Организационно -образовательная деятельность «Ориентирование на местности»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие - беседа для старших дошкольников на тему: «Как ориентироваться на местности»
Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами или ягодами и оказались в незнакомом месте.
♦ Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей — Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. Ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко!
Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры — глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, помогающие ориентироваться в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_shkol2.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1161 Корпус №6.
Организационно -образовательная деятельность
«Ориентирование на местности» в подготовительной группе
(6-7лет)№10
Воспитатель:
Тараскина Оксана Ивановна
Москва 2019-2020
Занятие - беседа для старших дошкольников на тему: «Как ориентироваться на местности»
Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами или ягодами и оказались в незнакомом месте.
♦ Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей — Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. Ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко!
Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры — глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, помогающие ориентироваться в лесу.
Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечерний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток. А называется он компасом.
У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет (он указывает на юг), другой — в синий цвет (он указывает на север). Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую — запад.
Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.
Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.
Дремлют сосны молчаливо.
С теплой, южной стороны
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.
Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.
Послушайте стихотворение «Муравьиный терем».
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна несут,
Дело спорится быстро и ловко —
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.
Послушайте, как об этом говорится в стихотворении «В овраге».
В глубоком овраге проходит граница:
На солнечном склоне растет медуница.
На северном склоне — горою
Сугробы под льдистой корою.
На южном — оттаяли комья земли,
Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.
И ветер тихонько шепнул медунице,
Что нынче к полудню пора распуститься!
Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной стороны лунка всегда больше!
В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.
В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.
Послушайте стихотворение «Большая Медведица».
Мерцает и светится
Большая Медведица.
Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.
Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу — Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде — впереди у нас будет север, сзади — юг, по правую руку — восток, по левую — запад. Отгадайте загадку.
Какая звезда
Путь нам на север
Укажет всегда? (Полярная звезда.)
Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.
Итог беседы. Вопросы и задания для закрепления
1. Какие вы знаете стороны света?
2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?
3. Нарисуйте компас.
4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.
5. Куда указывает Полярная звезда?
6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно- образовательная деятельность по образовательной области " Коммуникация"
Конспект занятия...
Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.
Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи: Обра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Грибная пора" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"/средняя группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления познавательной и речевой деятельности....
Конспект организационной образовательной деятельности Образовательная деятельность « Художественно-эстетическое развитие»
Лепка. Старше-подготовительная группа....
Конспект организационной образовательной деятельности Образовательная деятельность « Познавательное развитие» Раздел: Окружающий мир « Дикие животные зимой» Возрастная группа: старше-подготовительная группа
Ознакомление детей с жизнью диких животных зимой...
Конспект организационной образовательной деятельности Образовательная деятельность «Физическое развитие»
Прививать любовь к занятиям физической культурой...