Дети и искусство
статья

Статья "Дети и искусство" посвящается знакомству детей дошкольного возраста с искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с искусством.                                                                                    Художественно-эстетическое развитие (п.2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).                                                                                                                т. Ознакомление детей с искусством требует специальной предварительной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой, методической и художественной литературы) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.) Работа по ознакомлению с искусством начинается в младших группах, но это не означает, что в предшествующий период ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляют подготовительный этап ознакомления с искусством. К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки – потешки, учиться отгадывать загадки, знакомиться с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учиться сравнивать реальную действительность с её изображением на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой – забавой из дерева (пирамидка, матрешка, свистулька), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать). В группе также необходимо организовать уголок – зону искусства, где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в том числе, те с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр – драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, в которую по необходимости включается воспитатель. Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки – потешки, народные песни, танцы, хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется (хохлома, филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская игрушка). Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Цель этих занятий – показать, что каждый вид искусства имеет свои средства передачи (слово, звук, цвет, пространство). Чем старше дети, тем более подробно следует анализировать произведения искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками. Детей знакомят с книжной графикой. С разными художниками – иллюстраторами, постепенно углубляя их знания о книге, о библиотеке. Дошкольников следует знакомить с различными творческими профессиями (архитектор, композитор, актер, певец, поэт, писатель…) У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных видах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу; знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о театре, музее, библиотеке и т.д. Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, выставка). Можно проводить специальные занятия по ознакомлению с искусством. Эту работу можно включить в занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, знакомству с литературой и развитию речи. Занятия не должны быть длительными. В занятие обязательно включаются беседы, т.е. рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для детей. Рассказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций. Восприятие и понимание материала облегчается, если на занятии используется художественная литература и музыка. И мы подводим детей к узнаванию произведений искусства в окружающем мире, объяснению необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.   Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городом, в котором они живут способствует расширению образовательного пространства детского сада, усилению патриотической направленности образовательно – воспитательной работы, прежде всего – способностью приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребенка жизни, создать запоминающийся образ своего города. Воспитанники нашего детского сада живут в небольшом, но очень красивом городе, рядом с великолепным Павловским парком и дворцом. Проходя по улицам или гуляя в парке можно увидеть удивительные архитектурные памятники, скульптуры, мосты, исторические здания и многое другое. При соприкосновении с подлинными произведениями искусства дети получают интеллектуальное развитие, развитие коммуникативных навыков и развития речи, а также развитие творческих способностей и эстетического вкуса. К ребенку нужно идти через чувства, через сопереживание увиденному. И тогда дети в своих творческих работах создадут запоминающийся образ своего любимого города.                                                                                                                                             Люда: В парке очень красиво, все старинное, охраняется. Мы обошли весь парк, деревья колышутся, небо голубое, особенно летом. И зимой мне нравится. И вообще весь мир такой красивый. Жаль, что у нас нет крыльев, как у птиц, чтобы облететь весь мир. В парке нельзя беситься, а можно ходить и любоваться деревьями и статуями. А беситься нельзя потому, что это не детская площадка. Нельзя бегать, а то можно потеряться, нельзя мусорить и ломать статуи, и рисовать на них. Самое красивое место – возле дворца и Розового павильона. И само здание красивое и кусты роз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)

В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта р...

Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»

Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....

Ознакомление детей с искусством

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...

Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"

Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....

Консультация "Ознакомление детей с искусством"

методика знакомства детей с искусством, дидактические игры...

"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"

В данном материале  основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности,   условно разделены  на  группы. Эти  же группы  движений объеди...