«Знакомим детей с народной культурой. Особенности и история русской тряпичной куклы».
методическая разработка (подготовительная группа)

Семинар- практикум для педагогов.«Знакомим детей с народной культурой. Особенности и история русской тряпичной куклы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikup_tryapichnaya_kukla.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

                    Семинар-практикум для воспитателей

Цель: Повышать профессиональное мастерство педагогов.

Задачи:

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Масленица (тряпичная).

Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"

Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.

 Что такое кукла?

Кукла - самая старинная и самая распространения игрушка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

Куклы изготавливали из подручных материалов.

Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукол бережно хранили, и никогда не выбрасывали.

История возникновения народной игрушки :

Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.

Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. События жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

Безликость куклы – порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом. При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду. Кукол изготавливали из льняных тканей, поэтому вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы»«кукла заболела»«пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

 Все народные куклы делятся на три группы:

  • обрядовые,
  • игровые,
  • обереги.

     Куклы - Обереги. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия.

Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...

Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре

Рассказ для родителей и детей перед мастер-классом "Куколка Куватка"...

История русской тряпичной куклы

История русской тряпичной куклы...

Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой

В статье представлен опыт работы с детьми средней группы по приобщению дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой....

Тема: "История возникновения русской тряпичной куклы"

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была н...