Консультация "Ознакомление детей с искусством"
консультация (средняя группа) по теме
методика знакомства детей с искусством, дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_natyurmort.docx | 25.92 КБ |
konsultatsiya_natyurmort.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с натюрмортом. Жанр натюрморта многогранен, его основной объект - интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах - еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием. Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года (2-я младшая группа). Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и т.д.). Детям этого возраста предлагаются одно порядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно - реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные. Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно, использование художественно - развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиций натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе). Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского. Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются. Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбирать для них натюрморты разного вида. Формировать у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Продолжать работать над обогащением словаря детей сенсорно - эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводить детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараться помочь им накопить запас образных впечатлений. Доступными средствами подводить детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учить внимательно, вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей средой. Обращать внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния погоды или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение - радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т.д. Привлекать внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного. В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, В, Ван Гог, «Натюрморт с книгами»; П. Кончаловский, «Сухие краски»; В. Лебедев, «Натюрморт с палитрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И. Хруцкого и др.). Возможны следующие этапы работы. Сначала знакомить детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно - развивающая игра, комплексное занятие и др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета). Помогут в ознакомлении детей с натюрмортом различные игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не стало», «Составь букет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине». На занятиях можно использовать загадки и стихи по теме; работаем с контурными упражнениями, они развивают зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Использую в работе нетрадиционное рисование, детям очень нравится изображать предметы, необычно применяя смешанные техники и методы рисования, экспериментируя с цветом. Это рисование пальчиками; рисование восковыми карандашами + акв. Краски; печать пробкой, печать резиновой матрицей; аппликация из салфетки для придания объема +гуашь. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствами выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально - нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращать их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально - эстетические, искусствоведческие термины. Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве. Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о натюрморте. Дети уже знакомы с одно порядковым (изображением предметов одного вида) и смешанным натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте - типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально - эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве. Принципы отбора иллюстраций для детей. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений является одним из условий эстетического восприятия дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в доступной форме. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художников. В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к одно порядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно - реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомить и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи. Далее предлагаю познакомиться с играми и упражнениями, используемыми мною на занятиях. Сенсорные игры «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь» Цель: Закрепить знания детей о форме овощей ,фруктов ,поупражнять в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями. Материал: Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани. Руководство: дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают предмет ,рассказывают какой он формы, твердый, мягкий, какая поверхность -гладкая или шероховатая, в итоге необходимо назвать что это за овощ или фрукт. И так далее, пока все предметы не отгадали; затем можно предложить их нарисовать. «Узнай на вкус», «Узнай по запаху» Цель: Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут. Сенсорные игры на закрепление у детей знаний о цвете. «Воздушные шары», «Подбери по цвету», «Живое домино», «Назови цвет», «Радуга» Художественно - развивающие игры «Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яблоки на тарелку» Материал: Либо подлинные предметы, либо плоскостное изображение. «Составь букет» Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету по форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы. «Собери фрукты в вазу» Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие. Детям предлагаем по - упражняться, поиграть. «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» или «Разбери картины по группам» Цель: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме. Материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и в холодной гамме. «Убери лишнюю» Цель: Уточнить представление детей о натюрморте. Материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта или два пейзажа. Задание: Рассмотреть внимательно картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсудить. «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» Цель: Развивать цветоделение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине. Материал: Репродукция одной картины (каждому). Гуашь, вода кисти, палитра. Предлагаем детям рассмотреть репродукции картин, обратив внимание на использованные краски; затем с помощью палитры приготовить те цвета, которые использовал художник. Упражнения для развития мелкой моторики с помощью контурных рисунков по теме «Фрукты» 1.Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов. 2.Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. ( Яблоко - круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное) 3.Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок. 4.Раскрась большое яблоко красным цветом, а маленькое - зеленым. 5.Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее - желтым, а нижнее - зеленым. На что похож рисунок? 6.Соедени точки, обведи и раскрась большое яблоко. 7. Внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшиеся в листочках яблоко. раскрась его. 8.Заполни банку нарисованными фруктами. 9.Собери пазлы, отгадай, что это за фрукт и нарисуй его.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 67 “НАДЕЖДА”
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:”ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ”
Провела:
Воспитатель 1 кв. категории
Зиганшина Н. Д.
Г. Набережные Челны
2013 г.
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с натюрмортом. Жанр натюрморта многогранен, его основной объект - интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах - еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием. Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года (2-я младшая группа). Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и т.д.). Детям этого возраста предлагаются одно порядковые, одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно - реалистические или декоративные натюрморты, яркие, нарядные. Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы - понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало?», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт. Возможно, использование художественно - развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиций натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе). Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, показанным детям, может быть «Клубника» П. Кончаловского. Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного порядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются. Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбирать для них натюрморты разного вида. Формировать у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Продолжать работать над обогащением словаря детей сенсорно - эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводить детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараться помочь им накопить запас образных впечатлений. Доступными средствами подводить детей к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка. Учить внимательно, вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плотность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей средой. Обращать внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния погоды или времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контрастность и создаваемое ими настроение - радости, грусти, торжественности, загадочности, тревоги и т.д. Привлекать внимание детей и к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного. В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с натюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, В, Ван Гог, «Натюрморт с книгами»; П. Кончаловский, «Сухие краски»; В. Лебедев, «Натюрморт с палитрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И. Хруцкого и др.). Возможны следующие этапы работы. Сначала знакомить детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного натюрморта - цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, композицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обобщающее занятие (формы проведения могут быть различные: экскурсия, художественно - развивающая игра, комплексное занятие и др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи. В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета). Помогут в ознакомлении детей с натюрмортом различные игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не стало», «Составь букет», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине». На занятиях можно использовать загадки и стихи по теме; работаем с контурными упражнениями, они развивают зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Использую в работе нетрадиционное рисование, детям очень нравится изображать предметы, необычно применяя смешанные техники и методы рисования, экспериментируя с цветом. Это рисование пальчиками; рисование восковыми карандашами + акв. Краски; печать пробкой, печать резиновой матрицей; аппликация из салфетки для придания объема +гуашь. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведения, разные по характеру и манере изображения, средствами выразительности. Главной же задачей является формирование эмоционально - нравственной отзывчивости детей на настроение и содержание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных художником. Обращать их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и последовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведческим знаниям, языку искусства, видению индивидуальной творческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально - эстетические, искусствоведческие термины. Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений детей об искусстве. Второй этап связан с расширением и закреплением представлений детей о натюрморте. Дети уже знакомы с одно порядковым (изображением предметов одного вида) и смешанным натюрмортом. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте - типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живописи, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры письма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально - эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве. Принципы отбора иллюстраций для детей. Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивится и чем восхитится он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений является одним из условий эстетического восприятия дошкольников. Но не только в этом его значение. Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника - и донести это до детей в доступной форме. При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познакомятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой художников. В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к одно порядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно - реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомить и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи. Далее предлагаю познакомиться с играми и упражнениями, используемыми мною на занятиях. Сенсорные игры «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь» Цель: Закрепить знания детей о форме овощей ,фруктов ,поупражнять в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями. Материал: Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани. Руководство: дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают предмет ,рассказывают какой он формы, твердый, мягкий, какая поверхность -гладкая или шероховатая, в итоге необходимо назвать что это за овощ или фрукт. И так далее, пока все предметы не отгадали; затем можно предложить их нарисовать. «Узнай на вкус», «Узнай по запаху» Цель: Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспомнить, где они растут. Сенсорные игры на закрепление у детей знаний о цвете. «Воздушные шары», «Подбери по цвету», «Живое домино», «Назови цвет», «Радуга» Художественно - развивающие игры «Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яблоки на тарелку» Материал: Либо подлинные предметы, либо плоскостное изображение. «Составь букет» Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету по форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы. «Собери фрукты в вазу» Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие. Детям предлагаем по - упражняться, поиграть. «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» или «Разбери картины по группам» Цель: Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме. Материал: У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и в холодной гамме. «Убери лишнюю» Цель: Уточнить представление детей о натюрморте. Материал: На столах у детей репродукции картин: три натюрморта или два пейзажа. Задание: Рассмотреть внимательно картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсудить. «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине» Цель: Развивать цветоделение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине. Материал: Репродукция одной картины (каждому). Гуашь, вода кисти, палитра. Предлагаем детям рассмотреть репродукции картин, обратив внимание на использованные краски; затем с помощью палитры приготовить те цвета, которые использовал художник. Упражнения для развития мелкой моторики с помощью контурных рисунков по теме «Фрукты» 1.Рассмотри, узнай и правильно назови каждый из изображенных на рисунке фруктов. 2.Опиши каждый из фруктов, используя предложенный образец. ( Яблоко - круглое, красное, гладкое, блестящее, ароматное, хрустящее, сочное, сладкое, вкусное, полезное) 3.Какой из нарисованных фруктов тебе больше нравится? Почему? Выбери карандаш нужного цвета и раскрась рисунок. 4.Раскрась большое яблоко красным цветом, а маленькое - зеленым. 5.Раскрась верхнее яблоко красным цветом, среднее - желтым, а нижнее - зеленым. На что похож рисунок? 6.Соедени точки, обведи и раскрась большое яблоко. 7. Внимательно рассмотри рисунок и найди спрятавшиеся в листочках яблоко. раскрась его. 8.Заполни банку нарисованными фруктами. 9.Собери пазлы, отгадай, что это за фрукт и нарисуй его.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 67 “НАДЕЖДА”
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:”ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИСКУССТВОМ”
Провела:
Воспитатель 1 кв. категории
Зиганшина Н. Д.
Г. Набережные Челны
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как мы учим детей через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать». (из опыта работы)
В соответствии с требованиями «Программы…» дошкольников знакомят с различными видами искусства: живописью, книжной графикой, скульптурой малых форм, народным декоративно – прикладным искусством. Эта р...
Работа над эмоциями во время ознакомления детей с искусством»
Знакомить детей с эмоциями: радостью, страхом, удивлением, грустью, гневом, различать их по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом....
Ознакомление детей с искусством
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (3-4 г)...
Тренинговая работа с воспитателями "В мире взрослых и детей" и "Искусство общения с ребёнком"
Сценарии проведения тренинговой работы педагога-психолога с воспитателями детского сада....
"Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству"
В данном материале основные виды движений, используемые в музыкально-ритмической деятельности, условно разделены на группы. Эти же группы движений объеди...
Приобщение детей к искусству. Содержание НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Приобщение к искусству"
Темы НОД на год по образовательной области...
Доклад Изобразительное искусство в детском саду. Формы, методы и приёмы ознакомления детей с искусством
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных ...