Приобщение детей к искусству. Содержание НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Приобщение к искусству"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Темы НОД на год по образовательной области
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение к искусству предполагает развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
В старшей группе продолжает формироваться интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развиваются эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формируется умение выделять их выразительные средства. Дети учатся соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формируются умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжаем знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжаем знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Содержание непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области “Художественно-эстетическое развитие». Приобщение к искусству.
№ | Тема | Задачи |
1. сентябрь | Рассматривание репродукции картины И. Э. Грабаря «Рябинка» | Познакомить с творчеством русского художника - пейзажиста И. Грабаря. Продолжать учить всматриваться в произведение искусства, выделять средства выразительности: цвет, композиция. Совершенствовать способность к поиску «загадки» в произведение искусств. Учить выражать свои чувства и мысли по поводу изображения, понимать замысел автора. Развивать способность к эмоциональной идентификации с художественным образом в играх-имитациях. Вызвать эстетические переживания, используя средства изобразительного, поэтического и музыкального искусства, желание отобразить полученные впечатления в изобразительной деятельности. |
2. октябрь | Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» | Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.
|
3. ноябрь
| Рисование «Дымковский конь» | Учить детей расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное положение кисти при рисовании.
|
4. декабрь | Рассматривание картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» | Познакомить с новой картиной уже знакомого автора; учить понимать художественный образ, который хотел создать автор. |
5. январь | Рисование по памяти на тему картины И. Шишкина «Зима» | Учить последовательно описывать содержание своего рисунка, используя навыки рассказывания по пейзажной картине, применять в рассказе знакомые выразительные средства. |
6. февраль | Рассматривание домов разной архитектуры | Учить детей по архитектуре здания отличать жилые дома от зданий другого назначения: школ, магазинов, детских садов, формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения; уточнить и закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, балконы, лоджии, входы, познакомить с основным строительным материалом, из которого возводят жилые дома в городе. |
7. март | Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март» | Познакомить с картиной; развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния погоды на картине. |
8. апрель | Рисование. Узор для городецкого панно | Учить детей рисовать изогнутую цветочную гирлянду с новыми элементами: розаном или купавкой, украшать концом кисти цветы белыми «оживками» - точками, дужками, штрихами; самостоятельно подбирать элементы для узора; рисовать красную кайму по краю листа бумаги с узором; закреплять умение уменьшать величину элементов узора к краям гирлянды. |
9. май | Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина | Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; формировать у воспитанников умение всматриваться в иллюстрации, замечать, выразительные средства (движение, фактуру шерстку, выражение глаз и др., рассказывать о них. Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных |
Список литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты.» - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- «Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- А. Крестьянинова. Знакомство детей с творчеством писателя-иллюстратора Е. Чарушина [Электронный ресурс] – Режим доступа: //http://www.maam.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему «Реализация образовательной области «Познание » посредством приобщения детей к растительному миру "О чем шумит сосна?"
Все чаще человек воспринимает окружающую его природу как данность, не заботясь о том, почему исчезает тот или иной вид растений? Важно уже в дошкольном возрасте сформировать правильное представление о...
Конспект совместной образовательной деятельности по приобщению детей к искусству.
Содержание данного конспекта направлено на ознакомление детей второй млашей группы с матрешкой. При помощи загадки и сюрпризного момента воспитатель моиивирует детей на предстоящую деятельноть. В проц...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
Проект "Приобщение детей к искусству в рамках реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие "
Проект "Приобщение детей к искусству в рамках реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие "Подготовили воспитатели: Рысбаева А.С., Исянбаева Р.Х....
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
Творческий проект «Приобщение детей к искусству в рамках реализации образовательной области: «художественно-эстетическое развитие. Дымковская игрушка"
Сформировать у детей отношение к цвету, как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса....
Перспективный план работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (приобщение к искусству) во второй младшей группе
Актуальность заключается в том, что знание детей не ограничиваются в рамках программы. Мы детей знакомим с разными нетрадиционными способами рисования, что является благоприятной для творческого разви...