Кружок «Веселая палитра».
учебно-методический материал (старшая группа)

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его внутренний мир. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка и дает ему свободу в творчестве. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятни о, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselaya_palitra.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Весёлая палитра»

(нетрадиционные техники рисования)

для детей 5-6 лет

на 2024-2025 учебный год




Программу составила

воспитатели:

Дьяченкко И. Е.

Пахаленко О.Ю.






г. Красноярск .

Пояснительная записка.

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его внутренний мир. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка и дает ему свободу в творчестве. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятни о, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Вся НОД направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить и воображать.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов

обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.

Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительное эмоции. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно - волевых качеств личности, эмоционально – образного восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.

Актуальность программы: НОД в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы.

Развивающие:

  • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
  • Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
  • Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
  • Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
  • Учить использованию различных материалов
  • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  • Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать

композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные:

  • Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игры дидактические;

- участие в различных конкурсах;

- продуктивная деятельность.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Скетчинг - рисунки выполняются специальными материалами, чаще всего маркерами или фломастерами.

Суть этой техники в том, что она позволяет быстро зарисовать различные объекты или сцены. Скетчинг может служить для наглядной подачи материала в компании, например, на совещании или при общении с клиентами. Такая техника заслуженно приобрела свою популярность у дизайнеров, а также тех, кто нуждается в быстром, наглядном и чётком изложении своих мыслей.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его

окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч. л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Основные применяемые технологии:

- Здоровье сберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- ИКТ

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

  • уверен в действиях и ответах в течение НОД;
  • активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
  • умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • проявляет фантазию, художественное творчество;
  • умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • завершает работы декором;
  • умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • умеет использовать трафареты и печати при работе;
  • завершает работу декором;
  • умеет убирать за собой рабочее место.

Перспективный план работы кружка

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

сентябрь

Скетчинг

Цель: закрепить представления детей об правильности нанесения эскизов простым карандашом. Развитие моторики рук при нажатии на карандаш.

Скетчинг

Цель: закрепить представления детей об правильности нанесения штриховки простым карандашом. Развитие моторики рук при нажатии на карандаш.

Восковые мелки

Цель: Закрепить представление детей о получения изображения восковыми мелками на белой бумаге.

Смешивание красок

Цель: продолжать знакомить с акварельными красками; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Октябрь

«Осеннее дерево»

Цель: Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.

«Воздушные шары»

Цель: Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета.

«Рисуем листопад»

Цель: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

«Красная смородина»

Цель: Развивать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.)

Ноябрь

«Волшебная страна-подводное царство»

Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

«Разноцвет-

ные рыбки»

Вызвать интерес к рисованию пальчиками и ладошками. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа.

«Унылая пора! Очей очарованье»

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

«Пёстрый котёнок»

Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета.

Декабрь

«Снегири на ветках»

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.

«Зимние узоры»

Закрепить такие способы изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

«Письмо для Деда мороза»

Создать предпраздничное настроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

«В лесу родилась елочка»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Январь

«Волшебница зима»

Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.

«Сказочный зимний лес»

Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.

«Семья снеговиков»

Закрепить технику рисования - оттиск тканью.

Февраль

«Музыкаль-

ный рисунок»

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования; чувство композиции в компоновке общего панно.

«Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.

«Солёное море»

Закрепить приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

Закрепить технику - ниткография (рисование нитью).

Март

«Подарок для мамы»

Развивать композиционные умения, цвето – и формовосприятие, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным сюжетом.

«Превращение ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

«Пейзаж у озера»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

«Весенняя фантазия»

Развивать фантазию, воображение, композиционные умения.

Апрель

«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж.

«Космические дали»

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги; чувство прекрасного, желание создавать что-то оригинальное.

«Праздничная верба»

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.

«Празднич-

ный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Май

«Одуванчик вдруг расцвёл»

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - пуантилизм. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие.

«Радуга-дуга»

Закреплять умение использовать для создания изображения технику «тычок».

«Летний дождь»

Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; учить отображать состояние погоды (Дождь); упражнять в рисовании различными материалами.

«Улитка»

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
  4. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  5. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  7. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. #1061;абарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  9. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  • Интернет-ресурсы
  • Журналы по дошкольному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Пальчики-палитра"

Кружок "Пальчики-палитра"...

Кружок "Волшебная палитра"

НОД средняя группа...

Кружок "Цветная палитра" (программа для старшей и подготовительной группы)

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основан...

Кружок "Цветная палитра" (программа для второй младшей и средней группы)

     Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает...

Программа по дополнительному дошкольному образованию (5-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год. Изобразительный кружок: «Цветная палитра»

Основные цели программ: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всесторо...

Технология Театрализованная деятельность. Кружок "Театральная палитра"

Богатейшее поле для истетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашей группе я веду театральный кружок "...

Кружок Волшебная палитра #ГПН_2023 и #ГодПедагогаНаставника

ФотоотчётКружок Волшебная палитра #ГПН_2023 и #ГодПедагогаНаставника...