Деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ДО
учебно-методический материал

Елена Новикова

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ребенка фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде.

Особое внимание в контексте ФГОС обращается на личность ребенка, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его инициативы, способностей.

Психолого-педагогическими условиями личностного развития являются:

- свобода действия,

- возможность выбора,

- ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

В связи с этим ФГОС ДО базируется на деятельностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod.docx25.59 КБ
Файл deyatelnostnyy_podhod.pptx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

2 СЛАЙД

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

Именно активная деятельность ребенка признается основой развития: знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

3 СЛАЙД

Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».

Научив ребенка-дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность (знание в действии).

Технология деятельностного метода разработана в середине 90-х гг. За это время она прошла широкую практическую апробацию в школах и доказала свою результативность.

Для дошкольного образования данная технология была адаптирована доктором педагогических наук Петерсон Людмилой Георгиевной. Ею была разработана технология деятельностного метода «Ситуация». 

4 СЛАЙД

Педагог, работающий в деятельностном методе, не просто сообщает и объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя и приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов в зависимости от дидактических целей, которые ставит воспитатель.

Педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

5 СЛАЙД

Структура технологии «Ситуация» включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность).

Этап 2. Актуализация.

Этап 3. Затруднение в ситуации.

Этап 4. Открытие детьми нового знания (способа действия).

Этап 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Этап 6. Осмысление (итог, рефлексия).

Рассмотрим каждый этап.

6 СЛАЙД

Этап 1. Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность)

Организующая роль педагога

На этом этапе создаются условия возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность.

Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).

Для этого, как правило, воспитатель, включает детей в беседу, связанную с их личным опытом. Обязательно выслушивается каждый, кто хочет высказаться. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны последующие этапы.

(занятие ФЭМП, цель занятия, придумать игровой сюжет к занятию)

Уточнение пространственных отношений вверху, внизу; формирование умения количественно уравнивать предметы

В гости к трём медведям Письмо. Беспорядок. Хотят есть. Нужна помощь.

Подсказкм…что то новое, неизвестное оставляете на потом, сначала, то, что нужно закрепить, материал который понадобиться для дальнейшей работы

#   Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).  Детская цель – помочь 3 медведям.

«Детская цель» не имеет ничего общего с образовательной «взрослой» целью (уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу» и т.д.)

Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные с личными сиюминутными интересами (поиграть, послушать сказку и пр.); а старшие дошкольники могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (помочь кому либо).

При этом у детей формируется такое важное интегративное качество, как эмоциональная отзывчивость.

Нам это всё знакомо, мы часто вводим детей в игровую ситуацию……..

………но в деятельностном подходе важно этот этап закончить….

#    Ключевыми фразами завершения данного этапа являются вопросы «Хотите … ?» (этим вопросом педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности; у каждого ребенка складывается ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность; формируется такое интегративное качество, как активность),

«Сможете … ?» (на этот вопрос все дети обычно отвечают «Да! Сможем!»).

          Такова специфика возраста. Задавая данный вопрос, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

#  Таким образом, на этапе введения в ситуацию включается обоснованный механизм мотивации (надо - хочу - могу).

7 СЛАЙД

Этап 2. Актуализация

Организующая роль педагога

На данном этапе педагог, в процессе дидактических игр организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия.

При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели», педагог-организатор, ведет их к новым открытиям.

Воспитатель работает над развитием таких интегративных качеств, как:

- умение слушать взрослого,

- выполнять инструкцию,

- работать по правилу и образцу,

- находить и исправлять свои ошибки и т.д.

При организации дидактических игр детям предлагаются задания для выполнения парами, группами, что способствует развитию коммуникативных навыков (дети учатся слушать друг друга, договариваться, достигать совместного результата).

Т.е. на этом этапе проигрывается созданная игровая ситуация созданная вами.

8 СЛАЙД

Этап 3. Затруднение в ситуации

Организующая роль педагога

Данный этап является ключевым.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением.

Накрыть стол для 3х медведей. Каждому дать чашку и тарелку

#  Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Тарелок больше, чем чашек, а должно быть поровну

Данный этап очень важен.

Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. А правильным поведением в случае затруднения должна быть не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение.

У детей вырабатывается важное качество - умение видеть свои ошибки, признавать то, что пока не знаю (не умею).

Так как затруднение препятствует достижению «детской цели», у ребенка возникает потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация.

#  В младшем возрасте данный этап завершается словами взрослого «Значит, что нам надо узнать?»; в старших группах – «Что сейчас вам надо узнать?» (дети приобретают опыт осознанной постановки перед собой учебной цели).

Самостоятельно для каждой группы придумать затруднение в ситуации

Таким образом, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» (абсолютно конкретное и понятное детям, так как они сами (под руководством взрослого)) назвали причину затруднения.

9 СЛАЙД

Этап 4. Открытие детьми нового знания (способа действия)

Организующая роль педагога

На этом этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель пробуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу того, кто знает».

В моём варианте – подойдёт способ придумаю сам.

Но часто этот способ не доступен и работает способ «спрошу того, кто знает».

#  У детей вырабатывает понимание того, что если ты чего-то не знаешь, можно спросить.

Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит формулировать их. 

Малыши могут задавать вопросы сказочным персонажам. Постепенно должен расширяться круг людей, которым дети могут задавать вопросы (родители, повар, медсестра и т.д.).

В старшем возрасте дети узнают, что можно спросить у книги, посмотреть познавательный фильм, телепередачу, использовать Интернет и т.д.

Постепенно представления детей об источниках получения информации расширяются и систематизируются. 

Естественно, дошкольники испытывают трудности при формулировании вопросов. Поэтому в группе должна быть создана психологически благоприятная обстановка, чтобы дети не боялись сказать «неправильно», тогда дети будут пробовать говорить.

Задача взрослого – выслушивать ответы детей и подводить итоги: «Я поняла, вы хотите спросить….» - и продемонстрировать «правильную» формулировку вопроса.

#  В старшем возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Используя проблемные методы (подводящие диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания. 

Другими словами, они приобретают опыт успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причины.

10 СЛАЙД

Этап 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Организующая роль педагога

На данном этапе предлагаются ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами.

При этом педагог обращает внимание на:

- умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого,

- применять правило,

- планировать свою деятельность.

В старшем возрасте используются вопросы типа «Что вы сейчас будете делать?», «Как будете выполнять задания?».

В старших и подготовительных группах на данном этапе могут выполняться задания в рабочих тетрадях, где дети выполняют подобные задания для закрепления нового способа действия.

Постепенно у детей развивается умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем).

11 СЛАЙД

Этап 6. Осмысление (итог, рефлексия)

Организующая роль педагога

Данный этап является необходимым элементом в структуре деятельностного метода, т.к. позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий которые позволили добиться этой цели.

#  С помощью системы вопросов «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

#  Далее с помощью вопроса «Почему нам это удалось?» или «Как нам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились.

#  Таким образом, он сводит (соединяет, приближает) «детскую» и учебную (взрослую) цели и создает ситуацию успеха «Нам удалось….потому что мы узнали (научились)….».

Итак, мы рассмотрели структуру технологии деятельностного метода «Ситуация», предложенной Людмилой Георгиевной Петерсон.

Важно!!!

В силу особенностей детей дошкольного возраста и специфики отдельных образовательных областей не всегда возможно и целесообразно осуществлять всю описанную последовательность этапов.

Реализация всех этапов технологии возможна при организации образовательной деятельности по математическому развитию детей.

В других образовательных областях, таких как художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое и др. развитие предполагается использование отдельных компонентов технологии.

11 СЛАЙД

Важно помнить!

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности дошкольника.

Отличает данный подход от традиционного то, что в нем упор делается на зону ближайшего развития (ЗБР), то есть область таких задач, которые ребенок может выполнить с помощью взрослого.

После того, как ребенок научился решать определенный круг задач с помощью взрослого, он может выполнять их самостоятельно, т.е. оказывается в зоне актуального развития (ЗАР).

Таким образом, развитие ребенка осуществляется за счет освоения новых способов деятельности (совместно со взрослым) в ЗБР, а затем происходит закрепление освоенных способов деятельности и их уверенное самостоятельное использование в ЗАР.

За счет такого перехода зона актуального ребенка постоянно расширяется, он приобретает способность к самостоятельному решению все большего круга задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС ДО

Слайд 2

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 3

В деятельностном подходе: образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка , что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Слайд 4

В деятельностном подходе: Педагог - создает ситуацию. Дети сами «откроют» знание для себя и приобретут опыт Педагог - организатор, помощник и консультант.

Слайд 5

Структура технологии «Ситуация» включает в себя следующие этапы : Этап 1. Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность). Этап 2. Актуализация. Этап 3. Затруднение в ситуации. Этап 4. Открытие детьми нового знания (способа действия). Этап 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. Этап 6. Осмысление (итог, рефлексия).

Слайд 6

Этап 1. Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность) создаются условия возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность беседа – игровой сюжет Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Ключевыми фразами завершения данного этапа являются вопросы «Хотите … ?», «Сможете … ?» надо - хочу - могу

Слайд 7

Этап 2. Актуализация педагог, в процессе дидактических игр организует предметную деятельность детей Дети – движутся к своей «детской цели» Педагог – ведёт их к новым открытиям

Слайд 8

Этап 3. Затруднение в ситуации Моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением «Смогли?», «Почему не смогли?» У детей вырабатывается важное качество - умение видеть свои ошибки, признавать то, что пока не знаю (не умею). «Значит, что нам надо узнать ?»; «Что сейчас вам надо узнать?»

Слайд 9

Этап 4. Открытие детьми нового знания (способа действия) «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит формулировать их. Задача взрослого – выслушивать ответы детей и подводить итоги Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Слайд 10

Этап 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка На данном этапе предлагаются ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами . « Что вы сейчас будете делать? », « Как будете выполнять задания? »

Слайд 11

Этап 6. Осмысление (итог, рефлексия) Фиксирование достижения цели и определение условий которые позволили добиться этой цели « Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» «Почему нам это удалось?» или «Как нам это удалось?» Педагог создает ситуацию успеха «Нам удалось….потому что мы узнали (научились)….».

Слайд 12

Л.Г. Петерсон Деятельностный метод «Ситуация»

Слайд 13

Важно!!! Упор делается на зону ближайшего развития (ЗБР) Развитие ребенка - освоения новых способов деятельности в ЗБР, Закрепление и уверенное самостоятельное использование в ЗАР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...

«Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: проверить организацию и эффективность работы педагогов по внедрению системно-деятельностного подхода в образовательный процесс для познавательного развития, развития интеллектуальных и творчески...

Деятельностный подход через призму требований ФГОС ДО

Тематический педагогический совет в ДОУ...