План по самообразованию «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и упражнений" . на 2024 - 2025г
методическая разработка (младшая группа)

Касирова Лариса Олеговна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский»

 

В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что в последнее время в детский сад поступают дети с недостаточной развитой речью. Эта тема показалась мне значимой и актуальной, поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Организованные пальчиковые игры, упражнения , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстовс использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.

 Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Развитие речи с помощью пальчиковых игр и

 упражнений

Подготовила:

Воспитатель Касирова Л.О.

Г.Якутск

Содержание:

  1. Целевой раздел
  2. Пояснительная записка
  3. 1.2. Актуальность выбранной темы

1.3. Цель и задачи плана по самообразованию

       4. Методы и приемы

       5. Формы работы

       6. Планируемые результаты

       7. самореализация

II. Содержательный раздел

2. План работы на 2024 – 2025 г

2.1. Работа с детьми

2.2 Работа с родителями

III. Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение

Срок работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: октябрь 2024г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» 

В. А. Сухомлинский»

В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что в последнее время в детский сад поступают дети с недостаточной развитой речью. Эта тема показалась мне значимой и актуальной, поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Организованные пальчиковые игры, упражнения , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстовс использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.

 Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

Методы:

Словесные

Наглядные

Практические

Приемы:

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами;

- разучивание потешек

• пальчиковый театр;

• игры с кубиками, конструкторами

• рисование по трафаретам;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

- консультативная работа с родителями

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Ожидаемый результат:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

- Расширение речи и пополнение словарного запаса у детей.

- Развитие координации движений, умений управлять своими движениями

Самореализция:

  • Изучение литературы по данной теме
  • Подбор материала по теме
  • Консультация для педагогов «Что такое мелкая моторика, почему ее нужно развивать и как»
  • Оформить, обновить картотек пальчиковых игр и упражнений

План работы на 2024 – 2025 чебный год

Форма  работы

Сроки реализации

Предполагаемый  результат

1

Анализ  поставленной проблемы

Сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей дошкольного возраста.

2

Проведение диагностики  по развитию речи.

Определение затруднений в речевом развитии детей.

3

Изучение научной, учебной, методической литературы по поставленной теме.

Сентябрь – ноябрь

Повышение  компетентности.

4

Индивидуальные беседы, консультации для родителей «Пальчиковые игры и упражения».

(папки-передвижки)

В течении года

Углубление сотрудничества с родителями.

Проведение индивидуальных консультаций.

Памятки для родителей «Пальчиковые игры и упражения»

5

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр, пальчиковых игр и упражнений  для развития речи у детей.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

6

Составление, обновление  картотек: дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения для развития речи»

Оформление и пополнение  дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

9

Создание памятки для родителей «Пальчиковые игры и упражения для развития речи»

В течении года

Повышение педагогической компетентности  родителей.

1

Работа над развитием речи и мелкой моторики через театральную деятельность. Инсценировка сказок

В течении года

(куколный театр)

12

Итог: «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Май

Отчет, публикация  итогов работы по самообразованию.

План работы с детьми

Месяц

Содержание работы

1

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Осень», «Здравствуй», «Водичка»

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование из палочек «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика» (большая)

6.Игра «Я катаю мой орех». (грецкий орех)

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

2

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», «Овощи», «Рыбка»

2.Пальчиковая игра «Моя семья».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

3

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Зима», «Игрушки», «Здравствуй Дедушка Мороз»

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

4

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Компот», «Снежок», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Зима».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или

пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

5

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «», повторение игры «Компот»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

3.Учить детей выкладывать фигурки животных ..Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

6

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Солнышко», «Дорожка»

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»

(Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7. Самомассаж

7

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок.

6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

8

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?» «Цветок», повторение  «Компот»,

«Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Анкетирование родителей а тему «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Ноябрь

Памятка «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Декабь

Индивидуальные беседы «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»

Январь

Рекомендации для родителей «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»

Февраль

Создание, обновление картотеки «Пальчиковые игры и упражения для развития речи для детей младшей группы»

Март - апрель

Выставка, совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руами»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных, якутсих сказок

Методическое обеспечение:

  1. Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры» - М.: «Карапуз» 2007
  2. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Пименова Е.П. «Пальчиковые игры» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
  4. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги «Упражнения на развитие мелкой моторики», - СПб: Корона-Век, 2007
  5. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» -  СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996
  6. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками» .  – М.: Эксмо, 2006
  7. Кольцова М.М. «Развитие моторики»
  8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.Ростов-на-Дону:Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  10. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006
  11. 8. Строгонова И. А. «Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр»

Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в ...

Презентация к самообразованию:"Развитие речи с помощью художественно - эстетического развития"

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей ч...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»...

План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоен...

План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...