РОДНОЙ КРАЙ
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Борский детский сад»
Рабочая программа по дополнительному образованию для детей средней группы «Родной край»
Составила
воспитатель Большедвоская А.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Родной край» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей.
В основу данной рабочей программы заложена Парциальнаяпрограмма
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры.
Программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Актуальность. С уверенностью можно сказать , что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило?
Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Цель программы:
• Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа
Задачи программы:
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей;
Срок реализации программы: 3 года
Формы работы с детьми:
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Работа с различными художественными материалами;
• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
• Использование народных игр, в том числе хороводов.
Формы и количество занятий: средняя группа-18 человек Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Длительность занятия 20 минут. Общее кол-во 14 часов.
Предполагаемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
• Наличие у детей представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
• Формирование уважения к историческому наследию.
• Развитие творческих способностей детей.
Перспективный план работы кружка:
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Май
Тема
«Что такое народные промыслы»
«Ой, люли, люли…»
«Русские народные потешки и песни»
Театр на доске
«Русские народные обрядовые праздники»
«Дымковская игрушка»
«Русский народный костюм»
«Куклы-скрутки»
«Наши результаты»
«Наш край»
Формы и методы
Ознакомительная беседа.
Разучивание русской народной колыбельной
Ознакомительная беседа
Создание дидактической игры
Выпуск календаря
Выставка
Создание газеты
Мастер-класс для родителей
Итоговая диагностика
Поощрительная экскурсия в Борскую сельскую библиотеку.
Тематический план кружка:
Месяц Неделя
Сентябрь 1
Сентябрь 2
Сентябрь 3
Сентябрь 4
Октябрь 5
Октябрь 6
Октябрь 7
Октябрь 8
Тема
«В деревне»
«Жихарка»
«Сказка Репка»
«В гостях у бабушки»
«Теремок»
«Колыбельная песенка»
«Козлик и дудочка»
«Петушок и
курочка»
Формы и методы Беседа, игра.
Разыгрывание представления.
Беседа, физическое развитие.
Игра, аппликация.
Игра-постановка.
Музыкальная деятельность.
Знакомство с окруж. миром, музыкальная деятельность. Знакомство с окруж. миром,
беседа, игра.
Цели
Знакомить детей с русскими народными загадками о животных. Учить узнавать сказки по фрагментам. Учить детей связной
речи,совместному со взрослыми рассказу сказок. Развивать активность детей, закрепить знания домашних животных, повторить знания ПДД.
Разучиваем новую русскую народную песню. Знакомить детей с колыбельными песнями. Знакомство с музыкальными инструментами
Исполнение русских народных танцев, закличек. Проговаривание
скороговорок.
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
9 «Посиделки»
10 «Плясовая песня»
11 «В осеннем лесу»
12 «Прогулка по улице»
13 «Возьмём в руки молоток и
построим теремок»
14 «Колобок»
Открытое занятие, представление.
Музыкальная деятельность, хореография.
Физкультурное занятие
Ознакомление с окружающим миром, дидактическая игра.
Утренняя гимнастика.
Игра, физкультурное занятие.
Развиваем внимание, чувство ритма. Знакомство с новыми потешками. Знакомство с плясовой песней, исполнение частушек. Упражнять детей в ходьбе змейкой, учить детей находить своё место колонне, упражнять в метании в цель. Познакомить детей с родным краем, учить рассказывать о своём городе, познакомить с названиями деревьев, птиц родного города. Использование на занятии сюжета сказки «теремок». Учимся передвигаться по сигналу воспитателя. Проведение русских народных игр «Лиса» и
«Пятнашки»
Декабрь 15
Декабрь 16
Январь 17
Январь 18
Январь 19
«Матрёшки»
«Приключения в Простоквашино»
«Зимние святки»
«Вербное воскресение»
«Кузьминки»
Игра, утренняя гимнастика.
Знакомство с окружающим миром, разыгрывание сценки.
Рассказ
Экскурсия, рассказ.
Рассказ
Проведение русских народных игр «Кошки-Мышки» и «Салки»
Развивать у детей воображение, творческую фантазию, учимся самостоятельно распределять роли. Ознакомление с праздниками, которые отмечают в период зимних святок. Посещение избы, рассказ хозяйки о празднике, проведение русских народных игр «Верба-Вербочка», «Зоря -Зоряница» Ознакомление с народными приметами, связанными с днём «Кузминки». Розыгрывание содержания песни «Чики-
чикалочки»
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
20 «Весёлая ярмарка»
21 «Роспись силуэтов дымковской
игрушки»
22 Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке
24 «Рассматривание русского народного костюма»(Головной
убор)
25 «Рассматривание русского народного
костюма»
(Сарафан, кафтан)
Лепка
Рисование, чтение художественной литературы.
Беседа, музыкальная деятельность.
Беседа
Беседа
Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления, отработка новых приёмов лепки. Учимся расписывать гуашью силуэты дымковской игрушки.
Продолжение работы по ознакомлению с дымковской игрушкой. Чтение потешек, исполнение русской народной песни «Пошла, млада за водой» Познакомить детей с народным костюмом, научить называть предметы костюма. Продолжить знакомить детей с русским народным
костюмом.
Март 26
Март 27
Апрель 28
Апрель 29
Апрель 30
«Одень кукол в русский народный костюм»
«Русские узоры»
«Знакомство с русской народной куклой»
«Все куклы в гости к нам пришли»
«Свадебная кукла
«Парочка»»
Игра
Аппликация
Рассказ, беседа.
Игра, беседа.
Рассказ, ручной
труд.
Закрепление знаний о элементах костюма. Познакомить детей с народным орнаментом, учить композиционному построению аппликации. Знакомить детей с русской самодельной куклой. Вызвать интерес к русскому народному творчеству.
Продолжить знакомить детей с видами самодельных кукол. Расширять словарный запас (Оберег, скрутка, стригушка) Совершенствовать трудовые навыки
(Сворачивание)
Апрель 31
Май 32
Май 33
Май 34
Май 35
«Гирлянда дружбы»
«Быт и традиции русской старины»
«Что же это такое?»
«Погреемся у печи»
«Хлеб всему голова»
Рассказ, ручной труд.
Рассказ, беседа.
Игра, беседа.
Конструирование, игра.
Лепка, знакомство с окружающим
миром.
Научить мастерить традиционную куклу кувадку. Знакомство детей с бытом русских крестьян, расширить представление о семейных обычаях. Знакомить с такими предметами быта как (Ухват, крынка) Учимся
конструировать из подручных материалов. Закрепляем умение чисто работать с кистью. Закрепить приёмы лепки. Познакомит детей с процессом выращивания
хлеба.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания кружка «Родной край».
Методы диагностики:
-собеседование с детьми
-наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
- анализ результатов продуктивной деятельности.
Мониторинг проводится в конце учебного года (в мае). Оценка осуществляется по девяти пунктам, взятым из разных блоков программы. Суммируя результат ребёнка, мы сможем узнать, как хорошо он усвоил программу. На основании этого будет разработана индивидуальная работа с ребёнком.
Список литературы:
1. Людмила Куприна, Татьяна Бударина, Ольга Маркеева, Ольга Корепанова «Знакомство детей с народным творчеством» Изд. «Дество-Пресс» 2010 год.
2. И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» Изд. «Детство-Пресс» 2018 год.
Табель посещаемости кружка
Сентябрь
Ф.И. ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....