить  много лет, дольше, чем люди.

Продукты труда – это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.

         Слайд 6

Второй блок – «Деньги и цена (стоимость)»

В этом блоке знакомим с понятием «деньги», что было до денег, как состоялся обмен, «где живут деньги?».

Как сказали выше, работа – это производство товара, услуги. Здесь мы знакомим детей, из чего складывается цена изделия, услуги. Понятия «дорого», «дешево», «дороже - дешевле».

Слайд 7

Так же в этом блоке мы разбираем:

что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы», «расходы».

Планирование расходов в соответствии с бюджетом, распределение бюджета, участие детей в планировании предстоящих покупок; понятия богатства и бедности.

Слайд 8

Третий блок  «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т.п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, на улицах и т.д.).

Реклама в повседневной жизни ребёнка (мама «рекламирует» кашу, друг «рекламирует» новую игрушку).

Сочиняем рекламу.

Слайд 9

Четвёртый блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Содержание данного блока реализуется в первых трёх блоках.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.)

Предметный (вещный) мир – это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старания, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами нужно пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря – недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чудом, общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т.п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т.е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т.п.)

Хороший хозяин (хозяйка) – тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье – одно из условий её благополучия.

Правильное распределение семейных доходов – целое искусство. Формирование умения экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что – позднее; предусматривать все предстоящие расходы – такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, продуктов питания и т.л.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки и крупные покупки. Копилка – полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде, свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему всегда люди осуждали неряшливость, расточительность.

Слайд 10

Задачи программы реализуются через игры, беседы, чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, мультсериалов и просветительских передач, их обсуждение, постановку мини-спектаклей, использование кейс-технологии.

Слайд 11

Кейс-технология - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, представленной в виде кейса.

«Кейс» в переводе с латинского языка обозначает «казус, необычный случай» и с английского - «чемодан, портфель». Получается, что кейс-технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями».

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление обучающимися реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

Вместе со взрослыми дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

        Слайд 12

Сейчас предлагаю вам попробовать разобрать одну из кейс-ситуаций.

«Нет с собой лишних денег, а ребёнок просит игрушку»

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла её с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и поэтому устроила истерику. Как поступить родителям?

Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем родителям всегда объяснять ребенку, как в семье появляются деньги: папа и мама работают и получают их за свой труд. Ребенку следует знать о том, что деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье. Также, когда родители приходят домой из магазина, им нужно обсуждать с ребенком ситуации, почему именно сейчас они не купили ему очередную игрушку.

Помимо обсуждений, родителям необходимо научить ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудить с ним, что будут покупать, например, продукты на ужин. Затем, родители могут предложить ребенку сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросить помочь называть товары из списка. Так ребенок уже перед походом в магазин будет знать, на какие товары распределен бюджет.

Слайд 13

Уважаемые родители, мы сейчас хотим с вами поиграть в деловую игру. Предлагаем разбиться на группы, выбрать каждой группе экономическую структуру и выполнить задания.

Предлагаются следующие экономические структуры:

БАНК

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН

РЫНОК

КАФЕ

ТРАНСПОРТ

  1. Предлагается озвучить профессии, с которыми следует познакомить детей в рамках знакомства с экономической структурой.
  2. Предлагается представителям каждой группы родителей подойти к столу и выбрать подходящие, как им кажется,  экономические понятия, с которыми нужно познакомить детей при знакомстве с данной экономической структурой.
  3. Объяснить смысл поговорок.
  4. Придумать кейс-ситуацию и предложить вариант её решения.

Допускается обсуждение данных вопросов.

Уважаемые родители, приятно было с вами пообщаться. Мы рады, что вы проявили интерес к нашей теме обсуждения и благодарны вам за готовность  сотрудничать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение финансовой грамотности детей 5-7 лет Педагоги: учитель-логопед Хроменкова С.Н., воспитатель Ващилина А.В.

Слайд 2

С точки зрения внедрения экономического образования в деятельность детей 5-7 лет речь не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является наиболее продуктивным в плане формирования таких психологических особенностей личности, как сила воли, ответственность, бережливость, которые в будущем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Слайд 3

Экономическая жизнь - это базисная сфера жизни любого общества, связующее звено между нравственным, трудовым, правовым, политическим, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Очень важно с детства заложить основы индивидуально-психологических качеств, таких как: организованность, трудолюбие, самостоятельность, бережливость, практичность, расчетливость, инициативность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять свои потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения собственных потребностей.

Слайд 4

Первый блок «Труд и продукт (товар)» Каждый человек имеет профессию (врач, строитель, педагог, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент и др.) Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность – предмет осуждения.

Слайд 5

Продукты труда – это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. Продукты труда – это мир вещей, которые окружают нас.

Слайд 6

Второй блок – «Деньги и цена (стоимость)»

Слайд 7

Что такое бюджет и из чего он складывается Понятия «доходы», «расходы»

Слайд 8

Третий блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т.п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, на улицах и т.д.). Реклама в повседневной жизни ребёнка (мама «рекламирует» кашу, друг «рекламирует» новую игрушку). Сочиняем рекламу.

Слайд 9

Четвёртый блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.)

Слайд 10

Задачи программы реализуются через игры, беседы, чтение художественной литературы, просмотры кинофильмов, мультсериалов и просветительских передач, их обсуждение, постановку мини-спектаклей, использование кейс-технологии.

Слайд 11

Кейс-технология - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, представленной в виде кейса. «Кейс» в переводе с латинского языка обозначает «казус, необычный случай» и с английского - «чемодан, портфель». Получается, что кейс-технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями».

Слайд 12

«Нет с собой лишних денег, а ребёнок просит игрушку» В магазине Маша увидела куклу, сама взяла её с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и поэтому устроила истерику. Как поступить родителям?

Слайд 13

Деловая игра

Слайд 14

Спасибо за внимание! Благодарим Вас за готовность сотрудничать!



Предварительный просмотр:

БАНК

 

 

  1. Профессии, с которыми знакомим детей.
  2. Новые слова и экономические понятия, которые необходимо раскрыть детям.
  3. Объяснить смысл пословиц, поговорок:
  • Умный человек – хозяин деньгам,

А скупой – слуга.

  • Денег куры не клюют.
  1. Кейс-ситуация для детей.

МАГАЗИН

 

  1. Профессии, с которыми знакомим детей.
  2. Новые слова и экономические понятия, которые необходимо раскрыть детям.
  3. Объяснить смысл пословиц, поговорок:
  • Пока не купил – жалей деньги,

А купил – жалей вещь.

  • Кота в мешке покупать нельзя.

  1. Кейс-ситуация для детей.

КАФЕ

 

  1. Профессии, с которыми знакомим детей.
  2. Новые слова и экономические понятия, которые необходимо раскрыть детям.
  3. Объяснить смысл пословиц, поговорок:
  • Хороший товар сам себя хвалит.

  • Глаза страшатся, а руки делают.

  1. Кейс-ситуация для детей.

ТРАНСПОРТ

 

  1. Профессии, с которыми знакомим детей.
  2. Новые слова и экономические понятия, которые необходимо раскрыть детям.
  3. Объяснить смысл пословиц, поговорок:
  • Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

  1. Кейс-ситуация для детей.

РЫНОК

 

  1. Профессии, с которыми знакомим детей.
  2. Новые слова и экономические понятия, которые необходимо раскрыть детям.
  3. Объяснить смысл пословиц, поговорок:
  • Без топора не плотник, без иглы не портной.

  • Твои деньги, твои и глаза: гляди сам, что покупаешь.
  1. Кейс-ситуация для детей.

Профессии, с которыми знакомим детей:

Банк: кассир, охранник, управляющий,  сотрудник банка, инкассатор, уборщица (клининговая компания).

Книжный магазин: продавец-кассир, продавец торгового зала, охранник, уборщица.

Кафе: хозяин, директор, поставщик продуктов, кондитер, продавец-кассир, официант, кассир, доставщик.

Транспорт: диспетчер, водитель, кондуктор, контролёр, дежурный по станции, монтёр пути, начальник вокзала, пилот, капитан, машинист, стюардесса, проводник, электромонтёр.

Рынок: начальник рынка, охранник, врач, продавец, уборщица.

Объяснение поговорок

Умный человек – хозяин деньгам,

А скупой – слуга.

Умный человек управляет деньгами и приумножает их, а жадный «дрожит над каждой копейкой» и не видит более важных вещей.

Денег куры не клюют

Очень много денег.

Пока не купил – жалей деньги,

А купил – жалей вещь.

Нужно разумно относиться к покупкам, а если потратил деньги, то беречь вещи, которые купил.

Кота в мешке покупать нельзя

Нельзя совершать покупку или принимать решение о чем-то без тщательного рассмотрения и проверки.

Хороший товар сам себя хвалит

Достоинства качественно изготовленная вещь (изделия)  обычно легко продемонстрировать и при этом не требуется кого-то в чём-то убеждать словами.

Глаза страшатся, а руки делают

Когда мы примериваемся к трудной работе, смотрим на неё глазами, то кажется она долгой и тяжёлой, но приступают наши руки к делу, и мы в итоге справляемся.

Деньги – как вода: плывут неизвестно куда

Деньги быстро заканчиваются, нужно тратить их разумно.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи

Если ты чего-то хочешь, то одного желания мало, надо обязательно что-то для этого сделать.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Для того, чтобы справиться со своей работой или профессиональной деятельностью, необходимо иметь инструменты и навыки.

Твои деньги, твои и глаза: гляди сам, что покупаешь.

За свой выбор сам несешь ответственность. Если просмотрел недостатки в товаре, то с этим теперь самому справляться.

Экономические понятия

Банк

Деньги (монеты, купюры),

Банкомат, терминал,

Накопить

Оплата счёта,

Банковская карта

Книжный магазин

Деньги (монеты, купюры),

Терминал,

Банковская карта,

Цена, оплатить,

Дороже-дешевле

Кафе

Деньги (монеты, купюры),

Терминал,

Банковская карта,

Цена, оплатить

Рекламировать

Рынок

Деньги (монеты, купюры),

Торговаться

Выгодно-не выгодно,

Рекламировать,

Продавать-покупать,

Транспорт

Деньги (монеты, купюры),

Терминал,

Банковская карта,

Оплата услуги,

Цена, оплатить

Деньги (монеты, купюры)

Деньги (монеты, купюры)

Деньги (монеты, купюры)

Деньги (монеты, купюры)

Деньги (монеты, купюры)

Банкомат, терминал

Терминал

Терминал

Терминал

Накопить

Оплата счёта

Банковская карта

Банковская карта

Банковская карта

 

Банковская карта

Цена, оплатить

Цена, оплатить

Цена, оплатить

Дороже – дешевле

Выгодно - не вогодно

Рекламировать

Рекламировать

Продавать – покупать

Оплата услуги (перевозки)

Продавать – покупать



Предварительный просмотр:


Кейс-ситуация № 1 «Нет с собой лишних денег, а ребенок просит игрушку»

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33095684/

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».

Чтобы избежать подобных ситуаций, порекомендуйте родителям всегда объяснять ребенку, как в семье появляются деньги: папа и мама работают и получают их за свой труд. Ребенку следует знать о том, что деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье. Также, когда родители приходят домой из магазина, им нужно обсуждать с ребенком ситуации, почему именно сейчас они не купили ему очередную игрушку.

Помимо обсуждений, родителям необходимо научить ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудить с ним, что будут покупать, например, продукты на ужин. Затем, родители могут предложить ребенку сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросить помочь называть товары из списка. Так ребенок уже перед походом в магазин будет знать, на какие товары распределен бюджет.


Кейс-ситуация № 2 «В супермаркете ребенок набрал полную корзину товаров»

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33095711/

В супермаркете Миша везет корзину и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными в данный момент товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Покупаем, продаем, обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

В данной ситуации маме следует дома в спокойной обстановке обсудить с ребенком, что такое желание и потребности. Желание – это то, что человеку хотелось бы иметь, а потребности – то, что нужно в первую очередь, например, продукты питания, одежда, лекарства. Для того, чтобы дошкольники понимали различия между желанием и потребностями, порекомендуйте мамам вместе с детьми распланировать семейный бюджет.

Распределять бюджет следует так, пока все деньги не будут исчерпаны. В этом случае ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и родители тратят их на то, что в первую очередь нужно для семьи. Это может выглядеть так: «Часть денег мы отложим на питание, еще часть мы потратим на одежду. Другую часть на оплату коммунальных платежей за квартиру, чтобы у нас были свет и вода. Не забудем отложить на лекарства или подарок бабушке или дедушке».

Кейс-ситуация № 3 «Увидел у друга игрушку – захотел такую же»

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33095730/

На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?

Выберите реакцию родителей, которую считаете правильной, и кликните на нее. Сделайте это еще раз, если ответ неверный.

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Учимся планировать», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

Чтобы разрешить проблемную ситуацию, родителю важно сразу же поговорить с  ребенком: спросить почему он так сильно хочет игрушку, объяснить почему в ближайшее время он не сможет ее получить. Также предложите родителю подарить ребенку копилку, коробку или красивую баночку. Объяснить ребенку, что все члены семьи будут помогать ему копить на желанную игрушку. Так у ребенка появится стимул копить деньги  для определенной цели.  Ребенок научится планировать и разумно тратить сбережения.

Когда нужная сумма соберется, родители должны обязательно вместе с ребенком купить то, на что копили. Также им стоит похвалить ребенка, сказать какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку. Так ребенок поймет, что он старался не зря.

Кейс-ситуация №4 «Мама обещает ребенку деньги на игрушку взамен на хорошее поведение» 

https://supervip.1metodist.ru/system/content/image/248/1/-33095744/

Сережа копит на машинку с пультом управления к Новому году, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает игрушки и свои вещи в комнате. И вот мама опять обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме?

Кейс-ситуация по темам курса обучения детей основам финансовой грамотности: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».

Родителю ни в коем случае не нужно манипулировать ребенка деньгами, чтобы получить от него желаемое действие.  Деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его правильно обращаться с деньгами, формировать привычку «отложенного желания».  В этом случае порекомендуйте мамам описать детям, как важна их помощь по дому, объяснить, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, а убирать игрушки – обязанность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...

Методическая разработка Дидактическая игра по финансовой культуре дошкольника (для детей 3-4лет)

Данная игра расширяет представления детей об экономическом развитии общества, торгово-денежных и нравственно-эстетических отношениях. Она развивает у детей зрительную память, логическое мышление, связ...

Самообразование «Формирование финансовой культуры дошкольников»

План по самообразовани. " Формирование финансовой культуры дошкольников" и картотека игр по трудовому воспитанию...