Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированных занятий
методическая разработка на тему
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_po_podgotovke_i_provedeniyu_integ.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Составитель: Петренко О.Н 2011-2012 |
Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности
Введение
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Методические рекомендации
Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д. ), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.
Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.
Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Технологическая матрица сравнения и планирования
интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет | Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития |
Содержание | В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное одним сюжетом | Выделяется одно основное понятие, объект интеграции |
Задачи | Решается одна основная задача | Решается несколько задач. Решает не множество отдельных задач, а их совокупность |
Участие взрослых | Все части занятия ведет воспитатель | В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты |
Соотношение частей занятия | Какая-то часть занятия превалирует | Участие воспитателя и специалистов в равных долях |
Выбор объекта интеграции | Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема | |
Компоненты интеграции | Способствует развитию деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д. | Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении |
Виды занятий | Тематическое обучающее занятие. Обобщающее занятие. Итоговое занятие | Тематическое обучающее занятие. Обобщающее занятие. Итоговое занятие |
Периодичность | В соответствии с реализуемой программой | В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца |
Планирование | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить доминирую- щую и дополняющие цели. 3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения. 4. Продумать развивающие задачи | 1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада. 2. Определить главную цель интегрированного занятия (берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации). 3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. 4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. 5. Продумать развивающие задачи |
Структура занятия | 1. Вводная часть. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть (все проводит воспитатель) | 1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель). 2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д. 3. Заключительная часть (проводит специалист) |
Методы и приемы | словесные наглядные практические проблемные | • словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни», «как ты узнал?» и т.д.); • наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.); • практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность); • проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности) |
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
- эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Алгоритм подготовки интегрированного занятия:
- Выбор объекта интеграции.
- Отбор компонентов интеграции.
- Отбор материала.
- Выбор структуры занятия.
- Отбор методов интегрирования.
Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.
Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:
- музыка + познание (математика);
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;
- Познание (математика) + изобразительная деятельность;
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).
Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»
Требования к организации занятий
- педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;
- место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН 2.4.1.2660-10 к работе с детьми дошкольного возраста;
- проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам
- связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к.создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.
Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия
- Задать логику
все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)
- Не упускать познавательную линию
весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,
- Стимулировать детскую активность
методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры
- Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности
- Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей
подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.
Формы проведения интегрированных занятий
Интегрированные занятия можно проводить в различных формах. Например:
- занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с использованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
- занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;
- занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;
- занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»
- занятие-праздник
- занятие- проект
- занятие - эксперимент
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это — рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:
- качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;
- умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
- отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию
Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)
- Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
- Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?
- Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?
- Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
- Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
- Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная
Список использованной литературы
- Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
- Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4
- Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6
- Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.
- Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.
Приложение1.
Цикл занятий во 2 младшей группе с бычком Буней
Задачи: осознать тот или иной аспект познания окружающего мира, его отражение в различных видах искусства, закрепить этот аспект в собственной художественной деятельности.
1. Тема «Вспомним лето»
Воспитатель (держит в руках игрушку). Ребята, это не простая игрушка. Буня - ваш новый друг. Он ещё маленький и хочет с вами дружить. Буня живет за городом - в деревне - вместе со своей семьей. Он будет приходить к нам на занятия и рассказывать много нового и интересного.
Буня (от его лица говорит воспитатель). Я ещё маленький бычок, потому у меня рожки не выросли.
Я - Буня, маленький бычок,
Совсем не смоляной бочок.
Могу я в салочки играть
И дома книжку почитать.
Я знаю много сказок, песен,
Люблю смотреть, как мир чудесен.
Хочу я с вами подружиться,
Чтоб вместе весело учиться.
Знакомство с окружающим миром Развитие речи
Буня. Я очень люблю лето. А вам оно нравится? Но лето уже прошло, поэтому мы можем о нём только вспоминать. Давайте вспоминать о лете вместе!
(Задаёт вопросы, дети отвечают) Летом было жарко или холодно? Летом идёт дождь или снег? Летом мы купаемся в реке или катаемся на санках? Летом птички поют или молчат? Листья на деревьях летом какого цвета - зелёного или жёлтого? Я провожу лето в деревне. А кто из вас летом был в деревне? У кого из вас мама или бабушка летом варила варенье? Я принёс банку варенья, которое сварила моя мама. Я вас угощу сегодня вареньем во время полдника.
Музыкальная деятельность. Буня напоминает детям об их разговоре о лете. Дети разучивают песенку «На дачу!» слова Ю. Ильиной, музыка И. Кошминой
Изобразительная деятельность
Буня напоминает детям о прошедшем лете. Они вспоминают, что выросло в огороде - малина, клубника, смородина, помидоры, лук, огурцы. (Буня или кто-то из детей читают стихотворение)
Летом в огороде
На зелёной грядке
Вырос помидорчик
И огурчик сладкий.
Дети лепят из пластилина овощи и складывают их в блюдце.
2. Тема « Летние и осенние цветы»
Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
Буня здоровается с детьми и продолжает свой рассказ о лете.
Буня. Я принёс фотографии, на которых запечатлены летние цветы. Мои самые любимые цветы - ромашки, васильки и колокольчики. Я их не только люблю нюхать, но и кушать. Мы, бычки, очень любим зелёную сочную травку. А люди эти цветочки собирают в букеты, несут домой, ставят вазу и любуются ими - какие они красивые! А вам нравятся эти цветы? Но они уже давно отцвели. Сейчас цветут другие цветы - осенние. Мой самый любимый осенний цветок - астра. Посмотрите, это настоящие живые цветы! Осенние цветы не боятся холодных вечеров и ночей. Летние цветы нежные и любят тепло, а осенние цветы выносливые и не боятся холода.
Буня - маленький бычок
Нежно нюхает цветок.
А цветочек этот красный
Называется он астра.
Музыкальная деятельность
Буня напоминает детям о цветах - летних и осенних. Он предлагает им исполнить танец-импровизацию летних цветов и танец-импровизацию осенних цветов. Педагог обращает вниманиеe детей на радостный характер музыки летних цветов и грустный характер музыки осенних цветов. Для танцевальных импровизаций можно использовать пьесы из «Детского альбома» Чайковского («Полька», «Сладкая грёза»).
Изобразительная деятельность
Буня напоминает о летних и осенних цветах. Дети раскрашивают колокольчик и астру. (Изображение цветов для раскрашивания в нужном количестве можно сделать с помощью компьютера.)
3. Тема «Урожай лета и урожаи осени»
Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
Буня. Ребята, я думаю, что лето и осень можно назвать самыми «сладкими и вкусными» временами года. Чем угощает нас лето, каким вкусным урожаем? Вспомним: какие ягоды и фрукты созрели летом? (Дети отвечают: клубника, землячка, смородина, малина, абрикосы, вишня и т. д.). А каким вкусным урожаем угощает нас осень? (Дети отвечают: груши, арбузы, виноград, дыни и т. д.) Ещё осенью в лесу много грибов, в это время года созревают орехи.
Лёгкою походкой
По лесной тропинке
Осень золотая
С полной шла корзинкой.
Машет ей приветливо
Веткой старый клён.
В жёлто-красный бархат
Нарядился он.
Урожай богатый,
Сладких ягод россыпь
И мешок орехов
Принесла нам осень!
Музыкальная деятельность
Буня напоминает о «вкусном» урожае лета и осени. Дети разучивают песню «Осень» слова Ю. Ильиной, музыка И. Кошминой
Изобразительная деятельность
Буня напоминает об урожае лета и осени. Дети выполняют заранее приготовленную раскраску «Арбуз и малина». Педагог обращает внимание детей на то, что созрело летом и что созрело осенью. Вспоминают песенку «Осень».
4. Тема «Разноцветный ковер из листьев»
Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
Буня. Вчера мы вместе с моей мамой-коровой ходили в лес. На земле лежало много сухих листьев, похожих на пушистый ковёр. Листья были разноцветные - жёлтые, красные, коричневые. Я бегал по листьям, а они шуршали, поднимались в воздух, кружились на ветру. Мне было очень весело. Как здорово бегать по разноцветному ковру из осенних листьев! Ребята, вы тоже побегайте по листьям! Вам понравится!
Ветер подул, листья летят,
Тихо они по земле шелестят.
Будто танцуют, о чём-то поют,
Летних деньков вспоминают уют.
Будто бы в вальсе осеннем кружатся, Ярким ковром нам под ноги ложатся. Осень украсила землю богато. Рады ей взрослые, рады ребята.
Музыкальная деятельность
Буня напоминает о ковре из разноцветных осенних листьев. Дети разучивают вальс «Разноцветные листья» слова Ю. Ильиной, музыка И. Кошминой
Изобразительная деятельность
Буня напоминает детям о ковре из разноцветных листьев. Дети делают аппликацию «Разноцветный ковёр из листьев».
5. Тема «Мне нравится осень»
Знакомство с окружающим миром Развитие речи
Буня. Знаете, ребята, почему мне нравится осень? Когда светит солнышко и не идёт дождь, я люблю сидеть на скамеечке около нашего дома, любоваться красотой осени и мечтать. Например, о том, чтобы мама купила мне колокольчик на голубой ленточке - я повешу его себе на шею. Когда я буду бегать и прыгать, колокольчик будет звенеть. И все будут знать, что это я, маленький бычок Буня, бегаю и прыгаю. А вы, ребята, любите мечтать? Сядьте на стульчики, посмотрите за окошко на осеннее небо, солнце, деревья и помечтайте о чём-нибудь. А потом расскажите, о чём вы мечтали.
Мне нравится осень своей красотой.
Кругом тишина, всюду веет покоем.
В чужие края собираются птицы -
Лишь где-то на ветках щебечут синицы...
Музыкальная деятельность
Буня напоминает детям о том, что на прошлой встрече они мечтали, глядя на осеннюю природу. Предлагает им потанцевать и помечтать под музыку. (Это может быть любой спокойный лирический танец, например, «Вальс» из «Детского альбома» П.Чайковского.)
Изобразительная деятельность
Буня напоминает детям о том, почему ему нравится осень. Дети рисуют колокольчик для Буни или выполняют аппликацию «Осень».
6. Тема «Осеннее солнце»
Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
Буня. Ребята, мне кажется, что осеннее солнце грустное. Почему? Наверное, потому, что становится холодно, особенно вечером, ночью и утром. Может быть, из-за этого солнышко встаёт позже над землёй и раньше заходит? Наверное, осенью солнышко любит больше спать, чем летом. А летом оно встаёт рано, будто хочет послушать, как птички поют. А осенью птички не поют и не будят солнышко - вот оно и встаёт позже.
Солнышко осеннее
Любит долго спать.
Прячется за тучи -
Не идёт гулять.
Выглянет немножко,
Землю озарит
И опять за облако
Спрятаться спешит.
Ребята, а вам осеннее солнышко кажется весёлым или грустным? (Дети отвечают?)
Музыкальная деятельность
Буня напоминает о том, что осеннее солнышко грустное. Предлагает выучить русскую народную песню «Солнышко».
Изобразительная деятельность
Буня напоминает о грустном осеннем солнце. Дети выполняют раскраску «Осеннее солнце».
7. Тема «Идёт дождь
Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
Буня. Помните, мы с вами говорили о том, что осенью солнце грустное. А дождик осенью весёлый или грустный? (Дети отвечают.} Конечно, грустный. Вот появятся на небе низкие серые тучи и пойдёт дождь - как будто слёзки капают. Не хочется солнышку расставаться с осенней красотой. Почему же мы так печально говорим об осеннем дожде? Потому что впереди сумрачная, сырая осень и холодная зима. Ещё долго-долго придётся ждать тёплых весенних дней.
Дождик осенний мечтает и плачет.
Капли-дождинки по зонтикам скачут.
Скачут по листьям, по жёлтой траве -
Скучно, печально становится мне.
Тихо осенний дождик идёт
Словно он грустную песню поёт.
Серые тучки по небу плывут.
Скоро и осень они унесут.
Музыкальная деятельность
Буня напоминает о грустном осеннем дожде. Дети импровизируют танец дождя или легко хлопают под музыку, изображая стук дождинок.
Изобразительная деятельность
Буня напоминает о грустном дожде. Дети выполняют рисунок «Туча и дождь».
8. Тема «Я люблю свою семью»
Знакомство с окружающим, миром. Развитие речи
Буня. Как хорошо быть дома вместе со своими близкими!
У нас большая семья - папа, мама, дедушка, бабушка и я. Дедушка у нас самый строгий. Он сердится, если ему что-то не нравится. Самая добрая в нашей семье - бабушка. Она меня очень любит и говорит, что я самый хороший на свете бычок. Но я-то знаю, что я не самый хороший, потому что не всегда слушаюсь взрослых и делаю так, как мне хочется. Я понимаю, что надо слушаться взрослых, но это у меня не всегда получается. Ребята, а вы слушаетесь взрослых? Кто из вас непослушный? А кто примерный и послушный ребенок? (Дети отвечают?)
У меня есть самая дружная семья -
Мама, папа, дедушка, бабушка и я!
С папой запускаю я кораблик вместе.
С бабушкою лепим пирожки из теста.
С дедушкой в лесу грибы мы собираем.
Ну, а с мамой вместе сказки сочиняем.
Вот у нас какая дружная семья
Мама, папа, дедушка, бабушка и я!
Буня напоминает детям о том, как они беседовали о семье. Буня говорит о том, что у них в семье самая любимая песня - «Уж как я свою коровушку люблю». Предлагает послушать эту русскую народную песню.
Изобразительная деятельность
Буня напоминает детям о том, что они говорили о семье. Дети выполняют раскраску «Портрет дедушки-быка» или другую раскраску по теме занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса
Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...
Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...
Методические рекомендации "Педагогические секреты при проведении интегрированного занятия: физическое и познавательное развитие"
С введением новых стандартов ФГОС в ДОУ физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Интеграция – одно из важнейших перспективных методологических направлений становления с...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по программе "Социокультурные истоки"
Методические рекомендации адресованы педагогам, реализующим программу "Социокультурные истоки" в ДОУ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Презентация содержит методические рекомендации для педагогов ДОО по подготовке и проведению занятий с дошкольниками...