Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
консультация
Презентация содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по подготовке и проведению занятий с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_provedeniyu_zanyatiy.pptx | 123.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Подготовка педагога к занятию составление плана занятия (тема, задачи, методы и приемы); разработка конспекта занятия. Т риединая задача занятия для педагога - обучающая: формировать умения, навыки. - воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. -развивающая: развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Детская цель на занятии — это предполагаемый детский результат, представляющий ценность для детей. Цель определяет содержание деятельности детей на занятии, через которую педагог будет решать образовательные задачи . ! Детская цель должна быть значимой, не формальной, а интересной для ребёнка . На занятии педагог создает условия, когда дети включаются в совместную деятельность, проявляют заинтересованность и инициативность, у них есть возможность выбирать.
Разработайте конспект занятия. Выбирайте действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы. Детально «прокрутите» занятие в голове: - продумайте все вопросы; - продумайте организацию детей на занятии: чередование различных видов деятельности детей - сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.); - определите, где будет находиться тот или иной атрибут; - подумайте, как расставить мебель; - подумайте, как организовать просмотр детских работ Не задавайте вопросов типа: «Что вы думаете об этой картине, предмете?» Определите, какая предварительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п.
Качественная подготовка необходимого наглядного демонстрационного и раздаточного материала занятия, который позволит наиболее полно решить намеченные задачи: - доступность каждому ребенку, -современность, -качество и размер иллюстраций, -правильная дозировка наглядного материала; - разнообразие наглядного материала на одном занятии; - действие наглядного материала на разные органы чувств (на слух, зрение, осязание); -возможен показ мультимедийных презентаций
Н аглядный материал: демонстрационный и раздаточный. Раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей . Требования к наглядному материалу: -предметы для счета и их изображения должны быть известны детям; -наглядный материал должен быть разнообразным на одном занятии; -наглядный материал должен действовать на разные органы чувств (на слух, зрение, осязание); -наглядный материал должен быть динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал . Необходимо правильно дозировать наглядный материал.
Навыки работы с раздаточным материалом начинают формировать со второй половины младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать): • бережное отношение к наглядному материалу. • самостоятельная подготовка раздаточного материала к занятию. • выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету. • работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя
Педагогу необходимо п о упражняться в технике изображения . Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Воспитатель уточняет способы решения задачи, отмечает, где возникли трудности, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его.
Подготовка материалов к занятиям ИЗО - продумать формат и цвет бумаги для рисования или аппликации. Например, для рисования петуха больше подходит квадратный лист бумаги, а для изображения лисы — вытянутый прямоугольник. Если изображается небольшой предмет, то дается лист бумаги меньшего размера. Для рисования карандашами потребуется бумага меньшего размера, когда же рисуют большой кистью № 14—15 больше альбомного листа. Большую часть рисунков красками и аппликационных работ дети выполняют на цветной бумаге; - подготовить запас бумаги, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или дать второй лист тем, кто быстро справился с заданием; - листы бумаги воспитатель подписывает предварительно (до занятия), указывая имя ребенка и начальную букву его фамилии, дату занятия, заранее раскладывает на столах на постоянные места;
- проверить и подточить цветные и графитные карандаши (старшие дети могут принять в этом участие). Потребуется 5—6 запасных карандашей наиболее употребляемых на данном занятии цвета; - подготовить накануне гуашевые краски, но разлить в небольшие палитры утром, в день занятия. В младших группах потребуется 4—6 цветов, в старших — до 6—8. Старшие дети составляют оттенки сами на палитре. Им можно давать весь набор гуашевых красок (коробку). Перед занятием воспитатель открывает крышки баночек, а дежурные размешивают палочкой все краски по очереди сначала одного цвета во всех коробках, затем второго и т. д. Воспитатель проверяет густоту краски, доливает воды при необходимости. Разводят краски до определенной густоты (консистенции жидкой сметаны), подбирают по цвету, оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы, цвета бумаги.
В старших группах дети рисуют акварельными красками. Педагог показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают с кисти на каждую краску; к занятию краски немного размокают, следовательно, готовы к употреблению. Для рисования подготавливают кисти, тряпочки, банки для воды. Воду наливают перед занятием дети. Чтобы кисть доставала до дна, а вода не выплескивалась, лучше заливать банку не до краев. Старшие дети меняют воду по мере загрязнения.
Для работы по аппликации воспитатель заготавливает наборы цветной бумаги разного формата. Для детей младшей группы и в начале года для детей средней группы — готовые кружки, квадраты, прямоугольники, овалы. Со средней группы к занятиям подбирают бумагу, близкую по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В конце старшей и в основном в подготовительной группах потребуются наборы бумаги 10 х 12 см (размер этих листов можно менять в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг, квадрат и др.), а затем получают из них изображение предмета или его частей. Перед занятием лепкой пластилин немного подогревают в каком-либо теплом месте, чтобы была возможность приступить к работе.
2. Организация занятия . Помните! Взрослый – партнер совместной деятельности (рядом, вместе). ! Уважительное отношение к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы. ! Подумайте, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Все ответы детей принимаются! ! Держите всю ситуацию под контролем, особенно дисциплину! ! Постепенно приучать детей к определенным правилам поведения на занятиях. ! Темпоритм - это важная составляющая занятия.
! Не быть транслятором на занятии . - Педагог сам выбирает свою роль на занятии. Важно при этом не выкладывать детям все знания сразу, а выступить в роли навигатора. Как равноправный участник совместной деятельности педагог может « подобывать » их вместе с детьми, показать им путь – сделать так, чтобы они сами их открыли . - Правильно формулировать и задавать вопросы детям. Вопросы должны быть открытыми, чтобы дети сами все рассказали педагогу . - Использовать картинки. - Педагог выступает в роли провокатора и создает ситуацию дефицита материалов.
Ситуации , когда педагог должен выступить именно в роли транслятора: нужно сообщить детям правила безопасности: как работать с ножницами, спускаться по лестнице, выполнять упражнение; возраст воспитанников: чем меньше дети, тем больше педагог выступает в роли транслятора. ! Давать детям четкие инструкции.
Соблюдение структуры занятия. Вводная часть (мотивационный этап). Мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи игровой или проблемно - игровой ситуации. «Не забывать» о мотивации на протяжении всего занятия. Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность. Основная часть. Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов . Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Педагог использует дидактические игры . Вовлекает детей в различные виды деятельности. Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.
! После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей)- это требование . В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Умница! Ты прав! Это то, что надо! Замечательно, хорошая работа! Это лучше всего. Мне нравится ход твоих мыслей. Ты сейчас на правильном пути. Я знала, что ты сможешь это сделать. Я очень горжусь тобой! Я верю в тебя, у тебя все получится . ! Контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. ! Сохранять сюжетную линию до конца занятия. На протяжении всего занятия педагог должен побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом».
Заключительная часть - решение проблемной и поисковой ситуации, итог занятия, рефлексия. Рефлексия – это умение фиксировать и анализировать собственные мысли и эмоции, поведение и самочувствие, характер, склонности и личностные черты, ценности, желания и внутренние побуждения. ! Необходимо дать оценку детской деятельности. ! Не забывать о мотивации, которая поставлена в начале занятия. Итог заключительной части: анализ детьми собственной и коллективной деятельности на занятии . ! Вы имеете право на любую внезапную корректировку занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса
Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...
Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ
Данная консультация поможет интересно провети родит.собрание....
Методические рекомендации по подготовке и проведению презентации мастер-класса
Методические рекомендации по подготовке и проведению презентации мастер-класса...