Личностно-ориентированные технологии применяемые в ДОУ
материал
Предварительный просмотр:
Реферат
по теме:
«Личностно-ориентированные технологии применяемые в ДОУ»
Выполнила: Долгорукова Т.Н
2021г
Содержание
1.Введение
2. Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
3. Формы использования личностно-ориентированной технологии в ДОУ
4.Заключение
5.Список литературы
Введение
Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс (описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений с разные варианты воспитательно-образовательного процесса. Каждый педагог дошкольного учреждения вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем ос содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в находятся дети дома и в дошкольном учреждении. Поэтому и считается, что к конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Предмет исследования– личностно-ориентированные технологии и их применение в ДОУ.
Цель исследования – рассмотреть личностно-ориентированные технологии и формы, используемые в ДОУ.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- Исследовать понятие «технология».
- Исследовать современные личностно-ориентированные технологии используемые в ДОУ.
Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
приоритет личностных отношений;
индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
- игры, занятия, спортивные досуги
- беседы, наблюдения
- экспериментальная и проектная деятельность
- упражнения, гимнастика, массаж
- тренинги, этюды, образно-ролевые игры
-конкурсы и выставки детского творчества
В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)
Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
Формы использования личностно-ориентированной технологии в ДОУ
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий, умение находить решения в нестандартных ситуациях;
- проявлять оригинальность мыслительной деятельности;
- уметь делать анализ проблемной ситуации с разных сторон;
- развиты свойства мышления: анализ, синтез, умозаключения...
произвольность (волевая регуляция поведения, произвольность памяти, внимания и т.д.);
инициативность (самостоятелен в выборе заданий и видов деятельности, проявляет избирательность, может предложить свой вариант).
самостоятельность (В свободное время способен самостоятельно придумать себе (а, может быть, и друзьям) дело, занять себя сам. При возникновении трудностей не торопится звать на помощь педагога или других детей, пытается преодолеть их самостоятельно. Доводит начатое до конца.
ответственность (Старается хорошо выполнить свои обязанности, поручения, обещания без лишних напоминаний со стороны педагога).
самооценка (адекватное оценивание своей деятельности: «справился, не справился» «Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).
свобода поведения (раскованность, но разумная осторожность).
рефлексивность (Начиная работу над заданием, пытается прежде обдумать свои действия, стремится самостоятельно обнаруживать свои ошибки и исправлять, анализирует, с какими трудностями столкнулся в том ли ином задании, как выполнил то или иное задание).
компетентности: социальная (понимает разное отношение к нему окружающих, своё отношение к ним и умеет выбирать соответствующую линию поведения), коммуникативная (свободный диалог, владеет правилами этикета), интеллектуальная (способность к практическим и умственным экспериментированиям, владеет приёмами анализа, синтеза, делает умозаключение), физическая (владение своим телом, культурногигиенические навыки и ценностное отношение к своему здоровью).
Личностно-ориентированное образование базируется на следующих принципах:
- принцип самоактуалъности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);
- принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности...);
- принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);
- принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);
Ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.
Задача детского сада: обучение, обеспечивающее право каждого дошкольника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения.
Личностно-ориентированное образование - это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей,
ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку; выделение групп детей по знаниям, способностям; распределение воспитанников по однородным группам, способностям; отношение к каждому ребенку как к уникальной индивидуальности.
Отличие от традиционного обучения
Нетрадиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный | Учение как индивидуальная деятельность дошкольника, её коррекция и педагогическая поддержка |
Вектор развития задач | Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия |
Общая,единая и обязательная для всех линия психического развития | Помочь каждому ребенку совершенствовать свои индивидуальные способности, развиться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания |
Вектор развития строится от обучения к учению | Вектор развития строится от ребенка к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию |
Задача формирования личности с заданными свойствами | Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию. |
Образовательный процесс направлен на:
- развитие познавательных способностей
- усвоение знаний
- развитие творческих способностей
С этой целью:
- разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское мышление;
- организуются групповые занятия на основе диалога и имитационных игр;
- учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими детьми.
Функция педагога:
- педагог как собеседник (функция эмоциональной поддержки);
- педагог как исследователь (исследовательская функция);
- педагог как человек, создающий условия для учения;
- педагог как эксперт (экспертная, консультативная функция).
Задания, которые можно использовать:
- задания на создание возможностей для самоопределения;
- задания на «включение» самореализации;
- задания, ориентированные на совместное развитие дошкольников.
Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:
Построение организационного момента к НОД в целом или к конкретному заданию.
При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно.
Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи.
Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов.
Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей.
Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей.
Заключение
В настоящее время образование дошкольников движется в направлении личностно развивающего обучения. Ведущая роль в формировании личности отведена творческому труду. Роль педагогов не ограничивается обучением. Они оказывают помощь в решении личных проблем детей, подбирают индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов и желания ребенка. Результатом личностно ориентированного обучения, прежде всего, является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных ее элементов: понятии, представлений, различных умственных действий. Наконец, действие не существует вне человека (субъекта), который его выполняет естественно, всегда проявляет в действии свою индивидуальность.
Итак, мы видим, что в технологии личностно ориентированного обучения дошкольников должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс и, дополнительно поработав с ребенком по не усвоенному им материалу, «вытянуть» его до общего уровня.
Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников должны быть более гибкими и способными скорректировать недостатки отдельных процессов и методик. Технологии личностно ориентированного обучения более сложны по организации и проведению. Можно сказать, что технологии личностно ориентированного обучения - это технологии более высокого уровня организации учебного процесса. В технологии личностно ориентированного обучения огромную роль играет обратная связь.
Таким образом, современные технологии личностно ориентированного обучения дошкольников повышают результативность обучения каждого ребенка и систему обратной связи, позволяют обучать детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Педагог не сможет построить свою работу в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей детей.
Список литературы
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора:Учеб.Пособие.–М.,2000
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - М., 2009.
- Якиманская И.С., Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.
Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...
Конспект открытого мероприятия "Большая стирка" с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспектоткрытого мероприятия для детей средней группы с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий . ...
Личностно-ориентированное обучение - технология Портфолио
В данной статье рассказано об инновационной технологии портфолио в ДОО, которая способствует повышению уровня развития дете и качества образования в целом....
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
Методическая разработка для детей дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Зимние забавы» (с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий).
Конспект «Зимние забавы»(с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных технологий)Автор-разработчик: Меркушева Виктория АлександровнаВозрастная адресованность: ...