Деятельностный подход через призму требований ФГОС ДО
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель педагогического совета: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования.
«Слышу – не помню, вижу – помню, делаю – понимаю…» Конфуций
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Деятельность Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. (Приложение). М., 1986. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании « Знаниевый » Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить». «Деятельностный» Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.
ДеятельнОСТНЫЙ ПОДХОД Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться , почувствовать радость творчества.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным ; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир
Деятельностный подход В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» конфуций
Непосредственно образовательная деятельность Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Позиция ребёнка Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет (манипулирует) ребёнком, занимает более активную позицию) Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребёнка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) Лозунг «Делай как я!» «Вместе с ребенком» Регламентированность Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов (готовых конспектов занятий) Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей Форма организации деятельности Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребёнка ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
структура НОД на основе деятельностного подхода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов
СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛО Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании. Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент . Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
«Золотые правила» деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Гендарное воспитания детей в ДОО через призму в ФГОС ДО»
Семинар - практикум для педагогов ДОО "Гендерное воспитание дошкольников через призму в ФГОС ДО"...
презентация «Гендарное воспитания детей в ДОО через призму в ФГОС ДО»
презентация "Гендерное воспитание детей в ДОО через призму в ФГОС"...
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС дошкольного образования, выступление на РМПО для воспитателей.
Выступление на метод объединении....
Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО
Данный материал раскрывает систему дидактических принципов, обеспечивающих реализацию технологии системно - деятельностного метода и этапы целостной структуры занятия....
Проект "Реализация системно-деятельностного подхода через сюжетно-ролевую игру "Космическое путешествие"
Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. И...
Семинар Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в ДОУ
ФГОС дошкольного образования...
«Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: проверить организацию и эффективность работы педагогов по внедрению системно-деятельностного подхода в образовательный процесс для познавательного развития, развития интеллектуальных и творчески...