Консультация для воспитателей младших групп на тему: «Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»
консультация
Целью работы с детьми является создание условий для формирования мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, воспитание интеллектуально развитого и эмоционального читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_obuchenie_gramote_ranniy_vozrast.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад № 469 г. Челябинска»
Консультация для воспитателей младших групп на тему:
«Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»
«Рабочая группа»: «Петушок», «Теремок»
Воспитатели: Южакова Л.А., Яковенко Л.М., Сухова А.В.
Целью работы с детьми является создание условий для формирования мотивации к обучению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, воспитание интеллектуально развитого и эмоционального читателя.
Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребенка в детский сад. В раннем возрасте дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой.
Затем в средней группе детей приучают интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу.
В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.
Определим, что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов).
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Рассмотрим, как должен происходить процесс по обучению грамоте в соответствии с ФОП.
Обучение начинается в возрасте от года до двух лет с развития активной речи.
Предварительный этап: 1 – 2 года
Задачи от 1 до 2 лет:
Развитие активной речи. Формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова. Развивать речевое общение со взрослым. Стимулировать детей подражать речь взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребенку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия. Добиваться от детей коротких фраз. Воспитывать у детей потребность в общении.
Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию самостоятельно, способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы. Побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения.
Содержание образовательной деятельности:
Развитие активной речи. Педагог формирует у детей умения отвечать на простые вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, папа), называть игрушки и действия с ними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.
От 2 до 3 лет с развития звуковой культуры речи
Задачи: Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.
Содержание образовательной деятельности:
Звуковая культура речи. Педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В слово произношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет дошкольников использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
Планируемые результаты к 3 годам:
Ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым.
С 3 до 4 лет начинается собственно обучение грамоте
Задачи:
Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звука-различение. На этом этапе даётся понятие "звук".
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
Можно использовать игры:
"Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?"
Содержание образовательной деятельности:
Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи дошкольников термины «слово», «звук» в практическом плане.
В результате, к концу 4 года жизни ребенок в практическом плане использует термины «слово» и «звук»;
Так же в этом возрасте параллельно с обучением грамоте ведется работа по развитию звуковой культуры речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Планируемые результаты к 4 годам:
Ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...
Организация деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
работа с детьми раннего возраста...
Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1. Дать теоретические представления об этапах работы п...
«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»
Цель проекта: Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для родителей...
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....
«Обучение грамоте детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФОП» (Презентация)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языкеОбучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, по...