Обогащение социального опыта дошкольников в процессе игровой деятельности.
материал

Грищенко Любовь Сергеевна

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются память, воображение, дисциплинированность, словесность. Кроме этого, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности быть самостоятельным, по-своему общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности.

Игра радует ребенка, доставляет ему удовольствие. В игре дети по своей воле, подражая взрослым, берут на себя их раннее, иногда по-своему творчески развивают сюжет и по-своему используют игрушки. Единство и взаимодействие проявляются по-разному и в разных видах игр. В играх с правилами главное явление поставленной задачи. Детей увлекают только подвижные игры и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоление трудностей.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано с обучением на занятиях с необходимыми в повседневной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, мобилизует умственные способности его воображения, мышления, память. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора.

Игровая фора обучения – ведущая на ступени раннего возраста. Но уже в этом возрасте она не является единственной.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества необходимые для умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и складность к подражанию, воспитатель их воспроизводит показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности к подражанию, необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более, что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость, ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями и переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, имеет большое значение дальнейшего воспитания. Наблюдая детей, нередко можно видеть, что во время свободное от занятий, они без побуждения со стороны взрослого повторяют действия, движение, усвоенное на занятии. Например, строят башенку из кубиков, ворота, забор, выкладывают дорожку. В игре ребенок способен много раз повторять слово или сочетание звуков, которыми он начинает овладевать. Продуктивность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Игрушки, предметы, которые служат на занятиях средством наглядности, воспитательница также стремится показать о возможности в действии, движении. При проведении дидактических игр с куклой нужно заниматься индивидуально с каждым и добиваться повторения.

Рассматривая игру, как форму организации ребенка необходимо строить педагогический процесс на взаимосвязи игры, обучению труда с тем, чтобы у детей формировались устойчивые игровые интересы.

 Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действие вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно-ролевой игры, основными элементарными которой являются игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли.

Стоит ребенку сказать «как будто мы», и вымысел уже живет в нем. В сюжетно-ролевой игре дети могут «понарошку» войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит. Что он – настоящий капитан или летчик, что кукла живая, а мишке больно, если его взяли за ухо. «Отойди, задавлю!» - с негодованием кричит маленький наездник. Поэтому малышу бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности.

Когда же возникает сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-отобразительная игра появляется у малыша к концу второго – началу третьего года жизни. Ребенок переносит знакомые сюжеты в игру и передает смысловые связи между предметами: он кормит куклу, укачивает ее, как это делает с ним мама, катает в коляске. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платья и надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки. Таким образом, ваше чадо приобретает общественно – исторический опыт. В определенный момент в действия включается предмет – заместитель. Это происходит тогда, когда ребенок оказывается в состоянии наделять практически любой предмет необходимой по ходу развития игрового замысла ролью (простая палочка может стать ложкой, веслом, указкой и даже человеком). Появление предмета – заместителя – очень хороший показатель психического развития, поскольку помогает малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы.

Принять на себя роль – значит поставить себя на место другого и опять-таки приобщаться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос «Ты кто?». Если он ответит «космонавт», «шофер», то он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра – не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

К четвертому году жизни для ребенка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно – ролевые игры для старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются многотемные сюжеты, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «Дочки - матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать.

Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно-ролевые игры или играют мало. Причинами этого может загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого. Об этой помощи мы поговорим чуть подробнее.

Одобрение родителей, их участие в игре очень важны для ребенка. Найдите время, силы и желание научить ребенка играть. Наблюдайте вместе с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры все же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют именно обучать детей способам игрового отображения действительности.

Вмешиваясь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, кто что делает. Поиграйте на глазах ребенка с его игрушками, воспроизведя ряд действий, а потом назовите роль, «Я доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Попробуйте произносить различные диалоги с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитационного характера: покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к нему через роль и попросите его в роли врача – «полечить», а продавца – «продать» апельсин.

Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех – четырехлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др.

Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму число сюжетных игрушек, используйте предметы-заместители: например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится в яичницу для кукол. Задавайте ребенку вопросы типа: «куда положим куклу спать?», действуйте с воображаемыми предметами. Пятилетний ребенок также нуждается в совместной игре со взрослыми.

Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры. С детьми пяти – шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Так, при игре в «Магазин» можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыты отделы, как организовать доставку продуктов людям.

Подчас игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре: «Доктор, Вашим больным нужен покой и им пора спать» или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.

Иногда родители проявляют беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и туже роль, в частности принцессы или солдата. Возможно, ребенок недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли) или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления и просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью.

Если вы поможете ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную ролевую деятельность, осваивая и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры! Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира – пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.

Иногда родители считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком всего 15 – 20 минут в день. С детьми четырех – пяти лет можно играть реже – 1 – 2 раза в неделю. Можно сформировать игровые навыки у ребенка во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложит трехлетней девочке постирать кукле платье ил носовой платочек; пока мама печет пирожки, дочке можно предложить «печь» их из пластилина для своих кукол. А потом устроить «настоящее» чаепитие или новоселье. Конечно, хорошо бы найти время для игры в выходные дни.

Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной и как много сложных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, - в значительной степени зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

 

 

 

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

 

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника

социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о...

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.

Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи  умение пользоваться ею в игре,  в образовательной деятельности  зависит успешная деят...

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...