Диагностика основ финансовой культуры дошкольников.
тест по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика определения уровня финансовой грамотности дошкольников. | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика
определения уровня финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Разработала: Боева С.А.
Диагностика разработана на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Каждое из трех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1.
Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных,
растений.
Задание 2.
Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах
(транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3
Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Критерии и показатели финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста.
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей). | - Знание ребенком потребностей семьи; - Представления о труде родителей; - Представления об экономических понятиях; - Проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения). | - Отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - Общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности). | - Проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - Оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям,
но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее
результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Инструментарий к диагностике
Задание 1.
1)Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог).
2) У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).
- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).
3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2.
1)Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы).
2)- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле).
- Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3.
1)На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я - железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату).
2)- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться).
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).
Уровни сформированности финансовых представлений
старших дошкольников
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах, цене | Всего баллов | Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....
Интерактивное занятие по формированию основ финансовой культуры «Финансовая школа»
Интерактивное занятие по формированию основ финансовой культуры «Финансовая школа»...
сообщение «Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста...
Подборка детских литературных произведений, мультипликационных фильмов, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности и основ экономической культуры дошкольников.
Задание:Составьте подборку детских литературных произведений, мультипликационных фильмов, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности и основ экономической культу...
Консультация для родителей "Формирование основ финансовой культуры» у старших дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования, чем раньше д...
«Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»
Данный сборник содержит семь основных разделов (в соответствии с образовательной программой «Азы финансовой грамотности дошкольников» под редакцией Л.А. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыж...
«Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»
laquo;Сборник дидактических игр, направленных на формирования у старших дошкольников основ финансовой культуры»...