План по самообразованию «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и упражнений" . на 2024 - 2025г
методическая разработка (младшая группа)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский»
В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что в последнее время в детский сад поступают дети с недостаточной развитой речью. Эта тема показалась мне значимой и актуальной, поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Организованные пальчиковые игры, упражнения , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе
Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстовс использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Развитие речи с помощью пальчиковых игр и
упражнений
Подготовила:
Воспитатель Касирова Л.О.
Г.Якутск
Содержание:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- 1.2. Актуальность выбранной темы
1.3. Цель и задачи плана по самообразованию
4. Методы и приемы
5. Формы работы
6. Планируемые результаты
7. самореализация
II. Содержательный раздел
2. План работы на 2024 – 2025 г
2.1. Работа с детьми
2.2 Работа с родителями
III. Организационный раздел
- Методическое обеспечение
Срок работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: октябрь 2024г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский»
В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что в последнее время в детский сад поступают дети с недостаточной развитой речью. Эта тема показалась мне значимой и актуальной, поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений». Организованные пальчиковые игры, упражнения , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе
Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстовс использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
Методы:
Словесные
Наглядные
Практические
Приемы:
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами;
- разучивание потешек
• пальчиковый театр;
• игры с кубиками, конструкторами
• рисование по трафаретам;
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
- консультативная работа с родителями
Форма отчѐтности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики
дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»
• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,
дыхательных упражнений.
Ожидаемый результат:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Расширение речи и пополнение словарного запаса у детей.
- Развитие координации движений, умений управлять своими движениями
Самореализция:
- Изучение литературы по данной теме
- Подбор материала по теме
- Консультация для педагогов «Что такое мелкая моторика, почему ее нужно развивать и как»
- Оформить, обновить картотек пальчиковых игр и упражнений
План работы на 2024 – 2025 чебный год
№ | Форма работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
1 | Анализ поставленной проблемы | Сентябрь | Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. |
2 | Проведение диагностики по развитию речи. | Определение затруднений в речевом развитии детей. | |
3 | Изучение научной, учебной, методической литературы по поставленной теме. | Сентябрь – ноябрь | Повышение компетентности. |
4 | Индивидуальные беседы, консультации для родителей «Пальчиковые игры и упражения». (папки-передвижки) | В течении года | Углубление сотрудничества с родителями. Проведение индивидуальных консультаций. Памятки для родителей «Пальчиковые игры и упражения» |
5 | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр, пальчиковых игр и упражнений для развития речи у детей. Использование метода проектов, как средство речевого развития. | на протяжении года | Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
6 | Составление, обновление картотек: дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения для развития речи» | Оформление и пополнение дидактическими играми и пособиями. | |
7 | Посещение открытых занятий в ДОУ. | Обмен опытом с коллегами. | |
9 | Создание памятки для родителей «Пальчиковые игры и упражения для развития речи» | В течении года | Повышение педагогической компетентности родителей. |
1 | Работа над развитием речи и мелкой моторики через театральную деятельность. Инсценировка сказок | В течении года | (куколный театр) |
12 | Итог: «Развиваем пальчики, улучшаем речь». | Май | Отчет, публикация итогов работы по самообразованию. |
План работы с детьми
№ | Месяц | Содержание работы |
1 | Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Осень», «Здравствуй», «Водичка» 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование из палочек «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика» (большая) 6.Игра «Я катаю мой орех». (грецкий орех) 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
2 | Ноябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», «Овощи», «Рыбка» 2.Пальчиковая игра «Моя семья». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,«Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
3 | Декабрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Зима», «Игрушки», «Здравствуй Дедушка Мороз» 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). |
4 | Январь | 1.Разучивание пальчиковых игр «Компот», «Снежок», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Зима». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5 Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) 6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). |
5 | Февраль | 1.Заучивание пальчиковой игры «», повторение игры «Компот» 2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 3.Учить детей выкладывать фигурки животных ..Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» 6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация). |
6 | Март | 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Солнышко», «Дорожка» 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7. Самомассаж |
7 | Апрель | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок. 6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. |
8 | Май | 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?» «Цветок», повторение «Компот», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». |
Работа с родителями
№ | Месяц | Содержание работы |
Октябрь | Анкетирование родителей а тему «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста | |
Ноябрь | Памятка «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | |
Декабь | Индивидуальные беседы «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» | |
Январь | Рекомендации для родителей «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» | |
Февраль | Создание, обновление картотеки «Пальчиковые игры и упражения для развития речи для детей младшей группы» | |
Март - апрель | Выставка, совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руами» | |
Январь-май | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных, якутсих сказок |
Методическое обеспечение:
- Бардышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры» - М.: «Карапуз» 2007
- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2006
- Пименова Е.П. «Пальчиковые игры» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги «Упражнения на развитие мелкой моторики», - СПб: Корона-Век, 2007
- Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» - СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996
- Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками» . – М.: Эксмо, 2006
- Кольцова М.М. «Развитие моторики»
- Елена Данилова «Пальчиковые игры»
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.Ростов-на-Дону:Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006
- 8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр»
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в ...
Презентация к самообразованию:"Развитие речи с помощью художественно - эстетического развития"
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей ч...
План по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр упражнений"
План по самообразованию во 2 младшей группе...
План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»...
План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоен...
План по самообразованию. Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и упражнений
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...