Практика наставничества. Сергиенко Г.Я., Донченко Е.А.
учебно-методический материал

Галина Сергиенко

«Наставничество- оказание помощи молодому педагогу  в его профессиональном становлении,  инвестиция в долгосрочное развитие нашего детского сада, в его «здоровье». «Вместе к одной цели», ведь собраться вместе-это начало, работать вместе- это успех!

Краткая аннотация практики наставничества в ДОУ заключается в оказании помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также формировании кадрового потенциала дошкольной организации через передачу опыта профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnicheskaya_praktika_sergienko_g.ya_.-donchenko_ea.docx724.97 КБ

Предварительный просмотр:

Наставническая практика

1. Аннотация практики:

А) Общие сведения.

Ф.И.О. автора практики, статус (педагог, учащийся и т.п.)

e-mail, телефон

Образовательная организация

Стаж наставничества

Форма (индивидуальная/групповая); модель реализации практики (ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-ученик и т.п.)

Период реализа

ции наставнической практики

Сергиенко Галина Ярославовна, педагог

СПДС МОБУ Галенковская

СОШ

6 лет

Педагог – педагог

Б) Сущностные характеристики опыта.

1. Тема лучшей педагогической практики

«Вместе к одной цели»

2. Описание представляемого опыта

Донченко Елизавета Алексеевна приступила к работе в нашем ДОУ, окончив Псковский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление» и одновременно получив диплом профессиональной подготовки по должности «воспитатель» и годом позже по должности «инструктор по физической культуре» . Период вхождения начинающего педагога Елизаветы Алексеевны в профессию отличался напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. Это понятно, ведь от того, как он пройдет, зависело, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Для работы с молодым специалистом наставником составлен индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом. Донченко Е.А. предложено анкетирование, выдана памятка для молодого специалиста «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»; проведён тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). Наставником составлен кейс наставнической практики (форма педагог-педагог), который включил в себя такие пункты как: условия эффективности работы; формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом; ожидаемые результаты для молодого специалиста, для педагога-наставника и для образовательной организации; оцениваемые результаты.

Молодому педагогу сложно пришлось приступать к деятельности, т. к. квалификация по диплому была совсем другой, начинали с азов педагогической деятельности. Испытывала трудности по организации образовательного процесса, организации детского коллектива, работы с родителями.

Для преодоления профессиональных трудностей наставником принято решение об использовании технологии «Работа в паре». Организовывались совместные занятия. Между наставником и педагогом сложились доверительные отношения, и у каждого из них желание конструктивно общаться и договариваться. На совместных занятиях по обучению дошкольников грамоте, РЭМП, изодеятельности выполнялись две роли: ведущая и вспомогательная. В каждой конкретной части занятия молодой педагог и наставник менялись ролями, где Елизавета Алексеевна могла проявить себя. На совместных занятиях предполагалось, что два педагога слышат и чувствуют друг друга, спокойно меняются ролями по ходу работы с детьми.

Елизавете Алексеевне разработаны теоретические и практические рекомендации по теме: «Установление и поддержание контакта с родителями», «Советы педагога по руководству играми детей», «Организация ППРС в группе» «Организация детей на прогулках» и др. У молодого педагога возникали небольшие трудности с организацией детей на занятиях. Общими усилиями мы смогли устранить все недочёты и трудности.

Изучая современные педагогические приемы и технологии, коммуникативной культурой Елизавета Алексеевна вносила в план работы ДОУ необходимые коррективы. Любая инициатива наставника поддерживалась и более того одновременно наставник учился у неё владеть информационными технологиями

В свою очередь наставник стремилась сделать так, чтобы педагог легко адаптировалась в новом коллективе и не разочаровалась в выбранном пути. Она быстро и с лёгкостью изучила опыт работы коллег нашего учреждения, постоянно повышала свое профессиональное мастерство, посещая методические объединения. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации фиксировала в "Творческой тетради". Активно привлекалась к показу НОД на уровне образовательной организации, участвовала в работе муниципальных и региональных МО; принимала участие в утренниках, массовых мероприятиях СПДС. Довольно быстро сложилась система работы и появились собственные разработки. дополнительное образование по

Также наставником даны необходимые консультации по организации режимных моментов, выполнению пунктов годового плана. Молодой педагог активно участвовал в семинарах СПДС: «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности дошкольника, Зачем дошкольнику функциональная грамотность? Формирование предпосылок естественно-научной грамотности», интеллектуально-творческой игре «От разнообразия форм к качеству образования», тренинге с молодыми педагогами «Особенности общения педагогов с детьми дошкольного возраста», практикуме «Коммуникативные технологии физкультурного образования в процессе освоения ОВД старшими дошкольниками» и др., в педсоветах. Воспитанники группы принимали активное участие в проводимых выставках, конкурсах, акциях на уровне образовательной организации, муниципалитета. Педагогом-наставником оказана помощь в работе над темой самообразования «Формирование коммуникативных умений у дошкольников средствами физической культуры».

Знакомство с опытными педагогами СПДС, опытом инновационной деятельности и ее плодами сыграло важную роль в формировании педагогического идеала Донченко Е.А.

Адаптация молодого воспитателя во многом зависела от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствовали развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывали положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Думаю, что результатом нашего сотрудничества станет дальнейшая реализация педагогического творческого потенциала, достижения высоких результатов в профессиональной деятельности молодого специалиста Донченко Е.А.

3. Публикации о представленном педагогическом опыте. Награды и поощрения.

Март 2023 г. ГАУ ДПО ПК ИРО. Повышение квалификации «Проектирование системы наставничества в образовательной организации»

В) Кейс наставнической практики

Форма наставничества: педагог – педагог

Ролевая модель: педагог – молодой специалист

Дано (портрет наставляемого): Донченко Е.А.

Педагогический стаж работы 3 мес., Воспитатель старшей группы (2023 г.), инструктор по физической культуре (2023 – 2024 гг.).

Ей необходима небольшая помощь в дальнейшем овладении педагогическим мастерством, в освоении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ со старшими дошкольниками.

Надо (цель, задачи)

1. Цель наставничества: Оказать наставничество молодому специалисту Донченко Елизавете Алексеевне в МОБУ Галенковская СОШ в период с по , проведя не менее 10 индивидуальных консультаций, 5 совместных занятий,10 массовых мероприятий с целью улучшения качества его работы с детьми и повышения уровня адаптации в коллективе».

2. Задачи наставничества:

-привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

-ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

-способствовать успешной адаптации молодого воспитателя к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.

Условия эффективности работы:

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
  5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, посещение ОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставника).

Деятельность наставника:

1-ый этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-ой этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-ий этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты:

для молодого специалиста:

  • Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодого специалиста;
  • повышение уровня закрепляемости молодого специалиста в образовательном учреждении.

Кто нам нужен (портрет наставника)

Сергиенко Галина Ярославовна, старший методист 1 квалификационной категории, стаж работы 36 лет.

Педагог активно внедряет в работу педагогического коллектива эффективные технологии и методики обучения и воспитания. Будучи уверенной в поиске новых идей, наставник уверенно применяет инновационные формы проведения мероприятий для педагогов, разрабатывает пути решения проблем.

Сергиенко Г.Я. имеет опыт работы в качестве наставника 6 лет.

Оцениваемые результаты

При внедрении института наставничества в ДОУ разработано и утверждено приказом от г. № 242-0 «Положение о наставничестве» (приложение № 1), издан приказ от г. № 98-К «О наставничестве» (приложение № 2), утвержден индивидуальный план адаптации (образовательный маршрут) педагога на 2023 – 2024 учебный год (приложение № 3). В соответствии с планом ведется работа с молодым специалистом. В план работы наставника с наставляемым входят практические занятия по воспитательно – образовательной работе с дошкольниками.

Сергиенко Г.Я. (наставник) оказывает необходимую методическую, практическую помощь педагогу Донченко Е.А. Были организованы практические занятия согласно утвержденному плану. По итогам практических занятий наставником были даны практические задания Елизавете Алексеевне (проведение образовательно-воспитательных мероприятий с детьми). Данные задания педагогом были выполнены.

Такая работа наставника создаёт условия для активного включения молодого педагога в образовательно-воспитательный процесс с дошкольниками, помогает наставляемому в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию «Формирование коммуникативных умений у дошкольников средствами физической культуры».

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Положение о наставничестве.
  2. Приказ от г. № 98-К «О наставничестве».
  3. Индивидуальный план адаптации (образовательный маршрут) педагога на период наставничества

4. Результаты работы молодого педагога Донченко Е.А.

5. Проект «Неделя здоровья»

6. План совместного занятия «Новогодняя игрушка» (технология «Работа в паре»)

7. Памятка для молодого специалиста

8. Анкета для молодого специалиста

9 .Анкета для молодого педагога «Прогулка как приоритетное средство физического развития дошкольника»

10. Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). Заполнен Донченко Е.А.

Тест педагога-наставника на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева). Заполнен Сергиенко Г.Я.

11. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

12. Тренинг для молодых педагогов

Приложение № 1

1. Общие положения

Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации (далее – ДОУ) или имеющими трудовой стаж не более 5 лет.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик.

2. Цели и задачи наставничества:

Цель наставничества – обобщение и распространение педагогического опыта через оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи наставничества:

-привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

-ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

-способствовать успешной адаптации молодых воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.

3. Организационные основы наставничества:

Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной организации.

Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора по дошкольному образованию.

наставниками могут быть:

-аттестованные педагоги 1 и высшей квалификационной категории;

-педагоги, имеющие педагогический стаж более 5 лет.

Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

Кандидатуры наставников утверждаются приказом по образовательному учреждению на 1 учебный год.

Замена наставника производится приказом руководителя в случаях:

-увольнения наставника;

- перевода на другую работу подшефного или наставника;

-привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;

-психологической несовместимости наставника и подшефного (после конфликтной ситуации и аналитического заключения педагога-психолога).

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

4. Обязанности наставника:

Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

Изучать:

-деловые и нравственные качества молодого специалиста;

-отношение молодого специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, детям и их родителям;

-его увлечения, наклонности, круг досугового общении, профессиональную этику педагогического работника.

Вводить в должность.

Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом образовательных занятий, внегрупповых мероприятий.

Разрабатывать совместно с молодым специалистом план по профессиональному самообразованию; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.

Развивать положительные качества молодого специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:

Подключать с согласия заместителя директора других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

6. Обязанности молодого педагога:

Изучать Закон РФ "Об образовании", нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.

Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.

Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.

Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и заместителем директора по дошкольному образованию.

7. Права молодого педагога:

Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

Защищать свою профессиональную честь и достоинство в рамках принятой в ДОУ профессиональной этики.

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

Повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника:

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по дошкольному образованию.

Заместитель директора по дошкольному образованию обязан:

- представить назначенного молодого специалиста педагогам ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника;

- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и его наставника;

- посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым специалистом;

- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;

- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ОУ;

- определить меры поощрения наставников.

9. Документы, регламентирующие наставничество:

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

настоящее Положение;

приказ руководителя об организации наставничества;

протоколы заседаний педагогического совета;

методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

дневник работы наставника.

По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней должен сдать заместителю директора следующие документы:

- отчет молодого специалиста о проделанной работе;

- план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Приложение № 2

Приложение № 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

адаптации (образовательный маршрут) педагога

на 2023 – 2024 учебный год

Молодой педагог: Донченко Елизавета Алексеевна

Должность: воспитатель

Педагог – наставник: Сергиенко Галина Ярославовна

Должность: старший методист

Цель: развить профессиональные умения и навыки молодого педагога.

Задачи: повысить уровень организации образовательной деятельности; консультировать по вопросам ведения документации; оказать помощь в постановке целей, задач НОД и ее организации; разъяснить механизм работы с дидактическим и наглядным материалом; организовать углубленное изучение инновационных педтехнологий.

Тема для самообразования: «Формирование коммуникативных умений у дошкольников средствами физической культуры».

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН.

2. Оформление документации группы.

3. Мониторинг развития детей.

4. Выбор темы самообразования

1. Знакомство с основными документами ДОО.

2. Консультации и ответы на интересующие вопросы.

3. Составление рабочей программы группы.

4. Подбор диагностического материала

Март

1. Изучение методики проведения ОД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

2. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

1. Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы», «Организация разных видов игр с детьми».

2. Посещение НОД и режимных моментов у педагогов-стажистов

3. Помощь в организации и проведении родительского собрания

Апрель

1. Просмотр конспекта и проведение молодым педагогом НОД по развитию речи.

2. Знакомство с технологией проектной деятельности

1. Консультации «Организация занятий по развитию речи», «Проектная деятельность с детьми».

2. Посещения НОД молодого педагога, обсуждение.

3. Изучение методической литературы по развитию речи, обсуждение

Май

1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми.

2. Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника

1. Составление плана индивидуальной работы с детьми.

2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение.

3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника

Сентябрь

1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

2. Причины возникновения конфликтов в работе педагога и их урегулирование

1. Консультация, планирование, помощь наставника.

2. Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме конфликтов в работе.

Октябрь

1. Использование ИКТ.

2. Просмотр конспекта и проведение НОД молодым специалистом

1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями».

2. Посещение НОД молодого педагога, обсуждение

Нлябрь

1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности.

2. Организация режимных моментов молодым педагогом

1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника.

2. Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения.

Декабрь

1. Организация НОД во второй половине дня.

2. Проектная деятельность с детьми

1. Консультация «Организация работы с детьми после сна».

2. Задание: разработать краткосрочный творческий проект.

Январь

1. Подготовка к работе с детьми в летний период.

2. Подведение итогов работы

1. Консультация и ответы на интересующие вопросы.

2. Самоанализ молодого педагога.

Февраль-май

Приложение № 4

Результаты работы молодого специалиста Донченко Е.А.:

Наставляемый выступил с докладом из опыта работы:

  1. VI Дальневосточный фестиваль «Педагогическая весна». Доклад: «Развитие коммуникативной компетенции дошкольников». Март 2024г.
  2. Муниципальное учебно-методическое объединение «Формирование культуры здоровья и эффективного физического развития дошкольников посредством включения в систему физического воспитания современных технологий. Апрель 2024г.
  3. Муниципальный семинар-практикум «Семь направлений в содержании воспитательной работы в соответствии с ФОП ДО». Тема: «Развитие способности к социализации детей в условиях ДОУ». Май 2024г.

Прошел тематические курсы повышения квалификации:

1.

Курсы переквалификации:

  1. «Воспитательная работа в дошкольном учреждении»;
  2. «Профессиональная деятельность воспитателя в дошкольном учреждении согласно ФГОС»;
  3. «Преподавание физической культуры в дошкольном образовании».

Наставляемый принимал участие в конкурсах

1. Центр конкурсов и олимпиад. Всероссийский
конкурс лэпбуков для воспитателей и педагогов. Диплом победителя,
февраль 2023г.

2. Журнал «». Свидетельство о публикации: . 2024 г.

3. Творческий смотр-конкурс «Атрибут для народной игры» на уровне образовательного учреждения. Грамота призёра. Март 2023г.

Воспитанники наставляемого принимали участие в конкурсах:

  1. Портал для целеустремленных натур Совушка. Диплом I степени в Международном творческом конкурсе «День здоровья» Зинин Роман, Раева Елизавета, Борисов Лев. Октябрь 2024г.
  2. Высшая школа делового администрирования. Участники Всероссийской познавательной онлайн-викторины «Знатоки спорта» Дяченко Тимур, Бригида Варвара. Октябрь 2024г.
  3. Муниципальный конкурс «Новогодняя открытка». Победитель конкурса в номинации «Декоративная открытка» Филатова Милана. Призёр конкурса в номинации «Декоративная открытка» Ольшевский Роман. Декабрь 2022г.
  4. Муниципальный конкурс рисунков. Участники конкурса «Весна-красна» Дудрова Вероника, Скутнева Ульяна. Март 2023г.
  5. Муниципальные спортивные соревнования «Веселые старты». Участники: команда воспитанников МОБУ Галенковская СОШ. Октябрь 2024г.

Приложение № 5

Проект «Неделя спорта и здоровья в детском саду».

Актуальность проекта обусловлена.

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать. Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка. Я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных соревнований и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

Цель: Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.

Комплексный план мероприятий, состоящий из разнообразных видов физкультурно-оздоровительной работы, направлен на формирование личности в социально – психологическом, интеллектуальном, двигательном развитии.

НЕДЕЛЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ направлена на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, укрепление детско – коллективных отношений.

Задачи:

- формирование КГН ухода за телом

- вырабатывать стойкую привычку к занятиям физической культурой

- создавать проблемные ситуации, наглядно демонстрирующие значимость правильного отношения к здоровью

- формирование у ребенка мотивов самосохранения, воспитании привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети, воспитатели, родители.

Разработчик проекта: Донченко Е.А. – инструктор по физической культуре.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!


План мероприятий в рамках проекта «Неделя спорта и здоровья»

День 1. «ВИТАМИННАЯ СЕМЬЯ»

Девиз дня: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

  1. Торжественное открытие недели здоровья (оформление холла) (отв. – физинструктор)
  2. Просмотр мультфильма «Здоровое питание» (старшая, подготовительная группы, отв. – физинструктор)
  3. Игра «Чудесный мешочек с овощами и фруктами» (все группы, отв. – физинструктор)
  4. Игра «Угадай на вкус» (старшая, подготовительная группы, отв. – физинструктор)
  5. Д/и: «Полезная и вредная еда» (все группы, отв. – воспитатели)
  6. Выставка рисунков «Витамины на столе» (все группы, отв. – воспитатели)
  7. Беседа с детьми: «Овощи и фрукты» - вспомнить названия овощей и фруктов, их цвета, и где они растут; использовать наглядный материал в виде иллюстраций. (вторая младшая, средняя группы, отв. – воспитатели)
  8. Беседа о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах (A, B, C) – дать детям первоначальные знания о витаминах A, B, C, о том, в каких овощах и фруктах они содержаться и их пользе для организма человека. (старшая, подготовительная группы, отв. – воспитатели)
  9. Самостоятельная игровая деятельность в сюжетно – ролевых играх «Магазин полезных продуктов». (отв. – воспитатели)

День 2. «ДЕНЬ СПОРТА»

Девиз дня:

«Нет здоровья без движенья,

Это скажет вам любой!

Занимайтесь с наслажденьем

Спортом, танцами, ходьбой!»

  1. Беседа: «В здоровом теле - здоровый дух» / «Спорт и жизнь» (все группы, отв. – воспитатели)
  2. Проведение физкультурного занятия на улице (старшая группа, отв. – физинструктор)
  3. Организация подвижных игр на участках детского сада (средняя группа, отв. – воспитатели)
  4. Просмотр мультфильмов «Как устроен человек» и «Дыхание» (подготовительная группа, отв. – физинструктор)
  5. Упражнения на формирование правильной осанки: «Мостики» (старшая, подготовительная группы, отв. – воспитатели) *страховка взрослым обязательна
  6. Пальчиковая гимнастика, например «Спортсмены» (вторая младшая, средняя группы, отв. – воспитатели)
  7. Спортивные соревнования «Весенний марафон» среди родителей воспитанников (родители, отв. – физинструктор)
  8. Самостоятельная деятельность: рисование «Быть здоровым я хочу»

День 3. «ГИГИЕНА»

Девиз дня: «Чистота – залог здоровья»

  1. Беседа «Правила гигиены» - напомнить детям, зачем нам нужно принимать водные процедуры, закаливаться. (все группы, отв. – воспитатели)
  2. Экскурсия в медицинский кабинет. (вторая младшая группа, отв. – воспитатели)
  3. Чтение – К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая». (средняя группа, отв. – воспитатели).
  4. Опыт с мылом «Микробы и как их победить» (все группы, отв. физинструктор)
  5. Просмотр мультфильмов «Микробы» и «Что будет, если не мыться год» (старшая, подготовительная группы, отв. – физинструктор)
  6. Самостоятельная игровая деятельность в сюжетно – ролевых играх «Аптека»

День 4. «ДЕНЬ ЗАРЯДКИ И ГИМНАСТИКИ»

Девиз дня: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».

  1. Приглашение родителей на открытую зарядку. (все группы, отв. – физинструктор)
  2. Ситуативный разговор «Для чего нужна зарядка. (все группы, отв. – воспитатели)
  3. Проведение дыхательной гимнастики, например «Каша кипит». (средняя, старшая, группы отв. – физинструктор)
  4. Проведение гимнастики для глаз, например «Веселый гном» (подготовительная группа, отв. – физинструктор)
  5. Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками» после сна (вторая младшая группа, отв. – физинструктор)
  6. Пальчиковая гимнастика, например «Мы морковку чистим, чистим…» (вторая младшая, отв. – воспитатели)

День 5. «ДЕНЬ БЕГА»

Девиз дня:

«Наш девиз четыре слова –

Мы здоровы – это клево!»

  1. Закрытие недели здоровья. Рефлексия-интервью дошкольников. (отв. – физинструктор)
  2. Оформление стенгазет/плакатов с фотографиями семей «Мы со спортом дружим» (все группы, отв. – воспитатели)
  3. Развлечение-соревнование «Самый быстрый» (подготовительная группа, отв. – физинструктор)

Приложение № 6

План совместного занятия молодого педагога и наставника «Новогодняя игрушка» в группе «Улыбка»

Действия молодого педагога

Действия наставника

Комментарий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ведущая роль:

говорит детям, что они будут делать

Вспомогательная роль:

показывает приемы, как вовлечь детей в занятие, – включает мелодию

Ведущая роль:

приглашает рассмотреть самодельные игрушки и выбрать ту, которую каждый хочет сам смастерить

Наставник следит, чтобы педагог предоставлял возможность детям самим что-то выбирать и учил их объяснять свой выбор

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Ведущая роль:

напоминает детям, как подобрать материал для поделки, объединяет их в три группы: за одним столом дети мастерят одинаковые поделки

Вспомогательная роль:

наблюдает за работой воспитателя, фиксирует «плюсы» и «минусы»

в действиях воспитателя и детей

Данные записи наставник использует

для рефлексии после занятия

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущая роль:

показывает приемы, как изготовить поделку, детям за первым столом. Другим предлагает подумать, догадаться и обсудить самостоятельно последовательность работы

Вспомогательная роль:

наблюдает, как обсуждают и высказываются дети, оценивает их знания и навыки, которые они получили

на занятиях по конструированию, а также умения договариваться

Наставник дополнительно оценивает умение детей общаться, слушать друг друга, договариваться. Наблюдает, проявляют ли дети лидерские качества, смекалистость и др.

Ведущая роль:

объясняет детям за вторым

и третьим столами, как делать поделки

Вспомогательная роль:

оценивает приемы воспитателя, как он общается с детьми, когда объясняет последовательность работы, его речь

Ведущая роль:

оказывает индивидуальную помощь детям, у которых возникают трудности: показывает, подсказывает, как действовать

Вспомогательная роль: оценивает приемы воспитателя

во время индивидуальной помощи детям, его речь

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Вспомогательная роль: наблюдает за работой наставника

Ведущая роль:

показывает приемы, как мотивировать каждого ребенка оценить поделку, которую он сделал, – предлагает детям полюбоваться своими изделиями, подумать, где их расположить: на макете витрины магазина, либо в «Мастерской по ремонту»

Наставник предлагает при-

ем «Игра-оценка»,

с помощью которого ставит детей в ситуацию выбора и учит видеть в своей работе недостатки, говорить о них

Приложение № 7

Памятка для молодого специалиста

«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Приложение № 8

Анкета молодого специалиста

Донченко Е.А.

  1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?

Быть воспитателем – это одна из самых благодарных профессий, так как дети заряжают своей позитивной энергией, удивляют нестандартным мышлением. Для меня избранная профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки, и фантазии. Смотреть в детские глаза, понимать, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживать их своей любовью, отдавать тепло своего сердца. Какое счастье видеть постоянно перед собой искрящиеся любопытством детские глаза!

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

Считаю, что пришла с хорошим багажом знаний, умений и навыков. Но понимаю, что свою профессиональную компетентность необходимо постоянно повышать для достижения наилучшего результатом. Этим постоянно и занимаюсь (прохожу курсы повышения, ищу новые приемы и методы работы, изучаю научную литературу и др.)

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего

нуждаетесь?

Трудности возникали в организации детей на занятиях и прогулках (дисциплина). Но, благодаря методической помощи и советам опытных педагогов, я смогла справиться с этой проблемой, разобраться в данном вопросе и результат не заставил себя долго ждать. У нас все получилось!

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

Считаю, что у нас в саду замечательный коллектив. Я, как молодой педагог, очень часто обращаюсь к своим коллегам за советами и помощью. Ни разу мне не поступил отказ. Педагоги всегда с радостью делятся советами, своими наработками, «фишками». Ну и я, разумеется, помогаю своим коллегам с новыми веяниями, «молодыми» идеями.

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

-Совершенствовать свои профессиональные умения и навыки;

- Саморазвиваться;

- Постоянно создавать творческую атмосферу в детском коллективе для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

Делиться своим опытом, умениями и знаниями, получение кв. категории.

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?

Да и еще раз да! Считаю, что не ошиблась с выбором профессии. У меня возникает постоянное желание придумывать что-то новое и интересное, творить, повышать свои педагогические навыки и компетентность.

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

-новизна деятельности;

-условия работы;

-возможность экспериментирования;

-пример и влияние коллег и руководителя;

-организация труда;

-доверие;

-возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Наверное, ничего. Только приумножать то, что уже имею сейчас!

Приложение № 9

Анкета для педагогов

«Прогулка как приоритетное средство физического развития дошкольника» (Донченко Е.А.)

  1. Выберите определение прогулки, которое Вам ближе.
  2. Прогулка–это…:
  • один из основных режимных моментов в детском саду,
  • средство создания условий для двигательной активности,
  • закаливания и физического развития детей;
  • универсальное каждодневное мероприятие, которое способствует при правильной методической организации развитию физических навыков, творческих и познавательных способностей, самостоятельности и инициативы, элементарных трудовых навыков воспитанников.

  1. Отметьте, какой нормативный документ регламентирует требования к организации прогулки с детьми в детском саду:

  • Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • приказ Минобрнауки от № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  1. Отметьте структурные компоненты прогулки:

  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Организация трудовой деятельности детей.
  • Игры на веранде.
  • Наблюдение.
  • Игры в песочнице.

  • Самостоятельная игровая деятельность детей.
  • Закаливающие процедуры.
  • Игры на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Общение с природой.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные и спортивные игры.
  1. Укажите, какие виды прогулок необходимо организовывать с дошкольниками:
  • Традиционная прогулка.
  • Прогулка-поход (экскурсия).
  • Прогулка-развлечение.
  • Малоподвижная прогулка.
  • Прогулка – событие.

  • Спортивная прогулка.
  • Прогулка – трудовая акция.
  • Целевая прогулка.
  • Закаливающая прогулка.
  • Свободная прогулка.
  1. Отметьте, с какой целью проводятся спортивные прогулки:
  • Закреплять физические навыки детей, вырабатываемые в процессе занятий в рамках образовательной области «Физическое развитие».
  • Формировать умения и навыки самостоятельного применения изученных ранее движений в игровой обстановке.
  • Знакомить детей с различными видами спорта, элементами спортивных игр.
  • Формировать представление о способах активного отдыха от нагрузок, которые связаны с познавательной деятельностью.
  • Формировать у детей навыки и стремление к здоровому образу жизни.

  1. Отметьте, сколько раз нужно проводить тематические спортивные прогулки с дошкольниками:

□ 1–2 раза в неделю;

1–2 раза в месяц;

□ 1 раз в квартал;

□ 2–3 раза в течение учебного года.

  1. Перечислите, с какими спортивными играми Вы знакомите детей в ходе прогулок:

«Совушка», «Цветные автомобили», «Мышеловка», «Салки с мячом», «Мяч водящему», «Ловишки», «Кот Васька», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.

  1. Напишите на обратной стороне анкетного листа, какая помощь и поддержка наставника вам необходима, чтобы повысить эффективность спортивных прогулок с детьми.

Практические и теоретические рекомендации по организации детей на спортивных прогулках в разные времена года. Картотека спортивных игр на каждый сезон.

Благодарим за участие!

Приложение № 10

Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная.

для ответов типа " Б" – неустойчивая.

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Тест педагога-наставника на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом

копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом.

Приложение № 11

Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

Молодой педагог: _____Донченко Е.А.________________________________

(Ф.И.О.)

Наставник: _________________Сергиенко Г.Я._____________________________

(Ф.И.О.)

Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:

3 – высокий уровень развития навыка;

2 – средний уровень развития навыка;

1 – развитие навыка не проявляется.

Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.

Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.

Прогностические навыки

Оценка

1

2

3

1

Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом обучающемся в процессе усвоения содержания ОП СПДС

+

2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств обучающихся в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ОП СПДС

+

3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ОП СПДС

+

4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту обучающихся

+

5

Умеет планировать деятельность обучающихся и не нарушать свободу выбора ребенка

+

Организаторские и коммуникативные навыки

1

Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана работы

+

2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия

+

3

Умеет развивать познавательную активность и способности обучающихся в процессе усвоения ОП СПДС

+

4

Умеет формировать коллектив обучающихся и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками

+

5

Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ОП СПДС

+

6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества

+

7

Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним

+

Аналитические навыки

1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ОП СПДС

+

2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков

+

3

Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка

+

4

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

+

Вывод: ___Донченко Е.А.__________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.

Рекомендации: В дальнейшем ____Донченко Е.А.__________ необходимо продолжать углублённо изучить новые нетрадиционные приемы для проведения совместной деятельности детей и родителей;

- овладеть новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды;

- пополнение картотеками игр, игровыми пособиями, направленными на развитие сенсомоторной координации детей,

-создание положительной динамики достижений воспитанников,

Приложение № 12

Тренинг для молодых педагогов

«Шаги к успеху»

Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Оборудование: презентация, макет дерева, ленты, печатный материал, ручки, тарелка, смайлы, памятки с профилактическими правилами.

Этапы (содержание):

Ход тренинга:

1. Организационный момент

Станция Молодёжная

Звучит голос за кадром «Уважаемые пассажиры (молодые специалисты), проходите, занимайте места, наш поезд отправляется от станции Молодёжная.

Наш путь пройдёт по профессиональному становлению и развитию учителя через психолого-педагогическое сопровождение для достижения успеха. Конечная станция Профессионал.

Уважаемые пассажиры, в вагоне вас будет сопровождать проводник -наставник - педагог-психолог …...».

Психолог выдаёт участникам билеты, участники рассаживаются на места.

Приветствие

Добрый день, уважаемые пассажиры. Наше путешествие сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

Правила тренинга

1. Правило круга — совместное восприятие, общий эмоциональный опыт создают психологическое пространство безопасности, доверия, уверенности и эмоционального комфорта.
2. Правило «здесь и теперь» — говорите о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходит здесь.
4. Правило «Стоп!» — нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».
5. Правило доверительного стиля — искренность и доброжелательность в общении.

2. Основная часть

1. Игра-разминка «Чемодан в дорогу» автор Юлия Кибальченко

Психолог обращается к группе:

«Часто, собирая чемодан, мы задумываемся, что именно нам будет необходимо в дороге. Давайте сейчас вместе подумаем, что нам необходимо на пути к профессиональному росту.

У вас на руках билеты, напишите на них, что именно вам необходимо на пути к профессиональному росту, что вы ожидаете от своей профессиональной жизни, каковы ваши устремления, какие ценности для вас значимы. Время на выполнение около минуты.

А сейчас представьтесь и назовите то, что вам необходимо в дороге.

Гудок, звук двигающегося поезда

Станция Диалог

2. Упражнение «Тарелка с водой» литературный источник Баранова С.В. «Научись отдыхать!: техники релаксации, которые всегда работают. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2008.

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Давайте встанем, образуем круг. Перед вами тарелка с водой. Необходимо по моей команде закрыть глаза и молча, по очереди (по кругу) передавать тарелку с водой друг другу, постараться не расплескать воду.

Анализ упражнения:

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

#1050;ак можно это исправить, что необходимо для этого сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Гудок. Звук двигающегося поезда

Станция Ресурсная

В определенные периоды жизни – повышенных нагрузках, усталости, при стрессе – в человеке накапливаются негативные эмоции. Если представить шарик — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева, то важно правильно, безопасно освобождаться от них. Переполненный шарик может лопнуть и испугать кого-то, а если воздух из шарика выпускать постепенно, то он ни себе, ни окружающим не причинит вреда. То есть эмоциями можно управлять и безопасно выражать.

Существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):

Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)

У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии)

В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к какому-либо философскому учению)

С – социум (любое взаимодействие, общение)

Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)

ВО – воображение (творчество, фантазирование)

Осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.

Предлагаю вам взять памятки с профилактическими правилами, техниками на каждый день.

Гудок. Звук двигающегося поезда

Станция Успех

3. Лестница достижений авторы А.Грецов, Т.Бедарева, модификация Надежды Вершининой

Участникам раздаются листы с изображением лесенки.

1. Отметьте ваше местоположение сейчас. На какой вы ступеньке.

2. Куда вы решаете двигаться сейчас вверх или вниз. Обозначьте, где хотите находиться

3. Хочется ли двигаться вперёд? Что мешает? Что именно необходимо сделать, чтобы подняться в результате хотя бы на одну ступеньку выше?

4. В силах ли устранить причины мешающие подняться выше?

Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

4. Игра «Древо успеха»

Цель: развитие общности и доверия вместо одиночества и отчуждения.

Психолог рассказывает вводную историю:

«Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. «Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает свои достижения, рано или поздно перестает добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение «победителя». Это ощущение должно быть постоянно с вами, и вы будете его подкреплять новыми результатами и победами».

Чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани.

Обратите внимание, на столе стоит макет дерева.

Сейчас вспомните ваши успехи и достижения, не важно большие они или маленькие, главное, что они значимы для вас. Возьмите ленту, громко назовите достижение и завяжите ленту на дерево. Каждая лента будет символизировать названную вами победу.

5. Упражнение «Волшебный чемодан»

Принято из путешествия привозить сувенир на память. Возвращаясь из данного путешествия, вы уходите со своим багажом знаний, который вы будете наполнять в своем профессиональном пути.

Голос за кадром «Уважаемые пассажиры, наш поезд прибыл на конечную станцию Профессионал»

Рефлексия

Уважаемые участники, просим выразить ваше настроение в конце маршрута. Для этого вам предлагаются смайлы с настроением.

6. Упражнение "Аплодисменты"

В завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Презентация к выступлению "Практика наставничества в ДОУ"

Для применения в работе воспитателям...

"Практика наставничества в ДОУ»

Организационная модель наставничество в ДОО...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлениемРазработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества ...

"эффективные практики наставничества"

Описание моделей, приёмов  организации эффективной практики наставничества в ДОУ....

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...