Приобщение детей к искусству. Содержание НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Приобщение к искусству"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Приобщение к искусству предполагает развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

В старшей группе продолжает формироваться интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развиваются эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формируется умение выделять их выразительные средства. Дети учатся соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формируются умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжаем знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжаем знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Содержание непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области “Художественно-эстетическое развитие». Приобщение к искусству.

Тема

Задачи

1.

сентябрь

 Рассматривание репродукции картины И. Э. Грабаря «Рябинка»

 Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря.

Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция. Совершенствовать способность к поиску «загадки» в произведение искусств. Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора. Развивать способность к эмоциональной идентификации с художественным образом в играх-имитациях.

Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности.

2.

октябрь

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.

 

3.

ноябрь

 

Рисование «Дымковский конь»

Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании.

 

4.

декабрь

Рассматривание картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Познакомить с новой картиной уже знакомого автора; учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.

5.

январь

Рисование по памяти на тему картины И. Шишкина «Зима»

Учить последовательно описывать содержание своего рисунка, используя навыки рассказывания по пейзажной картине, применять в рассказе знакомые выразительные средства.

6.

февраль

 Рассматривание домов разной архитектуры

 Учить детей по архитектуре здания отличать жилые дома от зданий другого назначения: школ, магазинов, детских садов, формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения; уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, балконы, лоджии, входы, познакомить с основным строительным материалом, из которого возводят жилые дома в городе.

7.

март

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март»

Познакомить с картиной; развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния погоды на картине.

8.

апрель

 Рисование. Узор для городецкого панно

 Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном или купавкой, украшать концом кисти цветы белыми «оживками» - точками, дужками, штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора; рисовать красную кайму по краю листа бумаги с узором; закреплять умение уменьшать величину элементов узора к краям гирлянды.

9.

май

Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина

Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у воспитанников умение всматриваться в иллюстрации, замечать, выразительные средства (движение, фактуру шерстку, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных

   

Список литературы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты.» - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  3. «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  4. А. Крестьянинова. Знакомство детей с творчеством писателя-иллюстратора Е. Чарушина [Электронный ресурс] – Режим доступа: //http://www.maam.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Реализация образовательной области «Познание » посредством приобщения детей к растительному миру "О чем шумит сосна?"

Все чаще человек воспринимает окружающую его природу как данность, не заботясь о том, почему исчезает тот или иной вид растений? Важно уже в дошкольном возрасте сформировать правильное представление о...

Конспект совместной образовательной деятельности по приобщению детей к искусству.

Содержание данного конспекта направлено на ознакомление детей второй млашей группы с матрешкой. При помощи загадки и сюрпризного момента воспитатель моиивирует детей на предстоящую деятельноть. В проц...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Проект "Приобщение детей к искусству в рамках реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие "

Проект "Приобщение детей к искусству в рамках реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие "Подготовили воспитатели: Рысбаева А.С., Исянбаева Р.Х....

Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе

Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...