«Познавательное направление воспитания и ценность познания» (экологическое воспитание)
материал

Чеботова Мария Владимировна

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, начало её становления падает на первые семь, восемь лет их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Познавательное направление воспитания

 и ценность познания»

(экологическое воспитание)

Каждый обязан сохранять природу

и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам…

Конституция РФ, ст. 58, 1993 г.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка, его личностный рост.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, начало её становления падает на первые семь, восемь лет их жизни.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта:

передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом.

Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

 Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов: (представлены на слайде)

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь  со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и  восстановление природных богатств.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми.

В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место следующие виды деятельности: (представлены на слайде)

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей;

- общение с природой, контакт с объектами растительного животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действие по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания- деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры экологического воспитания детей, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.

Творческая активность воспитателя должна быть направлена на следующее:

- вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов и технологий экологического воспитания детей;

- постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное использование складывающейся ситуации, применение своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с детьми, их обучении – это самый гибкий механизм, который дает разнообразное использование одной и той же технологии воспитателя с разными детьми в разных условиях;

- создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых событий. В общении с детьми воспитатель должен реализовать изначально позитивный взгляд на них, воспитывать способом одобрения, помощи и поддержки.

В педагогической деятельности воспитатель должен реализовать себя как личность: широко и разнообразно использующий свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей.

Экологическое воспитание дошкольников по ФОП — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: (представлены на слайде)

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных эстетических ощущений от любования природой;

-умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны.

Из моего опыта работы могу сказать: ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.  

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФОП может быть реализовано через такие виды деятельности:

-наблюдения,

-опыты,

-исследования,

-игры,

-труд,

-художественно-эстетическая практика,

-знакомство с природоведческой литературой,

-занятия физкультурой и спортом,

 -встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды,

 - посещение выставок (домашних животных, выставки цветов),

- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов,

 - экологические тренинги,

- создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»,

 - коллекционирование объектов природы,

- изготовление лэпбуков.

 Считаю, что важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

 Необходимо стремиться теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Мы привлекаем детей к уходу за растениями и животными, к сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

 В своей работе использую следующие формы деятельности, которые имеют широкий спектр осуществления экологического воспитания.

Формы экологического воспитания: (представлены на слайде)

-Непосредственно образовательная деятельность. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.

-коллективные;

-групповые;

-индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники, «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Встреча весны», «Здравствуй, лето», акция «Покормите птиц зимой», «Птиц встречаем», «Неделя добра», посадка деревьев.  Также часто практикую совместную трудовую деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в занятиях доброты, экологических выставок, конкурсах рисунков.

В групповых формах работы используем экскурсии, исследования и проведение опытов. Считаем, что эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, раздачи листовок в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуем наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Эффективными Методами экологического воспитания дошкольников являются экологическое воспитание дошкольников с учетом ФОП, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

В педагогическом процессе использую различные методы обучения:

  • наглядные,
  • практические,
  • словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это мои рассказы и рассказы детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. В работе по ознакомлению детей с природой используем методы в комплексе, правильно сочетаем их между собой.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагаем понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения проводим регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

-объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;

-время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;

-нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

-восприятие объектов природы;

-исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;

-творческое отображение полученной информации.

В процессе наблюдения направляем деятельность дошкольников, задаем вопросы, ставим перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, используем несложные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Практикую сюжетные игры, игры-практикумы, игры - иллюстрации и инсценировки. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов

Также в своей практике дошкольного воспитания в ознакомлении детей с природой широко используем разнообразие нескольких групп игр: Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Провожу их для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» с взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно – это могут быть кратковременные групповые, индивидуальные проекты.  

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду и в группе благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «Центра природы», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

 -Анкетирование, проведение опросов

- Беседы  

-родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, вопрос- ответ),

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат

–совместные досуги, праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в «Центре природы».

- Выпуск папок - передвижек.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

 А в заключение хочу сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проек образовательная область познание " экологическое воспитание" "Растения нашей группы и дома"

ПРОЕКТ«Комнатные растения нашей группы и дома»Срок реализации; 3 месяцаТип,  вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их родителями)Актуальность на...

Конспект образовательной деятельности ПОЗНАНИЕ (экологическое воспитание) «Путешествие за Солнышком» (2-я группа раннего развития)

Конспект образовательной деятельностиПОЗНАНИЕ(экологическое воспитание)«Путешествие за Солнышком» (2-я группа раннего развития)...

«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

laquo;Познавательно-исследовательская               деятельность   как метод   экологического воспитания ...

Проект по познавательному развитию с акцентом на экологическое воспитание «Водные ресурсы России»

Проект по познавательному развитию с акцентом на экологическое воспитание «Водные ресурсы России»О проблеме сохранения водных запасов на нашей планете говорится немало. С раннего детства в...

Статья из опыта работы "Наблюдение - метод познания экологического воспитания"

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоционал...

Выступление-презентация на МО воспитателей г. Оренбурга "Формирование социо-культурных ценностей через экологическое воспитание дошкольников"

Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизн...