Обогащение образовательной среды с помощью технологии «Друдлы»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Людмила Николаевна Пономарева

Создание системы работы по развитию речи и креативного мышления детей дошкольного возраста с помощью технологии «Друдлы».

Внедрение игры «Друдлы» в практику работы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_drudly.docx154.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с. Ливенка»

Обогащение образовательной среды с помощью технологии «Друдлы»

Автор-составитель воспитатель

высшей квалификационной категории

Пономарева Людмила Николаевна

2024 год

Обогащение образовательной среды в ДОУ с помощью технологии «Друдлы»

Цели:

  1. Создание системы работы по развитию речи и креативного мышления детей дошкольного возраста с помощью технологии «Друдлы»
  2. Внедрение игры «Друдлы» в практику работы ДОУ.

Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи: Образовательные:

  1. Познакомить детей, педагогов и родителей с технологией «Друдлы»
  2. Развить воображение и речь у детей дошкольного возраста.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития у детей коммуникативных навыков и творческих способностей посредством применения технологии «Друдлы».
  2. Способствовать развитию креативного мышления.
  3. Стимулировать        развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  1. Создавать предпосылки для развития творческой инициативы. Возраст детей: дети младшего и старшего дошкольного возраста

Оборудование и материалы:

-листы формата А4

-черные маркеры

-шаблоны с друдлами

Наименование мероприятия, формат проведения

Категория участников

Краткое описание

1.

«Наши новые друзья» Коррекционно-развивающее занятие с применением технологии «Друдлы»

младшая группа

В основе занятия лежит игра с друдлами «Что за зверь?».

Занятие направлено на развитие воображения и коммуникативных навыков.

2.

«Готовимся к школе с друдлами»

Коррекционно-развивающее занятие с применением технологии «Друдлы»

подготовительная группа

В занятие входит серия игр с друдлами («В гостях у Винни Пуха», «Предметы вокруг нас», «Чего не бывет на свете?», «Зимняя фантазия») которые направлены на:

-развитие у детей образного и логического мышления,

-расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,

-повышение интеллектуального уровня,

- развитие воображения;

- развитие коммуникативных навыков и речи в целом

3.

«Вообразилия» Коррекционно-развивающее занятие с применением технологии

«Друдлы»

старшая группа

В занятие входит серия игр с друдлами («В гостях у Винни- Пуха», «Моя фантазия»,

«Предметы вокруг нас»), которые направлены на:

-развитие у детей образного и логического мышления,

-расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,

-повышение интеллектуального уровня,

- развитие воображения;

- развитие коммуникативных навыков и речи в целом

4.

«Зимняя фантазия» Коррекционно-развивающее занятие с применением технологии «Друдлы»

средняя группа

Занятие основывается на двух играх с друдлами: «Эти странные животные» и «В гостях у Винни-Пуха», которые направлены на развитие воображения и

коммуникативных навыков.

5.

«Мой друдл» Индивидуальные занятия

старшая и подготовительная группы

Индивидуальные занятия с детьми, имеющими проблемы в развитии речи с применением техники

«Друдлы»

6.

«Фантазеры» или

«Слон в шляпе»

Тренинг для сотрудников ДОУ

сотрудники ДОУ

Знакомство участников тренинга с технологией

«Друдлы». В процессе занятия формируются две команды, которые затем соревнуются в выполнении различных заданий с друдлами. Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, командообразование, развитие

творческого потенциала.

7.

«Фантазеры» или

«Слон в шляпе» Тренинг для родителей

родители

Знакомство участников тренинга с технологией

«Друдлы». В процессе занятия формируются две команды, которые затем соревнуются в выполнении различных заданий с друдлами. Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, командообразование, развитие

творческого потенциала

Понятие «друдл» пришло к нам из английского языка. Droodle = doodle

+ riddle (riddle – загадка, doodle –абстрактные каракули, которые рисует человек, разговаривая по телефону). Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой надо придумать, что изображено на картинке. В этой графической головоломке имеется множество вариантов ответа. Каждый может предложить несколько разных вариантов объяснений к изображению.

Друдлы используются        давно.        Широкое        распространение        эта        игра получила после публикации сборника друдлов к книге Роджера Прайса под

названием «Droodles» в 1953 году. После чего началось лавинообразное распространение этой занимательной и интересной игры!

Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Это черно-белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Эта игра интересна дошкольникам тем, что она дает неограниченное пространство для полета фантазии, воображения и творчества детей: друдлы развивают речь ребенка во время игры, повышают мыслительную деятельность, стимулируют пространственное мышление, познавательную активность детей. Смысл друдлов, как можно больше придумать вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.

Чем полезна технология «Друдлы?

  • развитие креативного мышления «Я учусь видеть необычное в обычном»;
  • развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Результаты, которые достигаются благодаря данной технике:

  • развитие у детей образного и логического мышления,
  • расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,

-повышение интеллектуального уровня;

  • развитие воображения;
  • развитие коммуникативных навыков и речи в целом, т.к. когда я рисую, то проговариваю то, что я рисую. Ведь при занятиях с ребенком в паре, то без общения не обойтись.

Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает объединению взрослых и детей, возможности вместе пофантазировать и посмеяться.

При использовании друдлов важно учитывать следующие принципы:

  • поэтапное усложнение от простого к сложному;
  • насыщение игрового задания новизной объектов;
  • постепенное увеличение количества друдлов.

В друдлы дети могут играть коллективно или самостоятельно. Это одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, общаться, фантазировать и «креативить».

Подбирать друдлы для творческого задания можно по определенной тематике или по самостоятельному замыслу детей. В играх побеждает тот, кто за минимальное время справился с заданием. Поощряются наиболее нестандартные, интересные решения.

Варианты игровых приемов в технологии «Друдлы»:

«Составь предложение»

Количество друдлов в этой игре зависит от слов в предполагаемом предложении (за исключением предлогов, местоимений и союзов). Детям предлагается «прочитать предложение». При этом задание можно немного менять – при составлении предложения сохранять последовательность друдлов или перемещать их. Побеждает тот, кто предложил наиболее нестандартное решение.

«Придумай историю, сказку»

Предлагаются друдлы, по которым дети составляют два предложения. Данное задание. Дети, любят выполнять коллективно – на основании получившихся предложений придумывают сказку развивая сюжет, обсуждая, споря, отстаивая свою точку зрения.

«Отгадай, какая сказка здесь спряталась.»

Детям предлагается карточка с друдлами (от 4 до 8), которые объединены сюжетом сказки. Нужно дорисовать их визуально или практически и назвать сказку. Можно использовать эти карточки для инсценировки знакомых сказок – как опорную схему.

«Угадай мелодию»

Игра аналогична предыдущей, с той разницей, что на карточке

«спряталась» песенка, отгадав которую необходимо ее пропеть. Варианты ответов: «Облака»; «По дороге с облаками».

«Зашифруй в друдлах»

Эта игра предполагает возможность зашифровать в друдлах знакомую всем сказку, песню. Отгадывается сказка или песня коллективно.

«Что за зверь?».

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнку предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем этот друдл и фантазии ребенка продолжаются.

«Моя вообразилия»

На занятии используем друдлы для рисования. Рисуем на свободную тему, по замыслу ребенка. Ребенку задается вопрос: «Что нарисовано на твоем рисунке?» все ответы развивают фантазию, воображение и творческое мышление. Ребенок дорисовывает друдл как сам захочет. Педагог отдельно на листе рисует линии и кляксы, которые пришли спонтанно в голову, потом он предлагает поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисовываем линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка. И беседуем с ребенком по каждому друдлу.

«Чего не бывает на свете?!»

Игра «Дорисуй картинку». Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

«В гостях у Винни Пуха».

Игра «Придумай и нарисуй друдл». Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А педагог с Винни Пухом старается отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

«Весенняя фантазия»

Игра «Я вижу необычное в обычном». Перед Вами листы бумаги, на которых Вы видите что-то «необычное». Детям нужно включить всю свою фантазию, всё своё воображение и нарисовать предмет, а потом рассказать, что же у вас в итоге получилось.

«Предметы вокруг нас»

Игра «Что я нарисовал». Все рисуют друдлы и педагог тоже. Потом дети по очереди угадывают, что нарисовал другой ребенок, высказывают свое мнение все дети. Победителем считается тот ребенок, который угадает какое название дал автор друдла.

«Это кто? Это что?»

Ребёнку        даётся        картинка        и        предлагается        подумать,        на        что        похоже изображение.

Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название даётся фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Вариант игры: придумать смешное название картинке.

Для развития речевой активности, можно поставить условие: обязательно объяснить свой вариант ответа. Важно для взрослого: не подавлять точку зрения ребёнка своим «правильным» мнением.

«Зоопарк».

Ребёнок получает готовую головоломку, но варианты ответов конкретизируем, например, вопросом: что это за животное? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях разных зверей.

При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данное животное. Если малыш настаивает на единственном правильном ответе – предложите повернуть картинку, например, на 90 или 180 градусов.

«Поможем Незнайке».

Детям даются друдлы со словами: «Незнайка решил нарисовать картинки в подарок своим друзьям, но как всегда спешил и не успел закончить работу. Давайте попробуем вместе с вами завершить эти рисунки. Но надо очень постараться, чтобы все рисунки получились разными и не повторялись». Ничего страшного, если нет особого художественного таланта, важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.

«Что я нарисовала?».

Создайте абстрактный рисунок непосредственно перед ребёнком и предложите ему угадать, какое название вы придумали для этого рисунка.

Ребёнок учится узнавать в неопределённых графических формах различные знакомые предметы.

«Чего на свете не бывает?»

Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но сразу вам его не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок.

Упражнение не только развивает фантазию, но и способствует умению вести диалог.

«Ты - мне, я – тебе».

Предложите детям нарисовать друдлы. Тема может быть определённая или по собственному замыслу. Затем дети обмениваются рисунками и

добавляют некоторые элементы. А позже снова обмениваются и дают свои варианты названий.

Упражнение        развивает гибкость        мышления        -        способность        выражать широкое многообразие идей.

«Пещерный рисунок».

Сказать детям, что в пещере темно и ничего не видно. Можно закрыть глаза или надеть лёгкую повязку. Предложить нарисовать, например, какое-нибудь животное. Затем дети открывают глаза, рассматривают рисунки и высказывают свои предположения, кто на них изображён.

Не забываем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов».

«Сказочники».

Дать детям несколько готовых друдлов или предложить самим выбрать из картотеки. Задание: придумать сказку по иллюстрациям - друдлам.

Приветствуется нестандартный подход к решению задачи.

Почти все из перечисленных игровых и творческих заданий изначально подбираются воспитателем по его собственному замыслу. Но дети предлагают, как правило, множество совершенно других вариантов, объясняя словесно или посредством рисунков свою интерпретацию изображенного друдла. Чем необычнее и интереснее решение, тем выше уровень развития креативности ребенка.

Друдл – это не только занимательная головоломка для ребёнка, но и весёлое занятие для всей семьи, увлекательный конкурс на праздники для дружной компании. Это удивительная методика обеспечивает фактически неограниченный полёт фантазии для генерации креативных идей, развития образности речи, гибкого мышления и творческих способностей. Она, безусловно, объединяет детей и взрослых.

Индивидуальные занятия с детьми.

Самая главная цель: учиться видеть необычное в обычном. Например, вариант работы может быть таким:

  1. Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то. То, что он сам захочет.
  2. Вы, отдельно на другом белом листе, черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом, все, что приходит вам в голову.
  3. Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
  4. Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
  5. Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.
  6. Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы:

«Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».

  1. С помощью друдлов можно закреплять с детьми понятия: звук, слог, слово, предложение:
  • Ребёнок дорисовывает картинку, определяет, в какой части слова находится звук и выкладывает на схеме.

Например, картинка «кошка» - звук «Ш» находится в середине слова.

  • Можно учиться проводить звуковой состав слова.

Например, разобрать слова «зонт» или «гриб».

  • Ребёнок, проговаривая название картинки, делит слово на слоги, отстукивает каждый слог и считает, сколько слогов в этом слове.

Например, в слове «кот» - 1 слог, в слове «по-ро-сё-нок» 4 слога.

  • Из дорисованных друдлов составляем и анализируем предложения.

Например: «Мама поливает цветы», «Щука дружит с лягушкой».

Считаем столько в предложении слов. Проговариваем, какой величины слова, обозначаем длинными полосками длинные слова, а короткими полосками короткие слова. Затем дети рисуют эту схему.

Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие для развития коммуникативных и творческих способностей у детей. В друдлах могут использоваться и заранее заготовленные картинки.

Тренинг для педагогов и родителей «Фантазеры» или «Слон в шляпе»

Участники делятся на две команды. И выполняют серию заданий:

  1. Придумать к друдлам креативные названия.
  2. Составление ассоциативных рядов. Предложенные друдлы представляют собой логическую цепочку. Ваша задача – догадаться, что изображено на каждой отдельной картинке, и определить ключевое слово (варианты ответов: осветительные приборы, столовые принадлежности, предметы мебели).
  3. Капитан команды рисует свой друдл и команда должна придумать как можно больше значений.
  4. Придумать общий рассказ по друдлам, которые вытянул каждый участник команды для себя.
  5. Продолжить с помощью доставшейся картинки с друдлом на фразу: «Это мой портрет, потому что…»

Итоги занятия: ведущий предлагает участникам оценить мастер-класс: те, кто считает его интересным, полезным и хотел бы применить данную методику в работе с воспитанниками, дорисовывают по очереди заготовку с друдлом.

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/М.В. Киселева.-СПб.:Речь, 2018.-160 с.: ил.
  3. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения./О.Е.Озерова.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-192 с.
  4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - Москва, 2004.
  5. Рубанцев В.Д. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2018.

Интернет-источники:

https://skillbox.ru/media/education/drudly_chto_eto_takoe_i_kak_oni_pomogayut

_obucheniyu/ https://urok.1sept.ru/articles/669753

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/igra-drudly https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30777 https://apni.ru/article/3270-razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-pos

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты друдлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры.

Статья содержит практические рекомендации по обогащению образовательной среды в ДОУ  по художественно-эстетическому направлению с учётом национально-регионального компонента ХМАО - Югры. Предлага...

Организация образовательной среды и здоровьезберегающие технологии в условиях введения ФГОС – ДО

В данной презентации представлены наиболее актуальные здоровьесберегающие технологии и методики, используемые мною  в режиме реализации НОД....

Доклад на тему " Национально региональный компонент в образовательной деятельности с помощью технологии Лепбука"

laquo;Национально- региональный компонент в образовательной деятельности с помощью лэпбука» -Здравствуйте, уважаемые коллеги!Важнейшим условием дошкольного воспитания является  приобщ...

Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.

Статья является попыткой осмысления возможностей дистанционного взаимодействия с родителями в реалиях самоизоляции и   цифровизации образования....

«Обогащение образовательной среды по художественно –эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента ».

Обогащая образовательную среду, по художественно- эстетическому направлению с учетом национально – культурного компонента мы помогаем видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном тво...

Формирование личностных качеств у дошкольников посредством обогащения образовательной деятельности здоровьеоринтированной кейс-технологией

Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положитель...