Дополнительное образование театрального кружка Подготовительная группа «Волшебный мир театра»
материал (подготовительная группа)

Шахбазова Фарида Курбановна

Дополнительное образование  театрального кружка

Подготовительная группа

«Волшебный мир театра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._obrazovanie_podg.gr_.docx953.17 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников №6 «Колокольчик»»

села Стародубского Буденновского района

Дополнительное образование  театрального кружка

Подготовительная группа

«Волшебный мир театра»

с. Стародубское 2024-2025гг

Руководитель: Шахбазова Фарида Курбановна

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… 

Б. М. Теплов

Пояснительная записка

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого - либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

В настоящее время у педагога много идей для осуществления идей воспитания. В соответствии с Федеральным государственным стандартом организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому театральная деятельность органично вписывается в программу воспитания. Благодаря году работы по театрализованному направлению дети нашей группы стали более общительными и активными, овладели навыками выразительной речи, познакомились с правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, проявили интерес к театральному искусству. Видя положительные результаты работы было решено продолжить работу в данном направлении.

Программа предназначена для детей подготовительной группы дошкольного возраста (6-7 лет).

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

1) Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2) Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3)Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4) Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5) Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Расписание образовательной деятельности и режим работы.

Занятия проводятся во вторник один раз в неделю в 15.40, продолжительность одного занятия 30минут.

Формы работы

  • Театрализованные игры.
  • Занятия в театральном кружке.
  • Рассказы воспитателя о театре.
  • Организация спектаклей.
  • Индивидуальные творческие задания.
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
  • Беседы-диалоги.
  • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
  • Чтение литературы.
  • Оформление альбома о театре

Методы и приемы обучения:

  • Наглядные:

- просмотр представлений кукольного театра;

- постановка сказок, инсценировки;

- иллюстрации;

  • Словесные:

- беседа;

- рассказы;

- чтение;

- стихотворения, загадки;

  • Практические:

- упражнения на социально-эмоциональное развитие;

- психогимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- игра;

- этюды.

Ожидаемые результаты:

  • Умение передавать чувства через мимику, пантомимику, жесты;
  • Умение менять тональность и силу голоса, изображая разных героев;
  • Умение давать оценку поступкам сказочных героев;
  • Умение использовать в театрализованной деятельности разные виды театров;
  • Умение выразительно и ритмично двигаться;
  • Умение преодолеть трудности общения, неуверенность в себе.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • диагностическое обследование детей в сентябре и итоговое в мае;
  • представление результатов детей на педагогическом совете;
  • анкетирование родителей в начале и конце года.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Артикуляционная   гимнастика;
  • Пальчиковые игры со словами;
  • Физкультминутка,  динамические  паузы. 

Оборудование:

  • Театральная ширма
  • Разные виды театра:

- пальчиковый;

-  теневой;

- би-ба-бо;

- фланелѐграф;

- театр масок;

- театр варежек;

  • Ноутбук, проектор мультимедиа.
  • Костюмы, атрибуты, декорации.

Примерная структура образовательной деятельности:

- ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

- речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;

-упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.);

- упражнения на мимику и жесты;

- этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

- поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т.д.)

Формы сотрудничества с родителями:

  1. Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка»
  2. Папка-передвижка для родителей «Играем в кукольный театр»
  3. Выпуск буклета «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»
  4. Выступление на родительском собрании «Особенности психо-эмоционального развития детей 6-7 лет».
  5. Совместно с  родителями изготовить декорации к  сказке «Теремок»
  6. Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
  7. Спектакль для родителей. Театр рук «Теремок»
  8. Анкетирование «Насколько театрален ваш ребенок»
  9. Фотоотчет для родителей «Юные актеры»
  10. Посещение спектакля в Театре юного зрителя
  11. Информирование о результативности работы в социальной сети  Сферум

Перспективно – тематическое планирование кружка

«Волшебный мир театра»

Месяц

Тема

Задачи, содержание

Ожидаемый результат

Оборудование

Сентябрь

Тема:

«Закончилось лето!»

Задачи: собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре

Содержание занятия: Беседа о театре. Игра «Назови свое имя ласково. Назови ласково соседа». Игра – спектакль «Теремок»

Умение оценивать и использовать полученные знания

Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке

Тема:

«Знакомые сказки»

Цели: вызвать положительный настрой на

театрализованную игру; познакомить с понятием «Пантомима»; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.

Содержание занятия: игры: «Театральная разминка», «К нам гости пришли». Творческая игра «Угадай сказку».

Умение детей изобразить основные эмоциональные состояния

Музыкальное сопровождение, магнитная доска и картинки для сказок, шапочки для героев сказок

Октябрь

Тема:

«Что такое театр?»

Цели: повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций

Содержание занятия: Беседа «Что такое театр?». Рассматривание иллюстраций к теме «Театр». Пантомимические загадки и упражнения

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение

Тема: «Музыка ветра»

Цели: дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Содержание занятия: Разучивание танца Ветра и Листочков, музыкальная композиция «В мире животных». Обсуждение спектакля «Красная Шапочка» Распределение ролей

Раскрытие творческих способностей детей

Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики

Тема: «Девочка в лесу»

Цели: упражнять детей в выразительном исполнении характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети) изготовлению декораций к сказке.

Содержание занятия: репетиция спектакля «Красная Шапочка»

Умение оценивать и использовать полученные знания

Музыкальное сопровождение, магнитная доска

Тема:

Спектакль «Красная Шапочка»

Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками

Раскрытие творческих способностей детей

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Ноябрь

Тема:

«Вежливый зритель»

Цели: познакомить детей с понятиями

«Зрительская культура», а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Содержание занятия: игра «Угадай!»,

настольный театр «Хвостатый хвастунишка». Альбом «Мир Театра»

Обсуждение сценария сказки «Непослушные детки» ( по мотивам сказки Волк и семеро козлят»)

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр»

Тема: 

«Наши фантазии»

Цели: учить детей передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать детей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность

Содержание занятия: упражнения по ритмопластике. Музыкальное произведение М. Глинки «Вальс Фантазия». Репетиция сказки»

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание

Иллюстрации к сказке, шапочки героев, музыкальное сопровождение

Тема: «Игра в спектакль»

Цели: Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра

Содержание занятия: беседы с детьми о разных видах театра. Драматизация детьми средней, старшей и подготовительной групп сказок, подготовленных совместно с воспитателем для детей своего детского сада и гостей. Игра «Как стать сказочником». Репетиция сказки «Непослушные детки» ( по мотивам сказки Волк и семеро козлят»)

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга

Тема: Сказка «Непослушные детки» ( по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»)

Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками

Раскрытие творческих способностей детей

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Декабрь

Тема: 

«Сказка зимнего леса»

Цели: Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки

Содержание занятия: слушание сказки «Двенадцать месяцев». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию. Репетиция театрализованного представления «Новогодний праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание

Иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение

Тема: «Зимовье зверей»

Цели: совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций;

познакомить детей с музыкальными номерами сказки; побуждать к двигательной активности

Содержание занятия: Выразительное рассказывание сказки детьми. Обсуждение характерных особенностей героев. Игра «Узнай героя сказки». Музыкальные номера сказки. Репетиция театрализованного представления «Новогодний праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

Развитие личностных качеств детей

Умение оценивать и использовать полученные знания

Музыкальное сопровождение.

Маски- шапочки, костюмы героев сказки

Тема: 

«Музыкальная карусель»

Цели: совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания

Содержание занятия: «Хоровод зверей». Репетиция театрализованного представления «Новогодний праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

Развитие творческих способностей детей

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки

Тема: 

«Веселые стихи»

Цели: создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам

Содержание занятия: придумывание рифмующихся слов. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». Физкультминутка «Бабочка»,

«Веселые стихи». Репетиция театрализованного представления «Рождественский праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах,

Мяч, птица Говорун (диктофон) музыкальное сопровождение

Январь

Тема: Театрализованное представление «Новогодний праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»)

Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к

изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице

Содержание занятия: рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюды на изображение этих эмоций. Рассматривание графических карточек

Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Тема: «Играем в профессии»

Цели: познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий

Содержание занятия: игра «Театральная разминка». Загадки о театральных профессиях. Подвижные игры. Творческие задания по теме занятия.

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически

Музыкальное сопровождение, проектор, иллюстрации

Февраль

Тема: «Такое разное настроение»

Цели: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Содержание занятия: игровое занятие. Разучивание заключительного танца. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./ Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Обсуждение сценария «Сказка о глупом мышонке»

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически, музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение, зеркала, иллюстрации

Тема: «Сказка о глупом мышонке»

Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками

Содержание занятия: Репетиция «Сказка о глупом мышонке». Беседа о героях, выбор костюмов, масок; изготовление декораций и атрибутов для сказки

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Тема: «Сундучок, откройся»

Цели: Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером

Содержание занятия: слушание музыки к сказке. Разучивание музыкальных номеров. Выразительное исполнение своих ролей.

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически, музыкального сопровождения

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение

Тема: «Мастерская актера»

Цели: познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Содержание занятия: открытие «Мастерской актера». Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению. Репетиция театрализованного представления

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций

Костюмы, маски, краски, бумага , картон, ножницы, музыкальное сопровождение

Март

Тема: «Музыкальная сказка»

Цели: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.

Содержание занятия: работа над музыкальными образами героев сказки

Умение оценивать и использовать полученные знания

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение

Тема: «Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке»

Цели: порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Тема: «Мир игры»

Цели: продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции

Содержание занятия: распределение ролей. Игровые упражнения для развития речи «Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, иллюстрации

Апрель

Тема: «Давай поговорим»

Цели: побуждать детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

Содержание занятия: веселые диалоги. Упражнения на развитие выразительной интонации. Разучивание танца «Звездочек и лягушек

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически, музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение, цветок, схемы-иллюстрации

Тема: «Расскажи сказку»

Цели: пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

Содержание занятия: рассказывание детьми сказки «Дюймовочка» по ролям

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем

Маски героев сказки, проектор

Куклы-игрушки для настольного театра

Тема: «Ярмарочная площадь»

Цели: вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки

Содержание занятия: танец ложкарей, хоровод с платками, танец коробейников

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически

Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение

Тема: «Кто стучится в нашу дверь?»

Цели: побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального чтения текста

Содержание занятия: игра «Кто в гости пришел?» Упражнения на выразительность голоса

Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи

Декорации к сказке, музыкальное сопровождение

Май

Тема: «Пойми меня»

Цели: учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Содержание занятия: игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально-ритмических композиций к выступлению

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой

Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».

Тема: «Приключения в лесу»

Цели: Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.

Содержание занятия: Игра «Кто в домике живет?», хоровод « С нами пляшут звери».

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки

Тема: Мой любимый театр

Цели: Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок

Умение оценивать и использовать полученные знания

Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры

Итоговое мероприятие

«Сказочный калейдоскоп»

Цели: Создание спектаклей различной направленности, участие в них детей; вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически, музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, костюмы героев

Список литературы

  1. С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активного, творческого. М.,2013.
  1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2015.
  2. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М 2014.
  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2016.
  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2015.
  1. Хрестоматия по детской литературе. М., 2014.
  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2016.
  1. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,2013.

Список детей театрального кружка

«Волшебный мир театра»

Подготовительная группа

2024-2025 учебный год

  1. Абазян Майя
  2. Гунашев Гунаш
  3. Исмаилов Ибрагим
  4. Кадымов Расим
  5. Камалова Лейла
  6. Кузменко Алёна
  7. Люманова Айла
  8. Малашенко Сергей
  9. Мустафаев Мухаммад
  10. Поляков Моисей
  11. Чахалова Сабрина
  12. Шахбазова Диана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в средней группе "Волшебный мир театра"

В театральной деятельности развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме того, театр – это своеобразный, свойственный дошкольному возра...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебный мир театра»

Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театр...

Творческий проект для старшей группы «Волшебный мир театра»

Актуальность проблемы.1. Недостаточное  внимание  родителей и детей к театру.2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».3. Поверхностные знания  детей о разных видах театр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Волшебный мир театра"

Ход  занятия ,  физ  минутка,дедактические  игры,инсценеровка "Стрекоза и  мурвей"....

Конспект занятия по театральной деятельности в старшей группе «Волшебный мир театра»

Цели и задачи: познакомить детей с видами театров; продолжать формировать у детей интерес к театральному искусству и приобщать к театральной деятельности; развивать внимание, фантазию и воображе...

Проект в средней группе "Волшебный мир театра"

Проект "Волшебный мир театра"...