Аналитическая справка о результате личного участия педагога Кошелевой Вероники Геннадьевны в создании развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского рай
материал (старшая группа) по теме
Цель: подготовка развивающей предметно - пространственной среды группы к началу учебного года в контексте ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Кошелевой Вероники Геннадьевны в создании развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района
Дата проведения анализа – 20 мая 2016 г.
Цель: подготовка развивающей предметно - пространственной среды группы к началу учебного года в контексте ФГОС ДО.
Старшая группа – общеобразовательной направленности, которую посещают 26 детей старшего дошкольного возраста, из них 11мальчиков и 15 девочек.
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В интерьере группы преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Особое внимание при организации пространства обращается на учет интересов мальчиков и девочек.
Для мальчиков это – различные конструкторы, технические игрушки, атрибуты к играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные». Для девочек это - кукольный уголок с предметами домашнего обихода, наряды и атрибуты для игр: «Салон красоты», «Супермаркет», «Доктор», «Дочки-матери».
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», который отдален от основного пространства. В «уголке уединения» создана домашняя обстановка, имеются: диванчик, альбом семейных фотографий, мини библиотека сказок и музыкальных книжек.
Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, дидактическим, спортивным. Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Все пространство группы разграничено на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В группе имеются такие центры, как:
- Центр природы и центр экспериментирования
- Центр занимательной математики «Весёлый счет»
- Центр двигательной активности
- Центр конструирования
- Театральный центр
- Центр «Читаем сами»
- Центр нравственно-патриотического воспитания
- Центр художественной деятельности «Юные художники»
- Центр музыкального развития
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр безопасности жизнедеятельности
- Центр ИКТ.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (например, образовательная область «познавательное развитие» путем смены расстановки столов может преобразоваться в центр природно-экологической деятельности, игровой), от меняющихся интересов и возможностей детей; в соответствии с тематикой вносятся новые предметы, атрибуты, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. В группе имеется передвижной стол-модуль на колесах для познавательно-исследовательской деятельности, который можно передвигать, конструируя пространство, а также использовать для сюжетно-ролевой игры. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место, меняются в соответствии с календарно - тематическим планированием. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Крупные строительные модули могут использоваться как для конструирования построек, так и в физическом и умственном развитии детей, например: физическое развитие, закрепление основных движений: ходьба, бег «змейкой», соблюдение равновесия; в играх на формирование элементарных математических представлений - закрепление количественного и порядкового счёта; материалы для экспериментирования (камни, шишки, желуди, ракушки) – как предметы-заместители продуктов питания в сюжетно-ролевых играх.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательною, познавательную и исследовательскую активность детей. В группе имеются пространство для настольно-печатных, сюжетно ролевых, режиссёрских игр, конструирования, чтения, занятием художественным творчеством. В свободном доступе имеются разнообразные игры, игрушки, материалы для творчества, альбомы, книги, репродукции картин. Изменения вносятся в зависимости от темы, праздника, события, интереса воспитанников. Во время проектной деятельности, совместно с детьми рождаются идеи и замыслы, которые осуществляются с помощью совместных действий родителей, детей и воспитателя. Например, центр «Космос» создавался из поделок и творческих работ детей, родителей и воспитателей (Приложение 1 фото 1). Таким, образом, развивающая среда группы является вариативной.
Психологическая комфортность пребывания детей в группе обеспечена следующим:
- Не раздражающее цветовое решение интерьера (стены окрашены в спокойные тона голубого цвета, присутствие ярких предметов – игрушек, ярких элементов отделки);
- Включением в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, галерея семейных фотографий и т.д.);
- Возможностью общения детей и взрослых в совместной деятельности;
- Достаточное количество времени отведено на игровую деятельность (в группе представлены все виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные и др.);
- Личностно – ориентированная модель взаимодействия воспитателя с детьми, наличие добрых традиций группы. Например, «Поздравления именинников».
- В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения...), наполненные различными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.
- Отсутствие игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия.
Все пространство предметно-развивающей среды группы безопасно, при построении учитывается как один из ведущих принципов. Реализуется через недопущения в использовании сломанных игрушек, изделий из материалов представляющих потенциальную опасность для воспитанников; обработка игровых пособий происходит своевременно, предметы, представляющие угрозу для воспитанников, находятся в недоступном месте и используются только в совместной деятельности с воспитателем и проведенным инструктажем. Игрушки и пособия соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, изготовлены из материалов безвредных для здоровья, имеют сертификаты безопасности. Освещение помещения группы соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям. Детская мебель закреплена, не имеет острых углов. Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с программой, реализуемой в ДОУ.
Вывод: в группе Кошелевой Вероники Геннадьевны создана развивающая предметно – пространственная среда, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе.
Предварительный просмотр:
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
В развивающей предметно – пространственной среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО. В старшей дошкольной группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, представленная в таблице:
Образовательные области | Наполнение предметно – пространственной среды |
Познавательное развитие | Центр «Лаборатория Знайки» Оснащение:
Центр природы «Зелёный островок» ( см. фото № 1 Приложение №2) Оснащение:
Центр ФЭМП «Веселый счёт» ( см. фото № 2 Приложение №2) Оснащение:
Центр патриотического воспитания «Моя Россия» ( см. фото № 3 Приложение №2) Оснащение:
Альбомы: «Наша семья» , «Наши воспоминания о лете», «Мы в детском саду», «Мы на праздниках» Математика для детей 5-6 лет. – Методическое пособие/авт. Сост. Е.В. Колесникова Математика от трех до шести/авт.сост З.А.Михайлова Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста:пособие для воспитателей детского сада Добро пожаловать в экологию! /авт.сос. О.А. Воронкевич Окружающий мир в дидактических играх дошкольников |
Речевое развитие | Центр «Говорим правильно» Речевая зона оснащена лингвистическим материалом:
Центр «Читаем сами» ( см. фото № 4 Приложение №2) Оснащение:
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/под ред. А.С.Ушаковой Веселые встречи под. Ред. Л.Е. Белоусовой |
Художественно-эстетическое развитие | Центр «Весёлые нотки». ( см. фото № 5 Приложение №2) Оснащение:
музыкальности детей. Центр «Театр» ( см. фото № 5 Приложение №2) Оснащение:
Центр «Юные художники» ( см. фото № 6 Приложение №2) Оснащение:
Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии./авт.сост А.Е. Антипина Изобразительное искусство детей в детском саду/авт. Сост Н.Т. Доронова |
Социально-коммуникативное развитие | Центры «гендерного развития» Центр конструирования разные виды конструкторов ( см. фото № 7 Приложение №2) Центр сюжетно – ролевой игры ( см. фото № 8 Приложение №2) Сюжетно-ролевая игра «Семья» Кухня, плита, посуда кукольная, плита переносная, муляжи овощей, фруктов и др. продуктов питания, пупсы и куклы с наборами одежды, утюг, микроволновка, пылесос, кукольная мебель Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» зеркало, расчески, фены, накидка для клиентов, фартук парикмахера, бигуди, шкаф для парикмахерских принадлежностей, маникюрный набор, муляжи муссов, шампуней, бальзамов для волос Сюжетно-ролевая игра «Больница» Мебель- медицинский кабинет с кушеткой, медицинский халат, стетоскоп, грелка, бинт, маска, медицинские инструменты, муляжи лекарств, мед. Карты больных Сюжетно-ролевая игра «Город» модели (правила поведения, правила дорожного движения), светофор, зебра, макет улицы, макет детского сада, участка детского сада, машины разных размеров, фигурки человечков-пешеходов Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» фигурки зверей по зонам проживания (Севера, Африки, пустыни, лесов) Сюжетно-ролевая игра «Магазин» касса, прилавок с продуктами, муляжи фруктов и овощей и бакалейных изделий, сумки, корзины, весы, муляжи денег, кошельки По направлению Безопасность (региональный компонент) ( см. фото № 9 Приложение №2) Оснащение
Центр «релаксации» Оснащение:
|
Физическое развитие | Центр «Физкультура и здоровье» ( см. фото № 10 Приложение №2) Оснащение:
«Валеологический» центр. Оснащение:
|
Вывод: в группе создана развивающая предметно – пространственная среда, отражающая содержание областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Предварительный просмотр:
3. Учет возрастных особенностей детей.
При проектировании развивающей среды в группе учитывались особенности детей старшего дошкольного возраста.
В группе созданы условия для взаимодействия детей друг с другом и уединения, что даёт ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности. Мы постарались обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную, самостоятельную и иную активность детей. Особенность детей старшего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. Поэтому, предметно-пространственная среда сохраняет некоторые особенности среды для младших детей, но и в то же время учитываются потребности детей более старших. Расположение зон способствует плавному переходу от одного вида деятельности к другому.
Например, центр конструирования соседствует с центром безопасности жизнедеятельности и центром «физкультуры и спорта (см. Приложение №2, фото № 7,10). Каждая зона в игровой деятельности по необходимости и желанию детей легко трансформируется и изменяется за счет материалов из соседствующего центра развития. Поэтому мебель и атрибуты для игр в группе мобильны, легко перемещаются, чтобы эффективнее использовать пространство. В группе много стеллажей с контейнерами, которые можно выдвигать и переносить в другое место. Так же в группе легкие столы, переносные макеты, ширма для театра и сюжетно-ролевых игр.
В группе используется принцип открытости-закрытости: почти все игрушки и атрибуты убраны в маленькие шкафчики с картинками-обозначениями для детей, которым трудно запомнить места игрушек, так как замечено, что выставленные на полках игрушки и созданные игровые ситуации надоедают детям, рассеивают их внимание, затрудняют выбор чего-то определенного и мешают проявлению самостоятельности в выборе той или иной игры. Когда игрушки, макеты, и игровые пособия закрыты, возникает невольное желание открыть и выбрать то, во что хочется поиграть. Дети сами создают игровую ситуацию, развивая свои творческие способности, активность, самостоятельность. После игры дети быстро убирают игрушки на свои места.
Учитывая принцип половых и возрастных различий детей, в группе создан центр сюжетно-ролевых игр: «Салон красоты», «Кухня», «Поликлиника», «Супермаркет» (см. Приложение №2 фото № 8). Проживая игровые ситуации в этих играх, мальчики могут почувствовать себя настоящими мужчинами, подражают роли отца в семье. Девочки же, разыгрывая ситуацию «Салон красоты», смогут почувствовать себя настоящей маленькой леди, которая учится ухаживать за собой.
Игрушки для сюжетно-ролевых игр, с одной стороны, побуждают ребят к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой – среди них появляются новые для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов. Наряду с игрушками для сюжетной игры, детям предоставляется информационный материал – природный, бросовый, элементы от конструкторов для использования сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Рассматривая принцип активности, самостоятельности и творчества, мы создали в нашей группе «Поздравительную зону», в которой есть плакат с фотографией именинника, и в этот день, дети рисуют для него рисунки-подарки, что способствует дружеским отношениям и положительной атмосфере в группе. Вечером именинникам вручаются подарки, ребята поздравляют именинников, получают подарки и добрые пожелания.
В проектной деятельности воспитатель и воспитанники вместе создают 3D макеты или картины, что способствует сближению детей и воспитателя и эмоциональному комфорту в группе.
Гигиенические комнаты группы используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей – взрослой» жизни (мытье игрушек, другие бытовые операции, экспериментирование).
Учитывая принцип эмоциональности среды и индивидуальной комфортности, в группе созданы оптимальные условия: у каждого ребенка есть личное пространство (кроватка, стульчик, шкафчик в приемной комнате, ящик в комоде для хранения личных вещей, принадлежащих только одному ребенку.) Все они промаркированы красочными картинками и порядковым номером. Каждый ребенок без труда находит свои шкаф, стул, кровать и ящичек в шуфляде. Эмоциональный комфорт поддерживается за счёт экспонирования детских работ, в котором отводится место для каждого ребенка независимо от уровня его достижений в рисовании и лепке и т.п. (см. Приложение №2 фото 11).
Предметно-развивающая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Всё групповое пространство доступно детям: дидактический материал, игры, игрушки. В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.
Преимущество созданной в старшей группе развивающей среды состоит в том, что появились возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, экспериментов и игровых импровизаций.
Вывод: созданная предметно – пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод: развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе Кошелевой Вероники Геннадьевны содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, т.е. соответствует требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Клёцбах И.И. в создании развивающей предметно-пространственной среды/
Создание развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»Дата проведения анализа: 17 сентября 2015гХарактеристика группы: подготовительную группу посещают 30 детей 6-7...
Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Галушиной Любови Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды (2016-2017 уч. год)
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Аналитическая справка о результатах личного участия педагога Ветровой Анастасии Олеговны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ГБДОУ детском саду № 115 компенсирующе...
Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности
С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более ...
Аналитическая справка о результатах личного участия инструктора по физической культуре в создании развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала
Анализ развивающей среды спортивного зала за два года...
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1
Аналитическая справка о результате личного участия педагога Миллер В. В. в создании развивающей предметно - пространственной среды 1 младшей группе комбинированной направленности № 1...
- Мне нравится (1)