Методическая разработка «Эвристическое обучение детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Саханская Людмила Петровна

Пояснительная записка.

Пульт от телевизора, венчик для взбивания, связка ключей, молоток — все эти вещи обладают для детей раннего возраста притягательной силой. Вещи из взрослого мира интересуют детей больше, чем любые игрушки. И не спроста, потому что эти предметы полны секретов, которые дети хотят разгадать. Сталкиваясь с вещами из повседневной жизни, подражая в обращении с ними взрослым, дети открывают для себя важные законы мироустройства, обретают полезные знания и навыки.

 

Кроме того, многолетние наблюдения показывают, что дети, которым разрешают лазать самостоятельно по саду, рыться в шкафах, пробовать на вкус ложки, чувствуют себя более счастливыми и более уверенными в своих силах, чем их сверстники, чьи действия ограничены строгими рамками детского манежа и разнообразными запретами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №81«Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области»

Методическая разработка

«Эвристическое обучение детей раннего возраста»

Саханская Людмила Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

Волжский, 2023

Эврика – буквально «нашел» выражение

радости в случае разрешения трудной задачи.

Пояснительная записка.

Пульт от телевизора, венчик для взбивания, связка ключей, молоток — все эти вещи обладают для детей раннего возраста притягательной силой. Вещи из взрослого мира интересуют детей больше, чем любые игрушки. И не спроста, потому что эти предметы полны секретов, которые дети хотят разгадать. Сталкиваясь с вещами из повседневной жизни, подражая в обращении с ними взрослым, дети открывают для себя важные законы мироустройства, обретают полезные знания и навыки.

Кроме того, многолетние наблюдения показывают, что дети, которым разрешают лазать самостоятельно по саду, рыться в шкафах, пробовать на вкус ложки, чувствуют себя более счастливыми и более уверенными в своих силах, чем их сверстники, чьи действия ограничены строгими рамками детского манежа и разнообразными запретами.

Содержание.

В области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  • развитие видов восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
  • развитие наглядно-действенного мышления в процессе решения познавательных практических задач;
  • совершенствование обследовательских действий: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
  • формирование у детей простейших представлений о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
  • развитие первоначальных представлений о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
  • организация, взаимодействия и знакомство с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы;
  • развитие способности наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Именно поэтому в детском саду «Золотой ключик», в группе раннего возраста «Колобок», в работе с детьми мы придерживаемся принципа эвристического развивающего метода обучения.

Наши ожидаемые результаты:

  • В обращении с предметами дети убеждаются на опыте в особенностях их применения и пользе.
  • Дети осознают базовые естественно-научные законы.
  • В то время, когда дети упорядочивают и разделяют на категории предметы, они создают базу для логического мышления.
  • Пробуя и повторяя игровые действия, дети получают понимание о причинно-следственных связях, знания эти будут применяться ими в дальнейшем.
  • В игре ребенок испытывает психоэмоциональные переживания, развивает свою эмоциональную компетентность.
  • Развиваются и тренируются двигательные способности, и одновременно развивается сфера чувств.

Игры для детей не являются пустым времяпровождением или поводом для получения радости. Игра может вылиться в очень ценную обучающую ситуацию.

Каждая игра тренирует определенные способности, и разные игры могут вызывать в детях различный интерес, ставить их перед новыми задачами.

Мы планируем игру, предоставляя детям материал и предлагая правила игры, педагог несет ответственность за то, будет ли игра хорошей и полезной, волнующей и захватывающей для детей.

При выборе игрушки необходимо ставить решающий вопрос: чему должна способствовать игрушка?

Наша задача – создать основу для интересной игры, в которой мы сеем хорошие идеи, на базе которых у детей могут развиваться собственные фантазии.

Наши воспитанники исследуют вещи, которые их окружают, и пытаются приписать им смысл. Дети выражают в игре свое индивидуальное представление о мире и проверяют, что он уже узнал о нем.

Мы наделяем вещи значением с помощью действий. Взрослые часто не понимают, насколько внимательно их собственные дети наблюдают за их же поведением. Лишь изредка они замечают, насколько интересны малышу их повседневная деятельность и предметы обихода. Взрослым важно суметь перевести такое пассивное наблюдение ребенка в активное, а лучше в совместную деятельность.

Представьте себе хоть раз: вы попали в новый мир. В новом мире вы встречаете людей, которые целый день с важным выражением лица выполняют какие-то действия и при этом используют машины.

Разумеется, вы хотите узнать, что люди тут делают, каковы на ощупь те предметы, которыми они пользуются. Но вы имеете право только наблюдать. Хорошо, что маленькие дети ориентируются в том, что им предлагает их мир, а что он запрещает. Как и все живые разумные существа, наше подрастающее поколение также стремится к тому, чтобы в игре расшифровать поведение взрослых, скопировать его и с помощью этого понять смысл происходящего.

Малыши очень интересуются тем, что делают взрослые. Они видят, как мы возимся с кухонными принадлежностями, вставляем ключ в замок и разговариваем с этой странной маленькой черной коробочкой под названием «телефон». В нашей группе педагог помогает малышам исследовать мир с помощью всех чувств, следуя простому закону последовательности. Дети изучают вопросы, о которых взрослые, уже давно не помнят. Эти исследования называются элементарными экспериментами.

Их также называют элементарными игровыми действиями или действиями-схемами. Рассмотрим более подробно схемы, которыми мы руководствуемся при организации элементарных экспериментов.

1. Игра – это наиважнейшая форма обучения детей.

Кто играет, тот учится. Все дети учатся во время игры. На самом деле то, что делают дети, больше чем игра. Они занимаются серьёзной деятельностью, которая служит одной цели: учиться.

2. Самая лучшая игрушка – время для совместных игр

Каждая игра тренирует определённые способности, и разные игры могут вызвать в детях различный интерес, ставит их перед новыми задачами или заставлять их скучать. Игровые правила устанавливают рамки, диктуют нам линию поведения, возможные переживания и ставят вызовы перед нами в будущем.

Мы заметили, встречаются вещи, которые так привлекательны для детей, что малыши автоматически сами обнаруживают все, что можно делать с помощью этих предметов. Однако у них часто возникают трудности при исследовании вещей, дети ещё не знают, как их можно использовать. Дети, которым многое запрещают, например, не применят набор для плескания в воде по прямому назначению, так как они уже слышали неоднократно слово «нет».

Услышав запреты в момент обращения (в своей семье) с определенными предметами, они вообще не ищут альтернативных возможностей их использования.

С переходом к третьему году жизни ребёнок начинает взаимодействовать с другими детьми:

- в функциональную игру ребёнок играет в большинстве случаев сам с собой и с вещью, из которой старается «выманить» функцию.

- символическая игра – это форма игры, ориентированная на самого себя. Ребёнок выражает в игре своё индивидуальное представление о мире и проверяет, что он уже узнал о нём.

Когда встречаются вещь и значение - происходит обучение. Лучшие игрушки для ребёнка раннего возраста - вещи из повседневного обихода.

Мир, который мы придумали детям, как безопасный и простой, не нужен. Важен мир реальный, способствующий развитию умений и навыков.

3. Самостоятельные действия делают детей умными.

Наблюдения за нашими воспитанниками показывают, что маленькие дети, которым разрешают лазать самостоятельно в доме или саду, рыться в кухонном шкафу, возможно, даже тайно пробовать на вкус стебель травы, не только гораздо довольнее, чем их сверстники, чьи действия ограничены рамками детской комнаты, но также и увереннее в себе и в том, что им можно и что нельзя. Тот, кому можно двигаться и при этом подвергаться реальному риску, учится также ограждать себя от опасности. Тот, кому никогда не разрешалось лазать, у кого, вероятно, было меньше шишек, даже став учеником, подвергается опасности полететь кувырком с лестницы.

Рассмотрим схемы игр ребёнка раннего возраста в детском саду и дома. В чем смысл действий малыша?

Игра «Прятки»

Дети делают это, чтобы исследовать исчезновение вещей

  • Прячут вещи под одеяла и платки. Прячут вещи в шкафах.
  • С удовольствием упаковывают подарки, кладут вещи в конверт, играют в поиски клада.
  • С удовольствием строят дома с крышами.
  • Картинки закрашивают, скатывают, складывают.
  • С удовольствием полностью покрывают разные поверхности какой – нибудь массой, пачкают и размазывают.
  • Прячутся под платки. Ограничивают собственный обзор с помощью платков.
  • Прячутся сами, чтобы их нашли.
  • Просят их искать.

Поверхность.

Исследуем внешние свойства вещей. Дети делают это, чтобы исследовать поверхности.

  • Касаются поверхности вещей, то есть лижут, ощупывают, прикладывают к коже, пытаются посмотреть через вещь.
  • Трясут предметы, чтобы получить сведения об их внутренностях.
  • Протыкают или обрывают поверхность вещей, чтобы обнаружить лежащие под ней слои, например обои или обложку книги.
  • С удовольствием копают песок глубоко, чтобы обнаружить то, что лежит под ним.
  • Скрывают предметы, например, раскрашивая свое тело, пачкая плоскость стола.
  • Наносят на картинку несколько слоев краски, так что первые слои становятся невидимыми.
  • Интересуются тем, что находится внутри собственного тела.

Сила тяжести.

Исследуем падение. Дети делают это, чтобы исследовать явление силы тяжести.

  • Бросают предметы вниз со стола или шведской стенки.
  • Пытаются бросить вещи далеко.
  • Интересуются предметами, которые не падают, а летают.
  • Интересуются тем, как льется вода,. Наблюдают за тем, как некоторые вещи плавают, а другие идут ко дну.
  • Чертят прямые горизонтальные и вертикальные линии. Одним махом покрывают бумагу точками. С удовольствием работают молотком.
  • Взбираются на возвышенность, чтобы оттуда прыгнуть вниз. С удовольствием скользят.

А так же:

Звуки. Исследуем звуки, издаваемые вещами (звон ключей, стук молотка, гармошка и т.д.)

Транспортировка. Перемещаем вещи отсюда туда.

Складывание. Собираем из отдельных предметов единое целое.

Соединение. Из нескольких вещей делаем одну.

Разъединение. Разбираем прочно соединенные вещи.

Систематизирование.Объединяем похожие предметы друг с другом.

Отгораживание.: Пространство или домик для себя.

Круг. Исследуем круги и круговороты (это могут быть игры с песком, водой, разными крупами)

Открытия каждый день.

Подражаем взрослым. Малыши с большим удовольствием возятся с предметами, которые часто видят у нас в руках.

Иногда такой предмет становится любимой вещью.

Именно поэтому, взрослым очень важно подхватить этот интерес и предоставить детям доступ к нашим вещам, чтобы они могли подражать нашему поведению.

Исследуем мир взрослых:

  • наводим порядок в дамской сумке.
  • Настоящая работа. Подражаем деятельности взрослых:
  • Работаем и играем в саду.
  • Копаем, рыхлим, поливаем, шлепаем по воде.
  • Самостоятельно одеваемся.
  • Каждый надетый носок – это триумф!
  • Уборка: Раз, два, три – все чисто!

В заключении хочется обратить внимание на безопасность. Некоторые родители отказывают детям в относительно безопасных вещах, которые могли бы удовлетворить их стремления к открытиям. Но есть и такие взрослые придерживающиеся мнения, что нужно позволять детям получать собственный опыт и совершать открытия. Необходимо научить детей соблюдать определенные рамки, чтобы внутри них было одновременно и безопасно и многое возможно.

Кто учится, тот должен рисковать. Многим людям это понятно. И все же, когда речь идет об обучении совсем маленьких детей не хочется допускать и малейшего риска. Взрослые должны защищать детей от опасности. Но это не значит, что детей нужно оберегать буквально от всего. Иначе у них не останется ни единого шанса познакомиться с риском и оценить его, а значит, и развить механизм самозащиты. Главное, чтобы действительно опасные вещи находились вне пределов досягаемости для детей. Игра с предметами повседневного назначения под присмотром взрослых является важным и безопасным занятием для маленьких детей.

Кому позволено с раннего возраста самостоятельно учиться, научится многому!


Используемая литература

1. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста: учебно -практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. С.Н. Бондаревой. - М.: Издательство «Национальное образование», 120с.: ил. – (Вдохновение).

2. Ранний возраст. 46 идей для комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Михайлова-Свирская Лидия Васильевна/ - М.: Издательство «Национальное образование»
3.Хороший день каждый день. Советы и уловки для организации повседневного ухода в яслях. Кеттер, Бостельман/- М.: Издательство «Национальное образование»
4. Организация образовательной деятельности в детском саду. Вариативные формы. ФГОС ДО. Михайлова-Свирская Лидия Васильевна/- М.: Издательство «Национальное образование»
5. Ясли. Наблюдение и фиксирование результатов. Учебно-практическое пособие для педагогов. Бостельман, Финк/- М.: Издательство «Национальное образование»
6. Основная образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение". ФГОС ДО/- М.: Издательство «Национальное образование»

Приложение

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у детей раннего возраста положительного отношения и интереса к процессу конструирования»

Данная методическая разработка выполнена к разделу «Истоки конструктивной деятельности и развитие ребенка в её условиях» программы «Кроха».Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образ...

Методическая разработка.Сенсорное воспитание детей раннего возраста .Ознакомление с цветом.

"Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под редакцией Н.Е.Вероксы , Т.С. Комаровой, М.В.Васильевой, которая используется мной в работе , позволяет формировать сенсор...

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Методическая разработка занятия для детей раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»

Методическая разработка занятия для детей  раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»Методическая разработка занятия для детей раннего возраста. «Рыбки живые и игрушечные»Предлагаю методическую...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игра для детей раннего возраста «Божьи коровки»

Значение сенсорного развития ребенка в раннем возрасте очень велико. Именно сенсорное развитие  является основополагающим  для  успешного осуществления  разных видов деятельности р...

Презентация к РМО "Эвристическое обучение детей раннего возраста"

Презентация к РМО "Эвристическое обучение детей раннего возраста"...