Статья из опыта работы "Наблюдение - метод познания экологического воспитания"
статья
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie-metod_poznanniya_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы:
«Наблюдение как основной метод познания
и экологического образования детей»
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кару, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.
Для получения результатов в группе детского сада, мы считаем необходимым создать определённые условия и прежде всего, систему работы воспитателей и педагогов дополнительного образования.
В работе мы используем разнообразные формы и методы работы: это циклы наблюдений за растениями и животными на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей.
Началом формирования личности является самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей любой деятельности приобретает намеренный характер.
Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных.
Прежде всего, работу с детьми мы стараемся планировать так, чтобы лучше и доступнее преподнести всю красоту нашей природы. Чтобы это были систематические занятия (прогулки, экскурсии, наблюдения и т.д.) руководствуясь перспективным планом по ознакомлению с окружающим.
В своей работе мы широко используем игры экологического характера, при помощи которых мы закрепляем знания о растениях, птицах, насекомых и т.д. Это игры: «Зайчик в беде», «Цветы», «Времена года» и многие другие.
Для того, чтобы занятия детей были осознанными и ребенок мог мыслить, мы используем в работе опыты и эксперименты.
Например: эксперимент «Вода и камень». С помощью опытов и экспериментов мы устанавливаем необходимые факторы, что вода мокрая, легкая, камень твердый, тяжелый тонет в воде. «Лед и вода» - что лед превращается в воду, снег превращается в воду. «Земля мокрая – сухая» – т.е. какая почва должна быть, чтобы растение лучше росло. И итог этого – дети подводятся к суждениям, получают более прочные знания о том или ином явлении.
В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия. Детей очень полезно знакомить с различными пословицами, поговорками, загадками, народными приметами о природе. Этот подход можно использовать и на занятиях, и на прогулках, экскурсиях. Они приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...
Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...
Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".
Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...
Выступление из опыта работы: «Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для педагогов. Обмен опытом....
Статья "Из опыта работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Статья для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Статья "Из опыта работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников "
Работа детского сада, родителей и детей по созданию Календаря Победы "Обратный отсчет" Посвященный 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Как способ военно-патриотического ...
Доклад из опыта работы «Современные методы и приемы воспитания патриотических чувств у дошкольников»
Презентация https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F«Современные%20подходы%20в%20работе%20по%20патриотическому%20воспитанию».pptx...