Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой
статья (средняя группа)

Савинова Екатерина Михайловна

В статье представлен опыт работы с детьми средней группы по приобщению дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinova_statya_na_konferentsiyu.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой.

Савинова Е. М.

воспитатель МДОУ «Детский сад №1 «Аленушка» г. Тейково, РФ

В статье представлен опыт работы воспитателя ДОО с детьми средней группы по приобщению дошкольников к народной культуре и традициям через знакомство с русской тряпичной куклой. Раскрыты формы работы с детьми и родителями в данном направлении.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, народная культура и традиции, русская тряпичная кукла, куклы-кувадки, кукла – «зерновушка».

 Необходимость приобщения подрастающего поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». Обращение к народному наследию воспитывает уважение, гордость за культуру своего народа.

 В нашем дошкольном учреждении уже несколько лет активно проводится работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей.  Реализуется один из основных принципов ФГОС ДО – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Приобщение к народной культуре и традициям занимает важное место в этой работе. Педагоги знакомят дошкольников с народными традициями, праздниками, фольклором, народно – прикладным искусством. Являясь педагогом средней группы, я  задумалась о том, какие формы работы по приобщению к народной культуре были бы наиболее доступны и интересны детям 5 лет. Кроме того, наблюдая за игровой деятельностью своих воспитанников, я пришла к выводу, что большинство ребят предпочитают игрушки, которые представляют собой персонажей известных современных мультфильмов. Играя такими игрушками, дети чаще всего воспроизводят один и тот же, наиболее запомнившийся им сюжет. В связи с этим я решила познакомить ребят с народной тряпичной куклой, так как она обладает рядом неоспоримых преимуществ:

материалы для изготовления натуральны и экологичны, т.е. безопасны для детей; технология её изготовления очень проста, не требует большой подготовки и особых умений; способ изготовления кукол может освоить любой ребёнок, начиная с 4 – 5 лет.

 На начальном этапе ребята познакомились  с материалами для изготовления народных кукол: с яркими тканями из хлопка, атласными лентами, элементами декора. Материалы подбирались натуральные, которые производятся хлопчато- бумажным комбинатом, расположенным в нашем городе. Дети с интересом рассматривали отрезки ткани, разглядывали узоры и рисунки на них. Ребятам очень интересно было узнать, что ткани производятся в  родном городе, причем тейковские ткани известны были уже в старину, во времена их прапрабабушек.

 Затем дети  заглянули в плетёный сундучок, в котором обнаружили куколок – пеленашек и кувадок. Моих воспитанников очень заинтересовали эти необычные и непривычные для них куклы.

С помощью рассказа и презентации дошкольники узнали, что куколок – пеленашек  женщины делали в качестве оберегов для своих детей, их клали в колыбельку к младенцам. Кукол - кувадок  в старину размещали над люлькой ребёнка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Вполне естественно, что эти тряпичные куклы становились первыми и самыми любимыми игрушками детей. Ребята были удивлены тому, что когда – то давно  их сверстники играли в тряпичные куклы и даже сами умели их мастерить. Кукол бережно хранили и предавали от мамы к дочке и так далее, из поколения в поколение. Куколок делали из поношенной одежды. Считалось, что так куколке передаётся материнское тепло, любовь и доброта, оберегающие ребёнка.

Мои воспитанники с помощью показа и непосредственной помощи быстро освоили изготовление тряпичных кукол и полюбили ими играть. У традиционной тряпичной куклы нет лица, что позволяет детям фантазировать: придумывать настроение и мимику игрушки самостоятельно. Кукол можно использовать в театрализованной деятельности, разыгрывать с их помощью народные сказки, обыгрывать потешки и прибаутки.

 Очень понравилась детям кукла – «зерновушка» (или «крупеничка»), которая была раньше в каждой семье.  Осенью её наполняли зерном или крупой после уборки урожая, чтобы в доме всегда был достаток. Через знакомство с этой куклой ребятам открылась еще одна народная традиция. Кроме того, такую куклу приятно трогать, т. к. находящееся внутри зерно или крупа обеспечивают лечебный массаж кончиков пальцев.

 Для родителей воспитанников был организован мастер – класс по изготовлению народной куклы – кувадки, во время которого они познакомились с историей и разновидностями русских тряпичных кукол. Семьи воспитанников сделали народных кукол своими руками и  приняли участие в городском конкурсе «Сударыня – Масленица», на котором представили свои творческие работы.

 Таким образом, русская тряпичная кукла обладает большой педагогической ценностью и универсальностью: она может использоваться для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, тканей, годового цикла праздников, то есть способствует приобщению детей к народной культуре и традициям. Кроме того, рукотворная игрушка способствует развитию тактильных ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья детей.

Литература.

  1. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 119 с.
  2. Котова, И.Н., Котова, А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котов. - СПб.: Паритет, 2003. – 240 с.
  3. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники / И. И. Шангина. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 336 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И               Проект с детьми старшей гр...

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольника к физической культуре и спорту через знакомство со спортивными секциями для детей»

Забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Занятия физкультурой и спортом помогают в оздоровлении человека. Чтобы повысить количество взрослого населения систематически зан...

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...

«Народная тряпичная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» - работаем по проекту «Быт и традиции русского народа».

laquo;Из всех существующих в мире загадоктайна куклы – самая загадочная;без понимания сущности куклыневозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-ЩедринИзучение национальной культуры и нар...