«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка на тему
«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников». Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. На сегодняшний день, большинство современных детей редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами. Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного дошкольного образования. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_atyasheva_vera_dmitrievna_sp_detskiy_sad_romashka.docx | 326.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательно-исследовательская
деятельность
как метод экологического воспитания дошкольников»
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников, которая дает направление исследовательского поиска и настойчивость в достижении значимой для него цели. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество. На сегодняшний день, большинство современных детей редко общаются с природой. Часто дошкольники неплохо знают растения и животных других стран, и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с нами. Подготовка ребенка дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного дошкольного образования. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
В дошкольном учреждении создана экологическая комната. Экологическая комната разбита на ряд зон: лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, зимний сад, уголок времен года. Уголок времен года отображает характерные признаки сезона. Дети в повседневной жизни закрепляют знания о временах года. В экологической комнате развели разнообразные растения, изготовили макеты различных климатических зон, виды ландшафтов (овраги, горы, равнины, реки, болото, водопад и т.д.). Изготовили панорамы «Животные Севера», «Животный и растительный мир южных стран », «Животный и растительный мир пустыни», «Животный и растительный мир морей и океанов».
Создали мини лабораторию, закупили необходимое оборудование: микроскоп, весы, колбы, мензурки. В лаборатории дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения различной тематики. Создали экологический мини музей, экспонаты которого собраны педагогами, родителями, самими ребятами. В музее два отдела: «Природа нашего края», и «Природоохранная деятельность детского сада». Это фотографии, картины, рисунки, гербарии, на которых представлен растительный и животный мир нашей местности, фотоальбомы со снимками нашей деятельности, поделки из природного материала. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открылась с организацией экологической тропы и образовательных терренкуров - специально оборудованного маршрута на природе. Значение разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками и родителями детей. Весной посадили растения для экологической тропы на территории детского сада: Елочки, пирамидальный тополь, смородину, рябиновую аллею, яблоню, вишню. Круглый год в детском саду воспитатели совместно с детьми выращивают овощи; лук, салат, огурцы, помидоры, редис, фасоль, горох и др. Ежегодно среди групп проходит конкурс «Огород на окне». Стало доброй традицией проводить в ДОУ «Всемирный день защиты и охраны окружающей среды». Каждый год 5 июня дети вместе с воспитателями и родителями водружают плакаты природоохранного содержания, изготовленные своими руками
Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографии на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек). С родителями регулярно проводятся совместные мероприятия: «Экологический марафон», «Ярмарка родительских идей», «Парад семейных коллекций», экопроект «Дерево моего ребенка», день открытых дверей, практикум доброты.
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения - экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии. Осуществляется взаимодействие с межведомственными организациями по экологическому воспитанию дошкольников: краеведческий музей, конноспортивная школа, районная библиотека, средняя общеобразовательная Выстроенная система работы педагогическим коллективом, показала значимые результаты в течение учебного года. Воспитанники с педагогами активно участвовали в различных конкурсных мероприятиях районного, всероссийского, окружного и областного уровней.
1.«Мудрый совенок V». Всероссийский познавательный конкурс – игра. (Диплом Победителя)
2.Конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Районный. ( 5 Дипломов I место)
3.Конкурс «Свиристель». Районный.(6 Грамот I место, 2 Грамоты IIместо
4.Региональный этап Всероссийского детского конкурса рисунков «Зеленая планета глазами детей». (2 место Диплом).
5.Смотр-конкурс «Уголок живой природы» (окружной и областной – Диплом - второе место и Благодарственное письмо)
6. Областной конкурс новогодних и рождественских композиций «Новогодняя сказка» (6 Грамот – творческий дебют)
7. Окружной конкурс «Детский сад года» (Диплом 2-место)
8. Региональный конкурс «ЭкоЛидер 2008», «ЭкоЛидер2009», «ЭкоЛидер 2011г», ЭкоЛидер2012», «ЭкоЛидер2015», «Эколидер2017» (Дипломы участника)
9. Региональный конкурс детских творческих работ на экологическую тему (Диплом участника)
10.Областной конкурс «Зеленая планета глазами детей» (Грамота - 2 место)
11.Областной конкурс детского творчества «Мое любимое животное» (самый юный воспитанник Диплом Гран-при)
Атяшева Вера Дмитриевна, Старший воспитатель
Структурное подразделение детский сад «Ромашка»
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Презентация для консультации воспитателей...
Игра, как метод экологического воспитания дошкольников
Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...
«Игра и сказка как метод экологического воспитания дошкольников
Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта обще...