Конспект мастер-класса на тему: «Сказка в детском экспериментировании»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса на тему:
«Сказка в детском экспериментировании»
(по сказке «Гадкий утёнок)
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ «ЦРР – Пригородный д/с»
Ефименко Наталия Евгеньевна.
2024 г.
Цель:
повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности её применения на практике;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;
- распространение педагогического опыта.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вас приветствовать на моём мастер-классе «Сказка в детском экспериментировании». Мы все знаем, что наши дети лучшие экспериментаторы, что в дошкольном возрасте все хотят всё потрогать, пощупать, иногда даже лизнуть. И если соединить наш эксперимент со сказкой, то что дети больше всего любят в этом возрасте, то получится интересный результат.
Сегодня я хочу вам представить сказку «Гадкий утёнок», в упрощённом виде, которая будет доступна детям.
На одном птичьем дворе вылупился утёнок, но он был необычным, и мама утка очень удивилась, что он был не похож на всех своих братьев и сестёр. Он всем показался не красивым, все его стали обижать, бить, даже куры его клевали. И в конце концов даже родная мать отказалась от такого не похожего ни на кого утёнка. Ему ничего не оставалось, как уйти из птичьего двора. Он ушел в неизвестном направлении. Шёл, шёл и уставший дошёл до озера. Плыть сил у него не было. Возле озера утёнок увидел лодку. Он запрыгнул в неё, и лодка привезла его к красивым цветам.
- Посмотрите, у нас есть пластилин, берём большой кусок и бросаем его в воду. Что сделает наш кусок? (утонет).
- Давайте из этого кусочка сделаем лодочку с бортами (делаем лодочку). Интереснее, когда есть стимул, кому-то помочь (утёнку). Придаём форму, ровненькие борта (тоньше). И опускаем нашу лодку в озеро. И теперь наша лодка уже не тонет. И как мы объясним детям? Что поменялось? (мы изменили форму, в которой находится воздух, а воздух легче воды и вот вам всё волшебство). Теперь наш утёнок может доплыть до прекрасных цветов. А как называются эти цветы? (кувшинки).
- У вас у всех есть вот такие цветы-заготовки. Сейчас с помощью карандаша нам нужно закрутить все лепестки внутрь, закрыть нашу кувшинку, мы её закрываем в одном направлении. Теперь закрытую кувшинку помещаем в воду, наше озеро. Кладём сверху и наши кувшинки постепенно распускаются, раскрываются. Как можно объяснить это детям? Вывод: лепестки намокают в воде и тяжелеют, вот цветок и раскрывается. Волшебство – простая вода.
- Когда утёнок любовался красотой распустившихся кувшинок, он увидел, что на дне озера что-то блестит. Он присмотрелся и увидел булавку. Возможно её кто-то нечаянно обронил. И тут можно спросить детей, как можно достать булавку, не намочив рук? (ответы детей). Я предлагаю достать булавку с помощью магнита, чтобы руки были сухими. Достаём нашу булавочку очень быстро.
- А потом наш утёнок увидел в озере неведомые ему существа, которые прыгали и ныряли. Это были маленькие головастики.
- Наливаем газированную воду в пустой стакан больше половины. Затем берём кусочек пластилина и от него отщипываем небольшие кусочки и катаем шарики. Бросаем их воду на дно нашего стакана (катаем и бросаем). Шарик из пластилина сначала опускается на дно, потому что чуть тяжелее воды, но на него тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие прозрачные шарики. Скоро их станет так много, что шарик из пластилина всплывёт.
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевший кусочек пластилина вновь опуститься на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не выдохнется.
- Наш утёнок остался жить на озере, ему здесь очень нравилось, потому что его никто не обижал.
- Однажды подул сильный ветер и поломал много веток, которые падали на поверхность озера. Утёнок заметил, что ветки попадая в воду начинают распрямляться. Мы с вами тоже попробуем это понаблюдать. У вас есть зубочистки, возьмём по 5 штук. Наша задача их надломить пополам, но не до конца и выложить звёздочкой или цветочком. Затем берём пипетки и в центр круга капаем воду (побольше капаем). Зубочистки наши под воздействием воды разбухают и расползаются в стороны. И у нас получаются звёзды. Звёзды осветили нашего утёнка, и он увидел своё отражение в озере. Из гадкого утёнка он превратился в прекрасного лебедя.
- Вот такой финал у нашей сказки. Добрый и красивый. Вот такую сказку можно предложить нашим дошколятам.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый участник мастер -класса должен будет провести опыт и определить свойства материалов.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ноябрь 2017 год. Мастер-класс для родителей младшей группы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Дети по природе своей исследователи. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главно...
Мастер-класс для воспитателей районного методического объединения "Детское экспериментирование. Из опыта работы"
quot;Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам"...
Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Мастер - класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование."
Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....
Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»
Мастер-класс для воспитателей «Организация работы по детскому экспериментированию с помощью кубиков Поликарпова»Цель мастер-класса: Активизировать интерес к экспериментированию с элементам...
Мастер-класс для педагогов «Использование сказки в детском экспериментировании»
Цель мастер класса: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов участников мастер-класса в процессе педагогического общения.Слова восточного мудреца гласят: «Ребено...
Мастер класс для педагогов "Использование сказки в детском Эксперементировании"
Дошкольный возраст-это период, когда всё познаётся, когда всё новое, всё интересное. Лучший способ познания-это потрогать, понюхать, попробывать, а такой известный факт, все дти любят сказки,они дышат...