Консультация для педагогов на тему: «Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Башкирские народные подвижные игры для
детей дошкольного возраста»
Цель: приобщение педагогов к традициям башкирского народа. Расширение знаний о башкирских народных подвижных играх.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств.
В рамках воспитания основ толерантности в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов, населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Сегодня мы познакомим вас с башкирскими народными играми.
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи Зауралья. Традиционное башкирское жилище - это войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные народные праздники отмечались весной-летом. После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как сказки и песни.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению.
Правила для играющих.
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья,
подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре
вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять
верх при следующей встрече.
10.В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11.Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были
исправны и красивы.
12.Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.
13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге.
Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.
«Курай»
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы
на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения
башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.
«Уголки»
По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В
центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает
каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит:
Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий
должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться
и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует
поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные
ответы для «хозяев».
«Белый тополь, синий тополь»
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая
команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на
небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда
отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной
команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников,
которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь»
соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды
соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде.
Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.
«Иголка и нитка»
Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.
Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.
«Кот и мыши»
Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по
площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:
«Котик вышел погулять,
Серых мышек поймать.
Сейчас догоню, схвачу и проглочу»
После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него.
В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается
новый кот, игра повторяется.
Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны
прекратить игру, собраться у кота в доме.
«Волк и зайцы»
Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк
прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на
другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы»
выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц
В гости к нам пришел.
Ушки - длинные.
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро
возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах;
убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
Список литературы
- Агишева Р.Л. Я — Башкортостанец. Уфа - 2003
- Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан. Уфа - 2006
- Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства. Уфа – 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста....
"Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста
ull;Народная игра – это игра, придуманная народом, передающаяся из поколения в поколение....
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста.
Башкирские подвижные игры. Старший дошкольный возраст....
Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста
Башкирские подвижные игры...
консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: ...
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"...