ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ Тема: «Часы и часики»
методическая разработка

Савельева Ольга Геннадьевна

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфическими особенностями времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.

Деятельность мини-музея «Час и часики» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия детьми четкого представления о времени.

Цель создания мини-музея :

Создание системы работы по формированию временных представлений у детей 

 через деятельность мини-музея.

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_chasy_i_chasiki.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ПАСПОРТ  МИНИ-МУЗЕЯ

                           Тема: «Часы и часики»

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея…………………........................…………..

2. Аспекты музейной деятельности……………………………………………...

3. План работы по созданию мини-музея ………………..…...………………..

4. Характеристика мини-музея………………………………………..................

5. Разделы мини-музея, особенности использования………………………….

6. Перспектива развития мини-музея………………………………..…………..

Часы - это одна из форм отсчета времени, найденная человеком.

1. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Часы и часики»

Профиль музея:  познавательный

Адресность: дети с 4 до 7 лет.  

Цель создания мини -музея: 

ЦЕЛЬ:

1Ознакомление с историей возникновения часов

2 Развитие познавательных способностей.

3 Поддерживание инициативы в творческом  процессе собственной деятельности при использовании разнообразного материала при создании часов.

ЗАДАЧИ:

1Создать благоприятный творческий климат в коллективе взрослых и детей.

2 Формировать потребность изучать традиции и историю человечества.

3 Развивать кругозор детей и побуждать к творческой активности.

4 Показать, как изменились часы с годами.

5 Формировать познавательный интерес.

6 Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к объекту

Ожидаемые результаты:

для детей - получение знаний об истории создания часов  и о способах его  изготовления;

- овладение расширенным словарем;

 - формирование чувства любви к русской культуре;

- развитие познавательного интереса детей.

для родителей: - участие родителей в  воспитательно  образовательном процессе детского сада;

- участие в выставке рисунков, поделок, выполненных совместно с детьми;

- помощь в оформлении  мини- музейной  экспозиции;

2. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. В создании мини-музея принимали участие не только воспитатель, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносили многие экспонаты. 

Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

  Мини-музей  предназначен  для  формирования первичных представлений  о музеях, для познавательного развития детей.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках.
Профиль мини-музея : познавательный. 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Тема «Часы» возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Возраст детей, содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфическими особенностями времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.

Деятельность мини-музея «Час и часики» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия детьми четкого представления о времени.

Цель создания мини-музея :

Создание системы работы по формированию временных представлений у детей 

 через деятельность мини-музея.

Задачи мини-музея :

-формировать представление о музее. Познакомить детей старшей группы с временными понятиями посредством мини-музея «Часы и часики».

-развивать познавательные способности и познавательную деятельность.

-расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день.

-расширять активный словарь по теме «Время»

-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели, оказывать поддержку друг другу.

Методический материал

В мини-музее представлены : методический материал по изучению природных часов (солнце, петушок)часы древних времен (песочные часы, солнечные часы, водяные часы, огненные часы); современные часы.

Презентация «История появления часов».

Экспонаты часов: настенные, ручные, электронные, будильник, карманные, часы – браслеты, песочные, смарт – часы.

Формы организации работы в музее

Тематические и обзорные экскурсии

В роли экскурсовода может быть как взрослый, так же и ребенок (ребенок-рассказчик в достаточной степени, усвоивший информацию).

Музейные занятия

Они призваны закрепить и углубить знания слушателей по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Музейные уроки проводятся с использованием наглядных пособий, электронной презентации, видеофильмов.

Музейные уроки, проводимые сотрудниками музея:

- История часов

- Из чего состоят часы;

- Что вы знаете о часах;

- факты о часах и др.

- Интересные факты о часах и др.

Игровые площадки

Для проведения совместного досуга взрослых с детьми, где они могут поиграть в играх, представленные в картотеке игр, продемонстрировать свои художественные способности и создать свой рисунок на музейную тематику после знакомства с экспозициями музея (например «Интересный музейный предмет»«Этот предмет есть у меня дома»«Об этом предмете мне рассказал экскурсовод музея» и т. д.).

Игровой материал

Игра-лото для занятий в группе и индивидуально «Детям о времени»

Игра – Занятие по обучению и развитию детей «Всё о времени».

Формы работы с детьми

Беседы«Что я знаю о часах»«Какие бывают часы»«Что мы делаем в разное время?»«Что случится, если часы будут идти по-разному?»«Часы моей бабушки»«Современные часы»«День и ночь»«Времена года».

Цикл рассказов для детей«Живые часы»«Часы – свечи»«Солнечные часы или часы на небе»«Что мы делаем в разное время?»«Часы без стрелок»«Механические часы»«Живые часы»«Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы«Тик-так» Анофриев, «Без четверти шесть»«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева, «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

Совместная деятельность«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема«Настенные часы с кукушкой» - учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

«Познавательное развитие» «История часов»

«Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты». Лепка. Тема«Весёлые будильнички».

Дидактические игры«Каждому предмету своё место»«Путешествие в страну часов»«Успей вовремя»,

«Тик-так»«Назови предыдущее и последующее число»«Назови сутки»«Мои первые часы»«Мой день»«Учим время».

Сюжетно-ролевые игры«Фабрика часов»«Магазин часов»«Часовая мастерская»

  • Развивать интерес у детей к истории возникновения часов.
  • Формировать знания о разнообразии и назначении часов.
  • Формировать умение изготавливать часы.
  • Воспитывать интерес к культуре своего народа.
  • Приобщать родителей к совместной творческой и поисковой деятельности с детьми

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- просмотр презентации «Такие разные часы»;

- подбор литературы по теме;

-сбор часов по теме, совместно с родителями;

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

- беседа по теме «Часы и часики», (приложение);

- беседа «Какие бывают часы и часики» (приложение);

- совместная деятельность детей и воспитателей «Мои часы»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

- создание альбома «Часы и часики»;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- обогащение опыта детей об окружающем;

- развитие умений для создания своих часов ;

  • развитие познавательной активности;
  • формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта — методическая литература по теме проекта, фотоаппарат, компьютер, социальная  сеть работников образования  http://nsportal.ru/, http://ejka.ru/ детское творчество в детском саду, http://luntiki.ru/ Мой детский садик.

Формы деятельности:   познавательная и исследовательская

Оформление мини-музея:

  Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.  Коллекции мини-музея располагаются на полках в групповой комнате. Коллекции календарей  располагаются на верхней и средней полке  стенки, поэтому всегда доступны для детского  рассматривания и исследования. На нижней полке представлены::детское творчество ,загадки ,стихи .картинки о календарях, художественная литература. 

В создании мини-музея принимали участие не только воспитатели, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, сделанные своими руками , помогали в оформлении экспозиции. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Мини – музей «Часы и часики» является не только украшением группы, но и активно используется в образовательно – воспитательном процессе.

В нашем детском саду мы  успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею:  приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музеев.  Для расположения мини-музеев используются  различные части групповой комнаты, стены  группы, полочки и т.п. .

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми

3. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание;

Работа в рамках комплексно-тематического планирования…

Изучение литературы, материала…

.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение экскурсий.

Создание  мини-музея «Часы и часики.».

3

Подведение итогов

Выставка экспонатов мини-музея

4. ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

5. Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты мини-музе

5.Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты  данных  коллекций  находятся в свободном доступе у детей и используются ими  в исследовательской ,  образовательной ,  свободной  и игровой деятельности.

Находят применение в дидактических играх : «Собери часы», «Какие  часы?», Подвижных играх : «Мы не скажем ,а покажем»

Сюжетно-ролевая игра  «Магазин часов»;

НОД  в нетрадиционной технике рисования:

«Мои любимые часы» (мини-мастерская по изготовлению  часов).

Экспонаты музея сгруппированы по следующим разделам:

-Настенные часы

-настольные часы

-песочные и водяные

-наручные

-детские

-электронные

-сувенирные и подарочные

-природы и погоды

-будильники

6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Проведение конкурса «Самые интересные часы».

– Проведение выставки «Мои любимые часы»

- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

В будущем мы планируем расширить наш мини – музей. Пополнить его новыми экспонатами, дидактическим материалом, игровыми пособиями.

В настоящее время мини-музеи являются неотъемлемой частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Создание мини-музея способствует взаимодействовать педагогу с ребёнком и родителями, исследовать вещи и явления окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей в старшей группе "Часы и часики"

Цели: - формирование временных представлений у детей посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини – музее.-...

Мини-музей "Часы и часики"

Деятельность мини – музея «Часы и часики» в детском саду формирует у детей представление о времени, развивает интерес к понятию «время», знакомит с разными способами и ср...

"Часы и часики" мини- музей

         Актуальность создания мини - музея «Часы и часики».          Создание мини - музеев в детском саду явл...

Часы и часики мини музей

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.     Дошкольники способны воспринимать и о...

Мини-музей "Часы и часики" 2022 год

Наш мини – музей посвященный часам, их видам и разнообразию. Мы решили его назвать - мини - музей «Часы и часики».Здесь и семейная ценность – часы 1964 года, которые живут в се...