Самообразование «Формирование финансовой культуры дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
План по самообразовани. " Формирование финансовой культуры дошкольников" и картотека игр по трудовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_usatyuk_22-23.docx | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Воспитателя Усатюк Ольга Николаевна
На 2022- 2023учебный год
Тема: «Формирование финансовой культуры дошкольников»
Актуальность: программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда)-деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- научить соотносить понятие надо, хочу, могу;
обогатить словарный запаси познакомить с понятиями:
- трудиться, работать, зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить.
Воспитательные:
- активировать коммуникативную деятельности детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Дата начала работы над темой 03.10.2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы над темой 29.05.2023 г.
Этапы работы по | Деятельность педагога |
1.Информационно- аналитический этап |
|
2.Этап внедрения в практику | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, педагогами, родителями) |
3.Этап презентации опыта | Подведение итогов самообразования, оформление результатов самообразования |
Реализация плана по самообразованию
№ | Форма работы | Срок реализации | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
1 | Форма работы с детьми | ||
1.1 | Занятие: «Труд-основа жизни» | 03.10.22-07.10.22 | Беседа, игра-соревнование: «Мои домашние обязанности», |
1.2 | Занятие: «Что такое деньги» | 10.10.22-14.10.22 | Беседа, игра-соревнование: «Разложи деньги по номиналу» |
1.3 | Занятие: «Работать и зарабатывать» | 17.10.22-21.10.22 | Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали» |
1.4 | Занятие: «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 24.10.22-28.10.22 | Игра: «Что создается трудом» |
1.5 | Творческое занятие | 31.10.22-04.11.22 | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем –рисуем |
1.6 | Мини-спектакль «Без труда не вытащить и рыбку из пруда» | 07.11.22-11.11.22 | Интерактивный мини-спектакль |
1.7 | Занятие: «Два жадных медвежонка» | 14.11.22-18.11.22 | Чтение, обсуждение |
1.8 | Дидактическая игра: «Что нельзя купить за деньги» | 21.11.22-25.11.22 | Игра, обсуждение |
1.9 | Занятие: «Потребности и желание» | 28.11.22-02.12.22 | Исследование: что необходимо человеку для жизни, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение |
1.10 | Занятие: «Потребности» | 05.12.22-09.12.22 | Дидактическая игра: «Хочу, надо» |
1.11 | Составление морфологической таблицы: «Потребности растений» «Потребности животных» «Потребности человека» | 12.12.22-16.12.22 | Игра, обсуждение |
1.12 | Занятие: «Все профессии нужны, все профессии важны» | 19.12.22-23.12.22 | Просмотр мультфильм-песенки, обсуждения |
1.13 | Сюжетно-ролевая игра: «Профессии» | 26.12.22-30.12.22 | Игра, обсуждение |
1.14 | Внесение в центр художественной литературы комикса «История о рублике и его друзьях | 09.01.23-13.01.23 | Чтение, просмотр и обсуждение |
1.15 | Мини-спектакль: «Зайкина находка» | 16.01.23-20.01.23 | Интерактивный мини-спектакль |
1.16 | Творческое занятие: «Мои деньги» | 23.01.23-27.01.23 | Рисуем собственные деньги |
1.17 | Игровое занятие-обсуждения «Как потопаешь так и полопаешь» | 30.01.23-03.02.23 | Беседа, ситуационные задачи |
1.18 | Ролевая игра-обсуждение «Выбираем самое важное» | 06.02.23-10.02.23 | Игра, обсуждение |
1.19 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | 13.02.23-17.02.23 | Игра, обсуждение |
1.20 | Разработка проекта « Школа феечки Копеечки» | 20.02.23-24.02.23 | Рассказ детей, беседа, обсуждение |
1.21 | Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». | 27.02.23-03.03.23 | Игра, обсуждение |
1.22 | Разучивание поговорки о труде | 06.03.23-10.03.23 | Заучивание, обсуждение |
1.23 | Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома». | 13.03.23-17.03.23 | Беседа, обсуждение |
1.24 | Беседа с детьми с правилами экономии. | 20.03.23-24.03.23 | Беседа, обсуждение |
1.25 | Чтение русской народной сказки: «Петушек и бобовое зернышко» | 27.03.23-31.03.23 | Беседа, обсуждение |
1.26 | Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская» | 03.04.23-07.04.23 | Игра, обсуждение |
1.27 | Настольная игра «Финансовая экспедиция» | 10.04.23-14.04.23 | Игра, обсуждение |
1.28 | Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?» | 17.04.23-21.04.23 | Просмотр, обсуждение |
1.29 | Беседа с детьми: «Безналичные деньги» | 24.04.23-28.04.23 | Беседа, обсуждение |
1.30 | Заучивание поговорок о труде | 01.05.23-05.05.23 | Заучивание, обсуждение |
1.31 | Чтение В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» | 08.05.23-12.05.23 | Чтение, обсуждение |
1.32 | Мини-спектакль: «Муха-цокотуха» | 15.05.23-19.05.23 | Показ, игра, обсуждение |
1.33 | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин» | 22.05.23-26.05.23 | Игра, обсуждение |
1.34 | Викторина: «Волшебные превращения денег» | 29.05.23-31.05.23 | Игра, обсуждение |
Форма работы с родителями | |||
2.0 | Формы работы | Срок реализации | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
2.1 | Папка-передвижка «Деньги и дети» | 10.10.2023 | Просмотр, беседа |
2.2 | Папка- передвижка «Наша семья трудиться», тематический стенд о труде | 11.11.2023 | Просмотр, беседа |
2.3 | Фотовыставка: «Работа родителей» | 30.12.2023 | Просмотр, беседа |
2.4 | Экскурсия в магазин | 16.02.2023 | Просмотр, беседа |
2.5 | Разработка проекта « Школа феечки Копеечки» | 24.02.2023 | Выставка, просмотр |
2.6 | Рекомендация «Учить видеть связь между трудом и деньгами» | 29.05.2023 | Беседа, просмотр |
3 | Форма работы с педагогами | ||
№ | Формы работы | Срок реализации | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
3.1 | Консультация: «Формируем у детей разумные потребности» | 30.12.22 | Доклад |
3.2 | Открытое занятие | 16.02.2023 | Показ, обсуждение |
Используемая литература:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Мониторинг уровня финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Подробное описание использованной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.
Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта (см. табл. 1).
Таблица 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
№ | Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знание о деньгах и цене | Знание о рекламе | Всего баллов | Средний балл | Уровень |
Приложение 1
Задание 1.
1) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог)
2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)
- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)
3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2.
1)Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы)
2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3.
1) На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я -- железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату)
2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)
Задание 4.
1) Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…(Рекламы)
Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)
Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)
2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)
3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования "Формирование экологической культуры дошкольников посредством дидактической игры"
План самообразования педагога Ерыгиной Оксаны Анатольевны...
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....
План работы по самообразованию. Формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Тема: «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования фина...
Отчет по теме самообразования: «Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономического воспитания»
Данный методический материал будет полезен воспитателям, решившим взять себе тему самообразования "Формирование финансовой грамотности дошкольников старшего возраста посредством экономическ...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии»
План работы по теме самообразования «Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2023-2024 учебный год.Цель: повышение своего т...