Консультация для педагогов и воспитателей: «Русские народные хороводные игры. С чего начать обучение детей.»
консультация (младшая группа)

Аннотация к статье "Русские народные хороводные игры. С чего можно начать обучение детей" подготовленной Лотоцкой М. В.

Статья является важным ресурсом для педагогов и воспитателей, стремящихся привлечь детей к русской народной культуре через музыкально-фольклорные игры. Автор ставит перед собой цель систематизировать знания специалистов об этих играх как способе приобщения детей к национальной культуре России и здоровому образу жизни. Основная мысль статьи заключается в том, что народные хороводные игры, сохранившие дух и традиции прошедших поколений, играют ключевую роль в воспитании, образовании и культурном развитии детей.

Контекст статьи формируется вокруг осознания важности сохранения народных традиций и обычаев. Лотоцкая описывает, как музыкально-фольклорные игры возникли в контексте социальной жизни народа, подчеркивая их воспитательное значение. Игра не просто развлекает, но и обучает, развивает ключевые человеческие способности, такие как сообразительность, наблюдательность и коммуникацию. Умение исполнять народные песни и танцы, а также осознание переживаний через хоровод, становятся основой для формирования культурной идентичности и духовного здоровья ребенка.

Статья также предлагает педагогам конкретные примеры хороводных игр, такие как «Каравай», «Колпачок» и «Ходит Ваня», детально описывая их цели, правила выполнения и обучающие моменты. Каждая игра служит связующим звеном между детьми и историей их народа, внедряя в привычный игровой процесс элементы фольклора и устного народного творчества.

Для достижения более глубокого понимания, автор акцентирует внимание на воспитательной и образовательной роли хороводных игр, подчеркивая, что они способствуют формированию чувства ритма, музыкальной памяти и коммуникативности между детьми. Это создает равноценное пространство для всех участников, формируя значимость каждого в коллективе и развивая их исполнительские навыки.

Статья также отмечает современные тенденции к возрождению народных традиций, что свидетельствует о вновь возникшем интересе к русскому наследию, и подчеркивает важность работы педагогов по внедрению этих учений в образовательный процесс.

В конечном итоге, основная идея материала заключается в том, что через хороводные игры возможно не лишь сохранить культурное наследие России, но и передать его новым поколениям, обогащая их внутренний мир и восприятие окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx326.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и воспитателей:

«Русские народные хороводные игры. С чего можно начать обучение детей.»

Подготовила:

Лотоцкая М. В.

Музыкальный руководитель МАОУ

Свердловская СОШ №2 д/c «Лучик»

г.о. Лосино-Петровский

C:\Users\Марина\Desktop\Моя работа\Мастер-класс фольклорные игры\

Цели:

- систематизировать представления педагогов о музыкально-фольклорных играх, как форме приобщения детей к национальной культуре России и здоровому образу жизни.

- познакомить педагогов с некоторыми играми, с которых можно начать обучение детей народным хороводным играм.

Музыкальная фольклорная игра — это игра с пением, где текст подсказывает действие. В таких играх используются движения из области народной хореографии, плясовые элементы, а также импровизации. Музыкально-фольклорные игры берут свои истоки еще со времен формирования общественного строя и появления первых музыкальных коллективов. Народная игра cодержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение уcваивали культуру cвоего народа. Игрa в это время была не просто досужим развлечением, а спoсобом oрганизации хозяйственной, семейнoй и oбщественной жизни челoвека. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. Игра училa, нaставляла, рaзвивала все челoвеческие спoсобности: сообразительность, выносливость, наблюдательность, ловкость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Игры сохранили черты древности до настоящего времени. Более 5-ти веков назад было изобретено огнестрельное оружие, но в детских играх «возрождаются» лук и стрелы. Игра в прятки, очевидно, воспроизводит то время, когда умение спрятаться от врагов было основным средством спасения своей жизни.

Народ понимал ценность игр, как средства физической и умственной подготовки детей, их нравственного и эстетического воспитания и всячески способствовал их сохранению. Иногда люди задают вопрос, зачем в современное время изучать и помнить песни, хoроводы, игры, кoторые, на первый взгляд, так далеки от сегодняшней жизни и ушли в прoшлое. Фoльклористы oтвечают на этoт вопрос лаконичнo: «Чтoбы выжить, чтобы сохраниться!» Умение петь, танцевать нaродные танцы, знaкомство с игрaми и хороводaми, знание своих национальных обычаев помогaют нам, руccким, сохранить свою cамобытную национальную культуру, прaвильную русскую речь, а знaчит сохрaнить народ, сохранить нацию. Жизнь по законам своего нaрода, культуры, рoдного языка позвoляет сохранить потенциал душевного и физического здоровья, крепость духа и житейскую мудрость, то есть в конечном счете делает человека счастливым.

Роль народных музыкальных игр заключается не только в развитии познавательных и личностных качеств ребенка, но и в формировании его музыкальных способностей – чувства ритма, темпа, динамики, интонационного слуха и музыкальной памяти.

Художественное воспитание детей на основе национальной песни, является одним из важнейших звеньев работы по сохранению песенных богатств России.

Обычно песни в музыкально-фольклорных играх встречаются в хороводах. Хоровод сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др. Хоровод издавна был не просто танцем, он был образом жизни людей. Русский хоровод является воплощением единства и дружбы русского народа, он показывает ширину русской души.

Хороводные песни взрослых перешли к детям, как правило, сохранив основные действия, но значительно упростив слова. В детской среде бытовали такие хороводные игры с песнями: «Как сеют мак», «В хороводе были мы», «А мы просо сеяли» и др.

Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному. В настоящее время самым распространенным текстом простого хоровода, можно считать «Каравай». В эту хороводную игру с детьми нужно играть не только при поздравлениях детей с днем рождения, но и включать ее в повседневную игровую деятельность. В качестве именинников можно использовать игрушки. Необходимо обращать внимание не только на песенное содержание, но и организацию, правильное красивое построение хоровода и выполнение всех действий.

Если дети хорошо усвоили игру «Каравай», то на ее основе обучить детей подобным играм не составляет труда.

Вариациями игры «Каравай» являются такие игры, как: «Колпачок», «Ходит Ваня» «Как сеют мак», «Мы на луг ходили» и другие.

«Каравай»

Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.

«Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Мы тебя кормили
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь
Выбирай кого захочешь!

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

«Ходит Ваня»

Цель : Приобщение детей к традиционным народным играм. Учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Выбирается « Ваня», который становиться в середину круга. Дети поют песенку-потешку и идут по кругу, а « Ваня» ходит в центре круга.

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

По окончанию пения «Ваня», выбирает себе пару и танцует под весёлую музыку ( «Ах, вы сени», «Во саду ли, в огороде», «Два весёлых гуся» и т.п.),

Дети, стоящие в кругу, хлопают в такт в ладоши.

«Мы на луг ходили»

Цель: Совершенствовать навык музыкально-ритмического движения, умение менять движение в соответствии с музыкальными фразами

• Развивать чувства ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание, умения двигаться по кругу в хороводе, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

• Воспитывать активность в процессе музыкальной деятельности, эмоциональную отзывчивость, дружеское отношение между детьми.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре круга сидит «зайчик». Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Задремал на кочке зайчик в холодочке. (Положив руки под щеки показывают как он спит)

Вот так задремал зайка в холодочке (2 раза)

Разбудить хотели в дудочки дудели: (Дети играют на дудочках. «Зайчик» спит.)

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Зайку мы будили, в барабаны били: (Дети играют на воображаемом барабане:

)

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся (Идут в центр круга и поднимают зайку)

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза) (Все хлопают, а зайчик прыгает):

Мы с тобой попляшем, в хороводе нашем (пружинка)

Вот так мы с тобой, весело попляшем (2 раза)

Дети парами танцуют вокруг себя. (кружатся)

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Игру можно проводить не более 2-3х раз

Хороводная игра имеет как воспитательную, так и образовательную роль:

  • Само построение хоровода – круг - воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства.
  • В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами.
  • За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
  • Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива.
  • К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
  • Тексты, звучащие во время игр, служат естественному и ненавязчивому ознакомлению детей с народным искусством слова, способствуют развитию их речи.
  • Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни.

Сегодня старинная традиция водить хороводы сохранилась только в глубинках нашей страны. С появлением народных коллективов хороводы исполняют в основном на сцене. А вот в повседневной жизни к ним обращаются только пожилые люди, живущие в деревнях. Однако в последнее время можно наблюдать тенденцию к возрождению народных традиций, что не может не радовать.

Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что сохранилось, поэтому задача педагогов, сделать музыкально-фольклорные игры частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Консультации для педагогов ДОО. «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей».

Консультации для педагогов ДОО: «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей»....

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для учета индивидуальных особенностей и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья."

Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса....

Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»

Приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх....

Консультация для родителей на тему: "С чего начать обучение ребенка цветам"

Изучение цветов является важным этапом развития ребенка. Это не только помогает расширить его словарный запас и коммуникативные навыки, но и способствует развитию визуального восприятия и креати...