Личностно- ориентированные технологии применяемые в ДОУ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алмаева Елена Николаевна

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orien_tehn.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно- ориентированные технологии применяемые в ДОУ

Подготовила: Алмаева Е.Н.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;

приоритет личностных отношений;

индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

- игры, занятия, спортивные досуги

- беседы, наблюдения

- экспериментальная и проектная деятельность

- упражнения, гимнастика, массаж

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры

-конкурсы и выставки детского творчества

В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология  сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)

Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.


Формы использования личностно-ориентированной технологии в ДОУ

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий, умение  находить решения в нестандартных ситуациях;

  • проявлять оригинальность мыслительной деятельности;
  • уметь делать анализ проблемной ситуации с разных сторон;
  • развиты свойства мышления: анализ, синтез, умозаключения...

произвольность (волевая регуляция поведения, произвольность памяти, внимания и т.д.);

инициативность (самостоятелен в выборе заданий и видов деятельности, проявляет избирательность, может предложить свой вариант).

самостоятельность (В свободное время способен самостоятельно придумать себе (а, может быть, и друзьям) дело, занять себя сам. При возникновении трудностей не торопится звать на помощь педагога или других детей, пытается преодолеть их самостоятельно. Доводит начатое до конца.

ответственность (Старается хорошо выполнить свои обязанности, поручения, обещания без лишних напоминаний со стороны педагога).

самооценка (адекватное оценивание своей деятельности: «справился, не справился» «Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

свобода поведения (раскованность, но разумная осторожность).

рефлексивность (Начиная работу над заданием, пытается прежде обдумать свои действия, стремится самостоятельно обнаруживать свои ошибки и исправлять, анализирует, с какими трудностями столкнулся в том ли ином задании, как выполнил то или иное задание).

компетентности: социальная (понимает разное отношение к нему окружающих, своё отношение к ним и умеет выбирать соответствующую линию поведения), коммуникативная (свободный диалог, владеет правилами этикета), интеллектуальная (способность к практическим и умственным экспериментированиям, владеет приёмами анализа, синтеза, делает умозаключение), физическая (владение своим телом, культурногигиенические навыки и ценностное отношение к своему здоровью).

Личностно-ориентированное образование базируется на следующих принципах:

  • принцип самоактуалъности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);
  • принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности...);
  • принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);
  • принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);

Ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.

Задача детского сада: обучение, обеспечивающее право каждого дошкольника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.

Личностно-ориентированное образование - это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических,        психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей,

ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку; выделение групп детей по знаниям, способностям; распределение воспитанников по однородным группам, способностям; отношение к каждому ребенку         как к уникальной  индивидуальности.

Заключение

В настоящее время образование дошкольников движется в направлении личностно развивающего обучения. Ведущая роль в формировании личности отведена творческому труду. Роль педагогов не ограничивается обучением. Они оказывают помощь в решении личных проблем детей, подбирают индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов и желания ребенка. Результатом личностно ориентированного обучения, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных ее элементов: понятии, представлений, различных умственных действий. Наконец, действие не существует вне человека (субъекта), который его выполняет естественно, всегда проявляет в действии свою индивидуальность.

Итак, мы видим, что в технологии личностно ориентированного обучения дошкольников должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс и, дополнительно поработав с ребенком по не усвоенному им материалу, «вытянуть» его до общего уровня.

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик. Технологии личностно ориентированного обучения более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что технологии личностно ориентированного обучения - это технологии более высокого уровня организации учебного процесса. В технологии личностно ориентированного обучения огромную роль играет обратная связь.

Таким образом, современные технологии личностно ориентированного обучения дошкольников повышают результативность обучения каждого ребенка и систему обратной связи, позволяют обучать детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Педагог не сможет построить свою работу в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей детей.

Список литературы

  1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора:Учеб.Пособие.–М.,2000
  2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М., 2009.
  4. Якиманская И.С., Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий проектной деятельности, личностно- ориентированной технологии,технологии развития художественного творчества.

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий пректной деятельности, личностно-ориентированной технологии, Цель проекта: Систематизировать работу по сенсорному разви...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....

Предметно-ориентированные и лисностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Реферат на тему:"Предметно-ориентированные и лисностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"...