Раннее выявление проблематики адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детских дошкольных учреждениях
статья

Лымарева Татьяна Александровна

Почему так важна адаптация ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) именно к дошкольному образовательному учреждению? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovz.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее выявление проблематики адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детских дошкольных учреждениях

В дошкольные образовательные учреждения нашего города ежегодно поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Ограниченные возможности здоровья у таких детей непосредственно связаны с нарушениями в их физическом или психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении с окружающими сверстниками и взрослыми, обучении.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что  появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняет психологический климат в семье, отношения между ее членами.  В раннем детстве родители   стараются ограничить общение ребенка семейным кругом, препятствуя его взаимодействию  с другими детьми. Излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего он начинает пользоваться своим положением и  требует повышенного внимания. По этой причине дети с ОВЗ чаще, чем другие дети испытывают  трудности адаптации к детскому учреждению. Ведь начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения  и адаптивных механизмов (а эти навыки, как уже говорилось, у ребенка не сформированы благодаря излишней опеке родителей). Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья,  стиля  взаимоотношений между  членами семьи, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Почему так важна адаптация ребенка (в том числе и ребенка с ОВЗ) именно к дошкольному образовательному учреждению? Потому что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет немного труднее, чем другому ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Ведь учится он порой чуть медленнее, с бОльшим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует настороженность окружающих и болезненно на это реагирует.

Успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве педагогов и родителей, знания и опыт педагогов , с одной стороны, грамотная и ответственная позиция родителей ребенка,с другой стороны, помогут ему  плавно "влиться" в детский коллектив.

Существуют различные формы работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют их реабилитации и полноценной интеграции в общество:

полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

временная или частичная интеграция. когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в дошкольном образовательном учреждении.

Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми  группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...