Организация работы ДОУ в центре детской активности «Медиацентр» на основе модели «Шаг в мир»
методическая разработка
В статье автор рассматривает роль медиацентров в современных образовательных организациях, рассказывает об основной идее – создании на базе детского сада медиацентра с целью повышения уровня социально-коммуникативного развития: связной монологической и диалогической речи, взаимодействии и работе в команде детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы ДОУ в центре детской активности «Медиацентр» на основе модели «Шаг в мир»
В статье автор рассматривает роль медиацентров в современных образовательных организациях, рассказывает об основной идее – создании на базе детского сада медиацентра с целью повышения уровня социально-коммуникативного развития: связной монологической и диалогической речи, взаимодействии и работе в команде детей дошкольного возраста.
Сегодня медиа в значительной степени определяют образ жизни и личность дошкольника. Ребенок с раннего детства включается в медиапространство, знакомится с различными медиа: телевидением, радио, компьютерными технологиями, кинематографом, осваивает электронные устройства и информационные ресурсы, становится зрителем, слушателем, пользователем, читателем. Просмотр мультфильмов, телепередач, электронные игры и Интернет являются важной составляющей культуры повседневности медийного поколения.
Так, в детском саду в рамках проекта муниципальной опорной площадки по теме: «Моделирование системы работы центров детской активности в пространстве дошкольной образовательной организации» была организована работа по созданию центра детской активности «Медиацентр» на основе модели «Шаг в мир».
Новая реальность, связанная с развитием цифровых аудиовизуальных ресурсов, информационных технологий, социальных сервисов и средств связи, диктует новый подход к содержанию образования и формам работы с детьми. Отсюда и важность появления центра детской активности «Медиацентр», ориентированного на развитие их интереса к цифровым и информационно-телекоммуникационным технологиям, медиаобразованию и проектной деятельности. В процессе различных видов деятельности в таком центре дети учатся не только рационально использовать информацию и работать с ней, но и получают практический опыт в данной сфере.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы повышения качества образования. Одной из новых форм является создание образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Фундаментальными составляющими такого образовательного пространства являются возможность и целесообразность воспитания разносторонне развитой личности, реализации творческих интересов и способностей, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Медиапространство оказывает значительное влияние на формирующуюся личность уже на этапе дошкольного возраста. Современные дети успешно осваивают мультимедийное пространство.
Перед медиацентром современной образовательной организации стоит несколько задач, которые возможно достичь при наличии активного и профессионально подготовленного коллектива. Медиакомпетентность педагогов детского сада к созданию центра была повышена в результате прослушивания вебинаров, посещения семинаров по темам данной направленности. Педагог, погруженный в среду, повышающую его уровень медиакомпетентности, изучает, анализирует, творит самостоятельно медиатексты. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры своего воспитанника.
Медиастудия - актуальная форма организации детской деятельности, позволяющая развивать коммуникативные компетенции и личностные качества дошкольников в привлекательной для них форме. В настоящее время медиапространство дошкольного учреждения представлено следующими техническими средствами: интерактивная доска, мультимедийный проектор, видеокамера, микрофоны, фон «Хромакей», световые лампы.
Оборудование студии позволит создавать буклеты и транслировать видеоролики, небольшие фильмы. Проект одновременно, с одной стороны, способствует формированию основ социальных, психологических, эмоциональных навыков, с другой - дает представление о профессиях, связанных с журналистикой и телевидением. Значимым является, что в проекте будут участвовать дети с ограниченными возможностями здоровья с речевыми проблемами. Это значительно расширит их социальную активность, даст возможность доброго общения, позволит почувствовать свою полезность и востребованность. Сам процесс строится следующим образом: в формате телестудии с детьми проводятся съемки коротких сюжетных роликов по различным темам, которые после можно совместно смотреть и обсуждать, использовать как задания для викторин, конкурсов и т.д.
Также одним из видов деятельности в Медиацентре является детская журналистика. Это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку. Занимаясь интервьюированием, дошкольники получают необходимую подготовку к практической деятельности (ведение передач, взятия интервью, составление сюжетного рассказа), изучают азы риторики, ведения диалога, знакомятся с такими понятиями, как: мелодика речи, темп; ритм речи, логическое ударение. Организован регулярный выпуск информационной газеты «Совушка», в которой в разных рубриках рассказывается о жизни детского сада. Выпуски газеты размещаются на сайте детского сада для информирования родителей ДОУ.
Эффективность данного метода как сильного, но ненавязчивого педагогического средства усиливается за счет того, что в распоряжении педагогов и детей нашего дошкольного учреждения есть оборудование, которое позволяет создавать и транслировать видеоролики. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат. Такая форма взаимодействия как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно-образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка.
При ознакомлении детей с перечисленными выше понятиями используются различные приемы и методы, такие как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, описательные рассказы детей из опыта, наглядный материал, игры-упражнения. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи лучше использовать моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчат обучение. Для этого педагоги детского сада подготавливают заранее карты-схемы для интервью.
В медийном пространстве воспитатели широко применяют театральные технологии, которые дают возможность гармонично развивать ребёнка, её методы лежат в основе реализации образовательных задач, с учётом специфичных для театра аспектов, которые позволяют принципиально по-новому строить взаимодействие с ребёнком в процессе развития и образования: театр как игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности; театр как ролевая игра театр как культура игры с предметом; театр как встреча замыслов; театр как рассмотрение замысла с разных сторон – из разных языковых пространств. Организуется театральная деятельность с ширмой, теневой театр, кукольный, костюмированый.
Регулярно в медиацентре по лексическим темам недели педагоги ДОУ с детьми проводят викторины, конкурсы, игры-соревнования, организуются выставки к праздникам и знаменитым датам, где участие принимают не только дети и педагоги, а также проходят выставки совместных работ поделок и рисунков семей воспитанников детского сада. Также организована консультационная работа для родителей воспитанников – как поддержать инициативу ребенка, быть уверенным при выступлениях и пр.
В результате работы инновационной муниципальной площадки в ДОУ воспитателями разработано методическое и дидактическое сопровождение к проектам Медиацентра, перспективные планы, конспекты познавательных занятий, дидактические игры и наглядные пособия, интерактивные игры, пополнилась и обновилась развивающая среда по темам недели в данном центре, создана медиатека, комплекс игр, игровых заданий и атрибутов к ним, информационные консультации для родителей. Разработан сборник конспектов занятий для работы в центре.
Сегодня отсутствует разработанная система средств, форм и методов использования педагогами ИКТ в образовательно–воспитательном процессе, поэтому ДОУ рассматривает мультимедиа технологии обучения как интеграцию информационной, дидактической и мультимедиа сред, что позволяет вывести деятельность детского сада на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса медиаобразованием дошкольников.
Инновация становится жизненной необходимостью тогда, когда включаются механизмы удовлетворения этих потребностей и есть специалисты, которые способны технологически реализовать их удовлетворение. Использование активных методов при работе над проектами инновационных мероприятий помогает удержать интерес всех участников проекта на протяжении всего периода от разработки до реализации задуманного.
Высокой потенциальной эффективностью в медиаобразовании дошкольников обладают информационно-коммуникативные технологии, путем применения которых в двух основных вариантах — погружения в моделируемую среду и погружения в виртуальную среду — обеспечивается формирование практических навыков у детей дошкольного возраста.
Казакова Е.А. Медиацентр как средство поддержки образовательных процессов / Е.А. Казакова – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018 – 168 с. – с. 73.
Медиацентры в образовании / А.Ю. Косенко, Л.Н. Шевченко, Е.В. Шумова и др. // Информатизация образования и науки. – 2018. – № 3 (15). – С. 48-53.
Матанис В.А. Медиацентр в образовательной организации: краткие рекомендации по организации работы радиостудии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3-2. С. 84-87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация "Центров детской активности" в пространстве групп ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ...
Организация и планирование самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности.
Рекомендации по организации планирования самостоятельной деятельности детей в центрах детской активности....
Положение о смотре - конкурсе «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»
Материал содержит документ, регламентирующий проведение смотра-конкурса «Организация развивающих центров детской активности в группах МБДОУ № 10»...
Организация развивающего центра детской активности "Тестоляпия"
Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна любому человеку. Деятельность, из нетрадиционных материалов для лепки, дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем ...
презентация: Организация РППС в центрах детской активности, обеспечивающей возможность реализации детской инициативы и права самостоятельного выбора при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи художественно-эстетического развития по ФГОС: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям...
Видео - презентация "Организация центра детской активности гражданско - патриотической направленности "Патриот"
Дети и их родители приняли активное участие в пополнении центра энциклопедиями, макетами, игровым оборудованием. Центр стал доступным для самостоятельной и совместной деятельности воспитанников и восп...
Организация работы ДОУ в центре детской активности «Медиацентр» на основе модели «Шаг в мир».
В статье автор рассматривает роль медиацентров в современных образовательных организациях, рассказывает об основной идее – создании на базе детского сада медиацентра с целью ...