Методическая разработка дидактических игр
методическая разработка (подготовительная группа)

Спащук Оксана Николаевна

Методическая разработка дидактических игр по финансовой грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didakticheskie_igry.docx791.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая разработка

дидактических игр

по формированию основ

финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста».

Содержание.

  1. Пояснительная записка    ………………………………………………2
  1. Дидактические игры по формированию

основ финансовой грамотности      ………………………………………3

  1. Дидактические игры по формированию основ

финансовой грамотности для детей 6 –7 лет    .………………….7

  1. Заключение       ………………………………………………………….......9
  1. Список литературы  …………………………………………………...10

hello_html_ecb9d17.jpg

Пояснительная записка.

Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления, в области финансов включая, творчество и воображение. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную. Отражение необходимости повышения финансовой грамотности граждан лежит в основе нормативных документов. В 2018 году появился ряд основополагающих документов, которые закрепили серьезность намерений государственной власти повысить финансовую грамотность населения. Это - «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ» и «Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года», где финансовая грамотность рассматривается как ресурс и условие развития страны.

Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально—правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. ПэрэД. Фридман, Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон и др., в России внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности одно из важнейших средств формирования знаний детей в области финансов.

Дидактические игры по формированию

основ финансовой грамотности.

1. «Что продается в магазине?»

Цель: формирование у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

3) Воспитывать в детях бережное отношение к денежным средствам.

Ход игры:

Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар».

Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность, то сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара)

2. «Давай положим в корзинку…»

Цель: закрепление у детей представления о товаре.

Задачи:

1) Продолжать формировать у детей представление о товаре.

2) Учить выбирать товары по необходимости.

3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег»

со стоимостью «товара».

Ход игры:

Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

3. «Какой товар лишний?».

Цель: закрепление у детей понятия «товар».

Задачи:

1) Продолжать формировать у детей представление о товаре.

2) Учить выбирать товары по необходимости.

3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры:

Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

4. «Что забыли положить в корзинку?».

Цель: формирование представления у детей о «категории товара».

Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «категория товара».

2) Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

3) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры:

У каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

5. «Все по полочкам».

Цель: закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

1) Закрепить понятие «категория товара».

2) Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

3) Формировать умения соотносить «товар» и качества «товара».

Ход игры:

Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в «магазине» и отбирает нужные карточки.

6. «Путаница».

Цель: закрепление понятия «категория товара».

Задачи:

1) Закрепить понятие «категория товара».

2) Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры:

Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

7. «Что угодно для души».

Цель: формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.

Задачи:

1) Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

2) Закрепить понятие «категория товара».

3) Формировать умения соотносить «товар» и качества «товара».

Ход игры:

Предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая подарок для дочки;

- папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

8. «Что сколько стоит».

Цель: познакомить с понятием «цена».

Задачи:

1) Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

2) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

3) Формировать умения классифицировать «товар»

Ход игры:

Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

9. «Давай поменяемся».

Цель: познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи:

1) Закрепить представление о цене товара.

2) Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.

3) Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

Ход игры:

Раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

10. «Деньги»

Цель: познакомить с понятием «деньги».

Задачи:

1) Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

2) Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

3) Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры:

Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактические игры

по формированию основ финансовой грамотности

для детей 6 – 7 лет.

1. «Нужные покупки»

Цель: закрепить представление детей о деньгах.

Задачи:

1) Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

2) Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

3) Закрепить представления детей о категориях товаров.

4) Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры:

Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

2. «Много - мало».

Цель: познакомить детей с понятием «спрос».

Задачи:

1) Дать представление детям о том, что такое «спрос».

2) Закрепить представление о «потребности».

3) Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности.

4) Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры:

Предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести:

- семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки;

- семья, состоящая из мамы, папы и сына;

- семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей;

- семья, живущая на Крайнем Севере;

- семья, живущая на юге и т.п.

3. «Дорого – дешево».

Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи:

1) Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

2) Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.

3) Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).

4) Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

4. «Бюджет».

Цель: познакомить с понятием «бюджет».

Задачи:

1) Сформировать представление о том, что такое «бюджет», что такое «доход», что такое «расход».

2) Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

3) Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры:

Выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

5. «Сдача».

Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Задачи:

1) Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

3) Закреплять умение классифицировать товар по категориям.

4) Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры:

У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров

определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель

проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая

символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

Заключение.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое поможет стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
  • Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим.
  • Рассказываем, что «из кабинки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
  • Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  • Деньги любят счет.
  • Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
  • Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
  • Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  • Не все покупается.
  • Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Список литературы:

  1. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст]. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
  2. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд– во Челяб. гос. пед. ун– та, 2015.  89 с.
  3. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н.П. Гришавева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с. – (Тропинки).
  4. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.- 2012. – 112 С.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические [Текст] / авт. –сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  6. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - 2018. - №12. - С.22 - 26.- Режим доступа: http://dovosp.ru
  7. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 255 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст]. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дидактический фартук"

Дидактический фатук - очень интересная,лёгкая в изготовлении вещица....

методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"

Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...

Методическая разработка Дидактическая игра "Клоун Петрушка"

Многофункциональная Дидактическая игра «Клоун Петрушка»Цель игры: побуждать детей к активной деятельности, развивать интерес к игре, учить детей объединяться в группы самостоятельно, учить...

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...