Проект по художественно-эстетическому развитию «Весёлые ладошки»
проект

Проект

 по художественно-эстетическому развитию

 «Весёлые ладошки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-veselye-ladoshki.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» 

 

 

 

   

Проект

 по художественно-эстетическому развитию

 «Весёлые ладошки»

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель: Борисова Е.В. 

 

 

 

 

 

Покачи,  2023г

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

          Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

 

Цель: Формирование эмоционального – чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.  

 

        Задачи: 

        Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. -  Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

  Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

 Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком).  Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

 Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

 Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

Паспорт проекта

Наименование: «Весёлые ладошки»

Составитель проекта: Борисова Е.В.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Длительность проекта: долгосрочный

Сроки  реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024гг Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продукты детской деятельности: рисунки, выставки.

 

Основные принципы развития детского творчества:  

  • Принцип поэтапности (от простого к сложному)
  • Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
  • Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:  

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение         воспитанников         самостоятельно         применять         нетрадиционные         техники

рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

 

Этапы работы над проектом:  

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Заключительный. Выставка детских работ.  

  

Ресурсное обеспечение проекта  

  1. Программно-методическое обеспечение;
  2. Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
  3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса;
  4. Система взаимодействия с родителями;

5. Система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта  

  • Проведение выставок детских работ
  • Проведение открытого мероприятия
  • Проведение мастер-класса среди педагогов

 

Ожидаемый результат  

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности
  • активность и самостоятельность детей изо деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.  

Виды и техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

  • Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

  • Рисование пёрышком 

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.

*Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

* Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

  • Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

  • Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

*Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

*Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

  • Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

  • Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

*Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

 * Пластилин графия. 

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

*«Я рисую маму» … 

Рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения стали члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала были фотографии, беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества.  

*Восковые мелки + акварель. 

       Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.  

  • Свеча + акварель.

       Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества  

  • Поролоновые рисунки.

       Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины:

«зимний пейзаж», «букет для любимой мамы».

  • Разрисовка маленьких камешков.  

        Роспись морских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

  • Учимся делать фон.

        Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

  • Коллаж.  

        Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет нарисовал лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Материал: 

  • акварельные краски, гуашь; тушь
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти.
  • пластилин

 

 

Нетрадиционные техники рисования, используемые с детьми 4-5 лет

  1. Оттиск поролоном.
  2. Оттиск печатками из ластика, листьев.
  3. Восковые мелки + акварель.
  4. Свеча +акварель.
  5. Рисование мятой бумагой.
  6. Монотипия предметная.
  7. Пластилинография.
  8. Рисование ладошками.

Перспективный план работы по реализации проекта

 

Средняя группа

№ П/П

Мероприятия

Месяц

Цели

1

Мастер – класс  

Сентябрь

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Пополнение развивающей среды по теме проекта. 

2

Разработка проекта

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. 

3

«Разноцветные зонты»

(печать по трафарету, рисование пальчиками)

Октябрь

Познакомить с техникой «печать по трафарету» зонта и  дождя, используя технику «рисование пальчиком». Прививать навык работы в коллективе. 

4

«Пушистые воздушные облака» (оттиск смятой бумагой)

Знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Развивать воображение, умение работать аккуратно.

5

«Осенние листья» (печатание листьями) Коллективная работа 

Ноябрь

Познакомить с техникой «печатания листьями».  Учить смешивать краски прямо на листьях, располагать изображение по всей поверхности листа.

6

«Лесная поляна»

(восковые мелки + акварель, набрызг)      Коллективная работа 

Закрепить технику рисования восковыми мелками, продолжать обучать технике «набрызг». Учить выполнять работу на одном листе развивать творческие способности.

7

«Первые снежинки»

 

(рисование ватными палочками)

Декабрь

Рисование ватными палочками, учить рисовать ватными палочками, ритмично наносить отпечаток на бумаге.  Выполнять движения в соответствии с

ритмом музыки.

8

 «Елочка нарядная на праздник к нам пришла»

(рисование ладошками) 

Рисование ладошками. Учить детей в рисунке передавать образ елка, располагать изображение по всему листу бумаги

9

 

«Веселый снеговик»

(рисование методом тычка) 

Январь

Учить рисовать детей предмет, состоящий из нескольких кругов. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок кистью.

10

«Звездное небо»

(свеча + акварель)

Познакомить с техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок с помощью свечи, покрывать его акварельной краской.

11

 «Звезда для папы» (рисование цветной манкой)

Февраль

        Познакомить         детей         с

необычной техникой рисования цветной манкой.

12

«Подводные обитатели»

(рисунки из ладошки)

Познакомить с техникой «печать по трафарету», развивать воображение, воспитывать аккуратность.

13

«Цветик – семицветик для мамы»

(пластилинография)

 

Март

Продолжать обучать детей

работать в технике

«пластилинография,  развивать творческие способности, умение работать аккуратно.

14

«Подснежники » (печать по трафарету)

Познакомить с техникой «печать по трафарету», развивать воображение, воспитывать аккуратность.

15

 «Ракета в космосе»

 

(рисование губкой по трафарету)

Апрель

Рисование губкой. Продолжать учить детей использовать разные материалы для рисования Закрепить умение рисовать по трафарету

16

«Вишня в цвету» (оттиск пенопластом)

Продолжать обучать технике «оттиск пенопластом», учить располагать цветы по всему дереву. Воспитывать аккуратность.

17

Годовая выставка творческих работ «Чему мы научились»

Май

Создать выставку итоговых работ.

18

Презентация полученного опыта  использования нетрадиционных  техник рисования.

Повышение

профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

 

Формы работы с детьми.

  • Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
  • Чтение загадок.
  • Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
  • Чтение художественной литературы.
  • Тестовые задания (дорисовывание кругов).
  • Беседы. *  Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.  

Формы работы с родителями.

  • Мастер – класс.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Наглядная информация: буклеты, памятки.
  • Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
  • Участие в конкурсах, выставках.  

Литература:  

  1. Гаврина С.М. и др.Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль.,  «Сфера», 1997.
  2. Казакова Р.Г, .Сайганова Т.И. ,Седова Е.М. и др .Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники ,планирование ,конспекты занятий. – М., «Сфера», 2005.  
  3. Григорьева Г.Г.., Развитие дошкольника в изобразительной деятельности .-М.,  2000 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. .
  1. Комарова Т.Г.Детское художественное творчество. М, 2005.
  2. Комарова Т.Г. Как научить ребенка рисовать.. – М., 1998.
  3. Костерин Н.П.Учебное рисование – М:, 2003..
  4. Котляр В.В. Изобразительная деятельность дошкольников.– М., 2005.  
  5. Соломенникова О.А. . Радость творчества. – М, 2001.
  6. ШвайкоГ.С.. Занятия по изобразительная деятельности в детском саду  – М., 2006.
  7. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.,, 2004
  8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М, 1998.
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста – М., 2005..
  11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет: . – М:, 2001.. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. , 2006.  

17. Давыдова Г.И. Пластилинография - М. - 2005.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Художественно-эстетическое развитие» на тему «Ладошки-осьминожки»

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности по направлению « Художественно-эстетическое развитие» на тему «Ладошки-осьминожки»...

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...

Дополнительная модифицированная Программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с уч...

Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".

ldquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...