Организационно -образовательная деятельность «Ориентирование на местности»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тараскина Оксана Ивановна

Занятие - беседа для старших дошкольников на тему: «Как ориентироваться на местности»

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами или ягодами и оказались в незнакомом месте.

♦ Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?

Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей — Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. Ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко!

Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».

Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры — глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, помогающие ориентироваться в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_shkol2.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1161 Корпус №6.

Организационно -образовательная деятельность

    «Ориентирование на местности» в подготовительной группе

(6-7лет)№10

 

Воспитатель:

Тараскина Оксана Ивановна

Москва 2019-2020

Занятие - беседа для старших дошкольников на тему: «Как ориентироваться на местности»

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами или ягодами и оказались в незнакомом месте.

♦ Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?

Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей — Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. Ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко!

Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».

Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры — глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, помогающие ориентироваться в лесу.

Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечерний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток. А называется он компасом.

У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет (он указывает на юг), другой — в синий цвет (он указывает на север). Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую — запад.

Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.

Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.

Дремлют сосны молчаливо.

С теплой, южной стороны

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Послушайте стихотворение «Муравьиный терем».

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые старые пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна несут,

Дело спорится быстро и ловко —

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей,

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.

Послушайте, как об этом говорится в стихотворении «В овраге».

В глубоком овраге проходит граница:

На солнечном склоне растет медуница.

На северном склоне — горою

Сугробы под льдистой корою.

На южном — оттаяли комья земли,

Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.

И ветер тихонько шепнул медунице,

Что нынче к полудню пора распуститься!

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.

В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.

Послушайте стихотворение «Большая Медведица».

Мерцает и светится

Большая Медведица.

Созвездие это похоже на ковш,

А ковш на медведя совсем не похож!

С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.

Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу — Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде — впереди у нас будет север, сзади — юг, по правую руку — восток, по левую — запад. Отгадайте загадку.

Какая звезда

Путь нам на север

Укажет всегда? (Полярная звезда.)

Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.

Итог беседы. Вопросы и задания для закрепления

1. Какие вы знаете стороны света?

2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?

3. Нарисуйте компас.

4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.

5. Куда указывает Полярная звезда?

6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи:     Обра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...