Конспект НОД в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Агеева Светлана Витальевна

Поддержание и укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача родителей и педагогов. К сожалению, в последнее десятилетие количество детей с проблемами соматического и психического характера постоянно увеличивается.

Большинство детей, поступающих в ДОУ комбинированного вида наряду с основным диагнозом – ОНР, имеют в анамнезе хронические заболевания, соматическую ослабленность, неврозы, нарушения характера, то есть находятся на границе здоровья и болезни. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей.

Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями. кроме того, внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

В данном материале представлен конспект НОД в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий: кинезиологические, вокальные, дыхательные упражнения, песочная терапия и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием  здоровьесберегающих технологий. Лексическая тема: «Комнатные растения».

Вид НОД:  логопедическое, подготовка к обучению грамоте.

Тема НОД:  «Звук и буква Ш» 

Форма:  подгрупповое.

Возраст: дети подготовительной логопедической группы.

Цель:  упражнять в узнавании звука [Ш] по акустико-артикуляционной признакам и графического образа  буквы Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильное произношение звука [Ш] (изолированно, в слогах, словах, в предложениях);

- закреплять графический образ буквы Ш;

- закреплять умение читать слоги и слова с новой буквой;

- упражнять в словоизменении существительных суффиксальным способом;

- активизировать словарный запас по теме «Комнатные цветы».

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки слогового анализа слов;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

- закреплять у детей навык «печатания» слов с освоенными буквами;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- профилактика дислексии и дисграфии путём улучшения зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык самоконтроля за собственной речью;

- воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Предварительная работа: занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш]», игры «Поймай звук», «Придумай слово на звук [Ш]», «Определи, где спрятался звук [Ш]», составление характеристики звука [Ш] по схеме. Рассматривание и составление описательных рассказов о комнатных растениях, работа в уголке природы.

Оборудование: характеристика - схема для звука [Ш]; карточки, с изображением буквы Ш в разных форматах и шрифтах; счётные палочки; магнитофон; мелодии №1,№2  Т.Н.Новиковой – Иванцовой; спокойная музыка со звучанием морского прибоя; тетради «По дороге к Азбуке, часть 5, Т.Р.Кислова, А.А.Иванова; цветные карандаши; карандаши с игрушками – насадками; картинки, с изображением комнатных растений; песочница с песком; киндер – игрушки.

Структура НОД.

1.Организационный момент.

2.Закрепление пройденного материала.

3.Знакомство с новой буквой Ш.

4.Закрепление оптического образа буквы Ш.

5. Чтение и пение слогов с изучаемой буквой Ш.

6. Гимнастика для глаз.

7. Работа в тетрадях. Печатание буквы Ш. Конструирование слов из букв.

8. Физкультминутка.

9. Работа в тетрадях.  Конструирование и чтение слов из слогов.

10. Игра в песочнице.

11. Итог.

Ход НОД

Этапы НОД

(Вид деятельности)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

Психологический настрой

Цель: создание эмоционально психологического благополучия, активизация  различных отделов головного мозга.

- Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем и улыбнёмся им. Впереди нас ждут много интересных заданий! В путь!

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!».

  Дети заходят в группу вместе с логопедом.

   Дети стоят в кругу, скрестив ноги. Скрещенными руками берут себя за мочки ушей, растирают их, проговаривая слова.

I  Закрепление пройденного

- Дети, какой  звук  был у нас вчера в гостях?

-Что можно рассказать об этом звуке?

(логопед обращает внимание на схему – характеристику для звука)

- Какие звуки в окружающем мире напоминает звук [Ш]?

- Звук [Ш]

- Звук [Ш] согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим цветом 

- Звук [Ш] напоминает звук ветра, лопнувшего шарика, шины, шипенье змеи, кошки.

I I Знакомство с новой темой

1.Знакомство

с буквой Ш

2. Закрепление оптического образа буквы

Цель: профилактика дисграфии и дислексии

3. Чтение и пение слогов с изучаемой буквой

Упражнение «Настрой перед пением».

Цель: нормализация психофизического состояния

Игра "С кем поёт песенку буква Ш?"

Цель: координация работы голосового, дыхательного, артикуляционного аппарата.

4.Гимнастика для глаз

Цель: снятие напряжения с глаз, развитие  зрительно – моторной координации.

5. Работа в тетрадях

Задание №2, стр.44

(тетрадь «По дороге к Азбуке», часть 5, Т.Р.Кислова, А.А.Иванова).

Задание №3, стр. 45.

(тетрадь «По дороге к Азбуке», часть 5, Т.Р.Кислова, А.А.Иванова).

6. Физкультминутка

Цель: нормализация мышечного тонуса, релаксация отдельных групп мышц

7.Работа в тетрадях.

Задание  №4, стр. 45.

(тетрадь «По дороге к Азбуке», часть 5, Т.Р.Кислова, А.А.Иванова).

- Молодцы, вы всё рассказали о звуке [Ш], а сейчас я предлагаю послушать сказку о новой букве.

  «В одном алфавитном царстве, азбучном государстве на одном шумном болоте в шалаше среди камышей и лягушек  жила – была одна удивительная буква.

  Она была ещё та штучка! Когда у неё было хорошее настроение – она шутила, шушукалась, шалила, кушала шоколад! Но когда у неё портилось настроение, то она начинала шипеть, шелестеть, шикать, шлёпать по воде. Но хорошо, что это происходило очень редко.

   А так – то это была непросто буква, а прямо-таки душка! Она любила шить и штопать шёлковые и шерстяные вещи, а потом их дарить всем своим подружкам. И вещи эти были шикарные – шарфы, шорты, штаны, шапки, пальто и куртки с опушкой!».

 - Догадались, что это была за буква?

- Что умела делать буква Ш?

- Чем она любила заниматься?

- Какие вещи она дарила своим подружкам?

- А вот и она шикарная штучка – буква, которая на письме обозначает звук [Ш].

Логопед помещает на доску букву Ш  разного формата и шрифта.

- Что напоминает вам эта буква?

«Шура сено ворошил,  

Вилы в сене позабыл».

«Ах, табуретка хороша!  

Перевернул и буква Ш!»

«Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит прямая.».

«Буква Ш с тремя шипами,

Не хватай её руками».

- Скажите, из каких элементов состоит буква Ш? Как они расположены?

- Давайте, сделаем её из пальчиков (большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх); нарисуем букву Ш в воздухе;  выложим её из палочек.

- А теперь давайте узнаем с кем будет петь песенки буква Ш. Но вначале нужно подготовить себя.

«Чтобы жить и не болеть,

Каждый день старайся петь.

Прогони подальше лень,

Улыбайся каждый день!

Веселись, пляши и пой,

Будь здоровый вот такой!».

- Молодцы. А теперь поём весёлые песенки со звуком, который обозначает буква Ш.

Логопед включает мелодию №1, потом №2 Т.Н.Новиковой – Иванцовой. На доске поочерёдно выставляются слоги с буквой Ш.

АШ ОШ УШ ИШ ЕШ

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

- Молодцы, а теперь нас ждут задания в тетрадках. Но для этого нам нужны здоровые, отдохнувшие глазки. Берём наших помощников.

Аш – аш – аш – смотрим все на карандаш;

Ошка-ошка-ошка — на окно крадётся  кошка.

Ашка-ашка-ашка — вот летит одна букашка.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо;

Ша – ша – ша – наша жизнь – то хороша!

 -  Открываем тетради на стр. 44. В задании №2 вам необходимо аккуратно напечатать букву Ш.

 - Обратите внимание, что все буквы пишутся сверху вниз, слева на право.

- В задании №3 надо переставить буквы и напечатать получившееся слово.

УШМ – ШУМ       КШАА – КАША

ШДУ – ДУШ         БШАУ – ШУБА

- Буква Ш в своём шалаше любит ухаживать за комнатными растениями. Давайте, навестим её шалаш и рассмотрим, что же растёт в горшках.

Логопед размещает на доске изображения комнатных растений.

Мы шагаем, мы шагаем,

Всё, что видим называем.

  Увидели ….. хлорофитум.

  Делим это слово «замочками».

Мы шагаем, мы шагаем,

Всё, что видим, называем.

  Увидели …..  традесканцию.

  Делим это слово «замочками».

Мы шагаем, мы шагаем,

Всё, что видим называем.

  Увидели   ….  фиалку.

  Делим это слово «замочками».

Мы шагаем, мы шагаем,

Всё, что видим называем.

  Увидели ….  герань.

  Делим это слово «замочками».

- Отдохнули, а теперь задание №4.  

  – Прочитайте слоги.

- А теперь соедините стрелками слоги так, чтобы получились целые слова.

Слова: КА-ША, КОШ-КА, ША-ЛАШ, ВИШ-НЯ, КА-МЫШ.

Дети слушают сказку.

Ответы детей.

- Буква Ш напоминает вилы, забор, табуретку, букву Е.

- Три палочки расположены вертикально, а четвертая горизонтально.

Дети выполняют действия, выкладывают букву из палочек. 

Дети проговаривают слова и выполняют кинезиологическое упражнение для рук «Ладонь – кулак - ребро».

Дети, стоя, пропевают под музыку слоги с изучаемой буквой.

Дети берут в руку карандаш с игрушкой - насадкой и выполняют движения влево - вправо, вверх-вниз, по кругу, по линии ленивой восьмёрки, следя глазами за игрушкой на карандаше. Проговаривают текст чистоговрки.

Дети в тетрадях обводят по контуру и печатают  букву Ш.

Дети в тетрадях конструируют и печатают слова из букв.

Дети, стоя выполняют кинезиологические упражнения, проговаривают текст.

   

Дети шагают одноименным способом.

 Дети отхлопывают слово.

Дети шагают перекрёстным способом.

Дети отхлопывают слово.

Выполняют движение «ухо – нос – хлопок».

Дети отхлопывают слово.

Выполняют обхватываю-щие движения руками.

Дети отхлопывают слово.

Дети читают по цепочке слоги в тетради. 

Дети конструируют и читают слова из слогов.

I I I  Закрепление изученного

Игра

«Измени слово так, чтобы в названии появился звук [Ш]»

Цель: упражнять в словоизменении существительных суффиксальным способом

Игра в песочнице

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и формирования навыков саморегуляции.

 - А сейчас пришло песочное время. Пока оно шуршит – шелестит в песочных часах, можно поиграть. Но есть одно условие: вы можете взять только те игрушки, в названии которых есть звук [Ш], а в написании слов будет буква Ш.

 - Чтобы помочь вам в выборе, я предлагаю игру- подсказку.

 -  Хлеб

-   Орехи

-   Муравей

- Воробей

- Корова

- Рыба

- Камни

- Теперь вы поняли, как можно выбрать игрушки для игры.

Логопед включает спокойную музыку со звучанием морского прибоя.

- Закончилось песочное время, расскажите, какими игрушками вы играли?

— хлебушек.

— орешки.

— муравьишка.

— воробышек.

— коровушка.

— рыбёшка.

— камешки. 

Дети выбирают игрушки.

Дети  играют в песочнице.

Ответы детей.

Итог

Дыхательное упражнение «Лечебный звук [Ш]»

Цель: закрепление диафрагмально – речевого дыхания.

- Заканчивается наша встреча.

- Какая буква была у нас гостьюшкой?

- Запомнили вы сказку о букве Ш?

- Из каких элементов состоит эта буква, напечатайте её на песке.

 На прощание я хочу вам рассказать один секрет. Знаете ли вы, что звук, который обозначает буква Ш, является лечебным?

   В Древнем Китае верили, что если несколько раз произнести его вслух, то гнев, обида и злость уходят от человека.

   Давайте попробуем это сделать. Вспомните какой – то случай или человека, на которого вы обиделись и разозлились, теперь набираем воздух и медленно произносим: ШШШШШШШШ.

- Правда, стало легче?! Надеюсь, вам это пригодится в жизни.

- Буква Ш.

- Три палочки стоят, а четвёртая лежит.

 Дети печатают букву Ш на песочной поверхности.

Дети стоят вокруг песочницы, руки лежат на бортиках.

Дети выполняют дыхательное упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия  с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Сказка о снеговике»

Задачи занятия:Образовательные:Уточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [С].Продолжать формировать длительную воздушную струю.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, сло...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми логопедической группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие колобка»

Цели и задачи: Коррекционно-образовательные: • учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.• познакомить детей со звуком [п] и способом его...

Развлечение для детей подготовительной логопедической группы с использованием здоровьесберегающей технологии, игровой технологии: «Как дети помогли Лесовичку Зимушку спасти»

Развлечение для детей подготовительной логопедической группы с использованием здоровьесберегающей технологии, игровой технологии:«Как дети помогли Лесовичку Зимушку спасти»...